Проект «Народы России» для детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа)

Проявление интереса к жизни, сказкам, играм, традициям, народному творчеству народов России и возможность отразить свои впечатления в продуктивной деятельности – это начало осознанного отношения к своей Родине, ее красоте и богатству, к себе как гражданину своей страны. Гордость и ответственность, знание и уважение культуры и традиций – проявления патриотических чувств, любви к Родине. Цель проекта: воспитание патриотических чувств детей посредством знакомства с народами, населяющими Россию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narody_rossii.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

«Народы России»

Автор проекта

Таирова Эльвира Касимовна, воспитатель МБДОУ№58 «Белочка» г.о. Мытищи

Вид проекта

познавательно-патриотический, творческий

Адресация проекта

Дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников

Актуальность проекта

Мир постоянно меняется в силу различных политических, экономических, культурных процессов. И всё чаще мы говорим от том, что нужно культивировать чувство патриотизма, сохранять традиции и чаще чтить предков. Патриотизм – любовь к Родине. С чего начинается Родина? С чего начинается любовь к Родине, к родному краю? Любовь к Родине в дошкольном возрасте подобна ростку, тонкому и нежному, и необходимо создать условия для его роста. Какие это условия? Это знакомство с историей России, символикой, достопримечательностями России и родного края, с народами, которые населяют Россию. Проявление интереса к жизни, сказкам, играм, традициям, народному творчеству народов России и возможность отразить свои впечатления в продуктивной деятельности – это начало осознанного отношения к своей Родине, ее красоте и богатству, к себе как гражданину своей страны. Гордость и ответственность, знание и уважение культуры и традиций – проявления патриотических чувств, любви к Родине.

Проблемная ситуация

На территории проживают многие народы. У них свой язык, культура и традиции. Как они могут быть народом одной страны и жить дружно.

Проблемные вопросы:

- С чего начинается Родина?

- Какие народы проживают на территории России?

- Чем народы России похожи и в чем отличие?

Цель проекта

воспитание патриотических чувств детей посредством знакомства с народами, населяющими Россию

Задачи проекта

Для детей:

Образовательные:

- углублять и уточнять представления о Родине — России, ее государственных символах, праздниках;

- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;

- знакомить с многообразием народов, проживающих на территории России, их культурой и традициями, воспитывать уважительное отношение;

Развивающие:

-  развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;

- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;

- развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями;

- развивать творческие способности детей, закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;

- воспитывать уважение к представителям народов России, их культуре и традициям.

Для родителей:

-повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания патриотизма.

- привлечь родителей к поиску информации для детей о народах России, их творчестве, культуре и традициях;

- привлечь родителей к формированию предметно-пространственной среды, сбору;

- привлечь к участию в совместных творческих работах с детьми

Для педагогов:

- формировать проектную культуру;

- делиться опытом работы по проектной деятельности с педагогами;

- создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие эмоционально-ценностного отношения детей к нашей многонациональной стране;

- организовать консультации для;

- подготовить и провести открытую образовательную деятельность «Вместе мы – Россия»;

- подготовить мультимедийную презентацию – отчет по проекту.

Сроки реализации

Долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023)

Этапы Реализации

1 этап: подготовительный (сентябрь 2022)

- постановка цели проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей;

- организация взаимодействия со специалистами;

- подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике;

- оформление картотек «Подвижные игры народов России», «Сказки народов России»

- разработка плана реализации совместной с родителями, специалистами проектной деятельности, консультативные встречи с родителями – представителями разных национальностей.

2 этап: практический (октябрь 2022г. – май 2023г.)

Работа с детьми, родителями, педагогами согласно планированию.

3 этап: заключительный (май 2023г.)

- анализ проделанной работы

- представление опыта работы

- публикацию в СМИ.

Продукт проекта

          Открытая организованная деятельность «Вместе мы – Россия» https://25597.maam.ru/maps/news/362038.html

Выставка творческих работ «Богатство народов России»

         Мультимедийная презентация проекта

         Плакат «Орнаменты народов России»

         Лэп-бук «Татарстан»

Предполагаемый результат

- пополнение и приобретение детьми знаний о Родине, ее истории, о народах, проживающих на территории России, их культуре и традициях;

- приобретение детьми навыков социального общения со сверстниками других национальностей, проявление внимания и уважения;

- овладение исследовательскими навыками сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, анализировать;

- итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.

Родители:

- проявляют живой интерес к данной теме и находят совместно с детьми информацию, ранее не знакомую им и интересную и для ребенка, и для себя;

- участвуют в совместной творческой деятельности;

- повышают свой культуру в области патриотического воспитания.

Педагоги:

- формируют проектную культуру и педагогические компетенции в целом, транслируют свой опыт

Практическая значимость

 Проект позволит не просто дать детям информацию о России как о многонациональном государстве. Дети получат возможность углубиться в культуру и традиции разного народы с позиции представителя этого народа.  Реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. Педагогам транслируют опыт реализации данной проектной деятельности на образовательных сайтах

Новизна

обновление содержания совместной воспитательно-образовательной деятельности педагогов и семьи в соответствии с условиями современной социокультурной среды.

Методы исследования

- Получение познавательной информации с использованием Интернет-ресурсов.

- Словесные: беседа, рассказ, объяснение

- Наглядные: наблюдение, иллюстрации, демонстрации, экскурсии.

- Практические: опытно-лабораторная работа.

Планирование проектной деятельности

Месяц

Содержание деятельности

Сентябрь

«Наша Родина – Россия»

- чтение художественной литературы;

- беседы «Моя Родина Россия», «Гимн России», «Герб России», «Флаг России», «Русская одежда»;

- рассматривание иллюстраций «Достопримечательности столицы», «Известные места Мытищ», фотографий, просмотр видеороликов;

- организованная деятельность (аппликация «Флаг России», рисование «Золотая хохлома», «Кукла в русском наряде», «Мой город – Мытищи», «Моя семья»);

- составление рассказов по картине «Ярмарка. Русские»;

- разучивание стихов о Родине, России, разучивание песни «Моя Россия» (Г. Струве, Н. Соловьёва), прослушивание русской народной песни «Во поле березка стояла», разучивание «Русской пляски».

- дидактические игры «Символы России», «Из какой сказки предмет», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Дом моды», «Разгадай ребус»;

- подвижные игры «Заря - Зарничка», «Золотые ворота», «Плетень», и др.;

Родителям:

- экскурсия в Мытищинский историко-художественный музей;

- экскурсия в Мытищинскую картинную галерею;

- участие в акции «С днем рождения, любимый город»

Педагогам:

- разработка проекта по теме «Народы России», постановка цели и задач проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей;

- организация взаимодействия со специалистами;

- подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике

Октябрь

«Россия – многонациональная страна»

- чтение художественной литературы; рассматривание детской энциклопедии «Народы России», беседы по ее содержанию; викторина по русским народным сказкам;

- беседы «Народы России», «Традиции и обычаи русского народа», «Промыслы народов России» Решение проблемных ситуаций: «Если встретились русский, татарин, башкир»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;

- организованная деятельность «Вместе мы – Россия», пластилинография «Русский самовар», рисование русского народного женского костюма, «Волшебная гжель»;

- разучивание стихов о Родине; разучивание «Гимн России», хоровод «На горе то калина».

- дидактические игры «Символы России», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Угадай по описанию», «Разгадай ребус»;

- настольная игра «Путешествие по России», «Мемо Достопримечательности России»;

- подвижные игры «Тетерка», «Сделай так», «Чурилки», «Коршун и цыплята» и др.;

Родителям:

- помощь родителей в подготовке костюмов для использования в организованной деятельности.

- консультативные встречи с родителями – представителями разных национальностей

Педагогам:

- оформление картотеки «Подвижные игры народов России»

Ноябрь

Калмыкия

- беседы «День Народного единства», «Зул – калмыцкий новый год», «Праздник калмыцкого чая»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;

- слушание Чонкушов «Степь», рассматривание картины «Джунгария» (Гарри Рокчинский);

- организованная деятельность (лепка из соленого теста «Борцоки», рисование «Калмыцкий орнамент»);

- дидактические игры «Символы России», «Угадай орнамент», «Дорисуй орнамент», «Сосчитай»;

- театрализованные игры по сказкам народов России;

- подвижная народная игры «Серебряный пояс»;

Родителям:

- принять участие в выставке «Калмыкия»

Воспитателям:

- развлечение, посвященное Дню народного единства;

Декабрь

Жители степей. Башкирия

- беседы «Чем мы отличаемся друг от друга», «Жители степей – башкиры»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;

- прослушивание народных песен и музыки;

- чтение «Тюляк, сын  Сари - Маркаса», «Беда», «Бурая корова», «Два брата», составление рассказа по картине: «Охота с ловчими птицами. Башкиры»;

- организованная деятельность аппликация «Башкирский сапожок», раскрашивание башкирского костюма;

- дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Разгадай ребус»;

- театрализованные игры по сказкам народов России;

- подвижные башкирские  игры  игра «Липкие пеньки», «Голуби»;

- сюжетно-ролевая игра “Дом моды”;

Родителям:

- Задание детям и родителям: совместно подготовить сообщение на тему: новогодние традиции народов России.

Воспитателям:

-

Январь

«На  далеком Севере»

- беседы «Путешествие на север России», «Жители крайнего Севера»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;

- чтение «Как собака друга искала», «Кит и олень» - чукчи; «Девушка - хвощина» - якутская сказка, «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка; «Айога» - нанайская сказка, «Мышка и лиса»; чукотская сказка;

- слушание Арктической симфонии «Северное сияние», В.Задерацкий, музыки северных народов, разучивание танца «Якутяночка»;

- организованная деятельность (аппликация «Якутский амулет», рисование «Белый мишка»);

- дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко»;

- драматизация сказки «Мышка и лиса»

театрализованные игры по сказкам народов России;

- подвижные народные игры «Волк и жеребята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера»;

Родителям:

- создание совместно с родителями плаката «Музыкальные инструменты народов России», ее презентация;

Педагогам:

- создать с детьми лэп-бук «Народы севера»

- развлечение «Рождественские посиделки»

 Февраль

«В гости к жителям гор»

- беседы «Наша Армия», «Военные профессии», «Защитники Отечества»; «Народы России», «В гости к жителям гор»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;

- чтение «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка В. Степанов «На Кавказе любят…», прослушивание музыки «Лезгинка» Хачатурян.

- организованная деятельность «Республика Дагестан», рисование «Дагестанский орнамент», лепка из соленого теста «Щурияр»;

- дидактические игры «Угадай орнамент», «Дорисуй орнамент», «Найди пару», «Сосчитай» (одна бурка).;

- подвижные игры народов Кавказа: «Пастух и овцы», «Под буркой»

Родителям:

- участие в выставке «В гости к жителям гор»

Педагогам:

- подборка дидактических игр «Рисуем орнаменты народов России»

- организовать спортивные досуг к 23 февраля

- организовать масленичные гуляния

Марта

«Республика Татарстан»

- беседа «Дружба народов России», «В гости в Татарстан», «Как отмечают праздники татары», «Национальный татарский костюм»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;

- чтение «Три сестры», «Козел и баран», «Ловкий джигит», слушание музыки «Татарская плясовая», разучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Родная земля»;

- драматизация татарской сказки «Три сестры».;

- организованная деятельность (рисование «Татарский костюм», аппликация «Тюбитейка», «Праздники Татарстана»);

- дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Чей костюм»», «Разрезные картинки», «Найди такую же тюбетейку».;

- подвижные народные игры «Скок-перескок», «Тимербай»;

Родителям:

- подготовить с ребенком презентацию лэп-бука «Татарстан» (Архипов С.)

Педагогам:

- пополнить с детьми выставку «Богатство Татарстана»

- мастер-класс по изготовлению народной куколки с мамами

Апрель

«Республика Мордовия»

- беседы «Космонавты России», «Почему народы России дружат», «Дома разных народов»;

- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;

- чтение «Лиса и медведь», «Пугливая мышь», «Седун», разучивание танцев «Друзья»;

- организованная деятельность (рисование «Дружный хоровод», «Кукла на магните Мордовочка»);

- дидактические игры «Достопримечательности России», «Дорисуй орнамент», «Найди пару», «Найди словечко», «Дом моды»;

- раскрашивание мордовских орнаментов

- подвижные игры «Круговой», «В ключи»;

Родителям:

- создание совместно с родителями альбома рисунков по сказкам народов России;

Воспитателям:

- оформление картотеки «Сказки народов России»

- досуг ко Дню космонавтики

Презентационно – завершающий этап

 

- выставка продуктов детской деятельности (рисунков «Народные сказки», «Народные костюмы», поделок «Богатство народов России);

- открытая организованная деятельность на ОМО «Вместе мы - Россия»;

- картотека «Игры народов России»;

- картотека «Сказки народов России»;

- подборка пословиц, поговорок, загадок о Родине, России, крае;

- подборка «Энциклопедические данные о народах России»;

- подборка иллюстративного материала;

- творческие работы, презентации сделанные семьями детей;

- отчет и презентация проекта «Народы России».

Литература

1.  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005

3. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).

4. Николаева В.В. «Пути формирование этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста» 2008, с.29-32

5. Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Издательство «Скрипторий» Москва 2013год.

6. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с.: ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).

7. Сказки народов России «Гора Самоцветов» https://www.youtube.com/watch?v=Cd82K7u48Yk&list=PLm87fKoPLoMBp5DxIbVH-kFU96ogT8-x-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КО ДНЮ РОССИИ для детей старшего дошкольного возраста «Россия — Рдина моя»

СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КО ДНЮ РОССИИдля детей старшего дошкольного возраста «Россия — Родина моя» Цель: Повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни...

Спортивно-познавательный квест «Россия — Родина моя», посвящённый Дню России для детей старшего дошкольного возраста

Квест-игра проводится в рамках празднования Дня России и имеет ярко выраженную гражданско-патриотическую направленность. В ходе игры дети приобретают новые знания о России, проявляют свои творческие и...

Конспект литературно-музыкальная программа ко дню Независимости России для детей старшего дошкольного возраста «Россия – моя страна!»

Конспект  литературно-музыкальная программа ко дню Независимости России для детей старшего дошкольного возраста «Россия – моя страна!»...

Спортивно-познавательный квест «Россия — Родина моя», посвящённый Дню России для детей старшего дошкольного возраста.

Спортивно-познавательный квест «Россия — Родина моя», посвящённый Дню России для детей старшего дошкольного возраста....

Тематический досуг "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню России.

Данный досуг, посвящён Дню России, воспитывающий у детей дошкольного возраста патриотические чувства к своей Родине, знании о государственных символах нашей страны, любви к родной земле....

ПРОЕКТ «НАРОДЫ РОССИИ» (для детей старшего дошкольного возраста)

Сегодня в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмы...