Родительское собрание в младшей группе "Кризис трёх лет"
учебно-методический материал

Кризис трёх лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего Я. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение его позиции, возрастание самостоятельности и активности требует от близких взрослых своевременной перестройки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_krizis_3_let.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание с активными формами работы

«Кризис трех лет»

Цель:

  1. ознакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизнь;
  2. повысить их психологическую компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия с детьми раннего возраста

Ход собрания:

Здравствуйте уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и посетили нашу встречу, посвященную «Кризису 3 лет»!

Упражнение «Связующая нить»

Прежде чем мы начнем наше занятие, я предлагаю всем нам познакомиться поближе!

Для этого мы с вами будем передавать клубок ниток, и немного рассказывать о себе.

Я начну: Меня зовут Наталья Юрьевна, я педагог – психолог и люблю…(участники передавая клубок ниток, наматывает его на палец, рассказывает о себе). Когда клубок вернулся к ведущему, можно потянуть тихонько за ниточку и обобщить, что все мы связаны единой нитью, единой целью воспитанием детей.

«Что же такое, кризис 3 лет?»

Сегодня мы поговорим о важной проблеме, с которой кто-то уже столкнулся, а кому-то предстоит столкнуться. Это кризис трех лет.

Привыкание к новой группе детского  сада совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс — это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Осознание ребенком себя как «Я» может быть ранним или поздним (зависит от культуры близких ребенку людей). Осознавая, ребенок сравнивает себя со взрослым. Он хочет быть таким, как взрослый. Возникает противопоставление своих желаний желаниям взрослых. 

Кризис проявляется в сферах:

  • отношение к предметному миру;
  • отношение к другим людям;
  • отношение к себе.

Симптомы кризиса 3-х лет. 

1) Ярко выраженный негативизм (стремление делать все на оборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», - говорит мама, а ребенок - вопреки очевидному«Нет, оно черное». Негативизм -это отношение не к предметной ситуации, а к человеку).

2) Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).

3) Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).

4) Своеволие (ребенок все хочет делать сам).

Остальные три симптома встречаются реже

5) Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).

6) Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).

7) В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я».

Ребенок все чаще произносит«Я - сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка - переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Некоторые особенности проявления кризиса 3 лет

- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5–4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

- Пик упрямства приходится на 2,5–3 года жизни.

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

- Девочки капризничают чаще мальчиков.

- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!

- Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Мозговой штурм «Психологический портрет ребенка раннего возраста».

Всем участникам предлагается с помощью мозгового штурма отметить индивидуальные особенности ребенка раннего возраста. На доске или в блокноте фиксируются все предложения. Слева на листе записываются положительные черты присущие трехлетнему ребенку, справа - отрицательные. Как правило, получается «классический» портрет ребенка в период «кризиса трех лет».

Игровое упражнение «Запрет».

Ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.

Ведущий: посмотрите пожалуйста на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т. д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ленточкой, запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки, запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза, слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши, не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.

Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка;

Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Упражнение «Снятие напряжения»

Теперь давайте вернемся к нашим листочкам, где мы записывали негативные стороны своего ребенка. Теперь, мы будем пробовать уметь договариваться со своим ребенком… Возьмите листочек в руки и сделайте с ним что захотите. (рвать, смять, выбросить в урну).

Упражнение «Цветок»

Ведущий: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

Рефлексия:

- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?

С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком?

Рефлексия.

Конечно, очень трудно сдерживать себя и оставаться спокойной, когда твой ребенок проявляет признаки «кризиса 3 лет», но каждый из нас не должен забывать о том, что ребенок — это личность!

Раздача памяток родителям, «Советы родителям «Если у ребенка Кризис 3 лет»

Советы родителям!

1.Правильно сбалансируйте наказания и поощрения.

2.Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин того, что вы позволяли раньше.

3.Во время «кризисного» приступа оставайтесь рядом с ребенком, пусть малыш почувствует, что вы его понимаете

4. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.

5. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

6.Не срывайтесь и не кричите на ребенка, держите себя в руках ,говорите  с ним ровным и спокойным голосом.

7. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.

8. Используйте  наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его

9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой. Разговаривайте с ним, как с равным, как  с человеком, мнение которого Вам интересно.

10. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое родительское собрание в младшей группе... Родительская встреча в "Школе молодых матерей".

Первое родительское собрание в младшей группе...Родительская встреча в "Школе молодых матерей". Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном ...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Родительское собрание на тему "Кризис трёх лет"

Родительское собрание на тему: «Кризис 3 – х лет»Цель:привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.Задачи:помочь родит...

Родительское собрание на тему «Кризис трёх лет»

Подготовка к собранию:1. Оформление родительского уголка.2. Тестирование родителей.3. Оформление стенда «Родительская копилка»Цель: повышение родительской ком...

Родительское собрание в младшей группе на тему "Эмоциональный аспект детско-родительских отношений. Учитесь чувствовать своего ребёнка»

В сознании ребенка в младшем дошкольном возрасте (3-4 лет) происходит наиболее интенсивное развитие эмоций и воображения.Эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ребенком потребностей в си...

Родительское собрание Родительское собрание в младшей группе тема «Здоровый образ жизни»

Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....

Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема собрания: «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей».

     Создание условий для налаживания контакта между участниками образовательного процесса в детском саду и родителями воспитанников в период адаптации малышей, а также формирова...