Организация социально- личностного развития ребенка. Младший дошкольный возраст
методическая разработка (младшая группа)


Предварительный просмотр:

         

«Организация социально – личностного развития        ребенка.

Младший дошкольный возраст».

                                                                                                   

                                                             «Актуальные вопросы организации

                                                                             социально – личностного развития  детей».

                       Составитель:

                                                        Глухих Елены Александровны

                                                             ГБДОУ № 32, Центральный р-он.

                                                              Санкт – Петербург 2022

Введение.

1. Определение социализации.

2. Дошкольное детство становление личности.

3.Два направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве.

4.Показатели социально - личностного развития.

Основная часть.

Осуществление работы по социально – личностному воспитанию в младшем возрасте. На примере II младшей группы (опыт работы).

Приложение.

1. Перспективный план работы по социально – личностному развитию детей 2 младшая группа.

2. Конспекты занятий.

3. День, прожитый в рифму в детском саду.

4. Тематическое планирование. Работы с родителями по социально – личностному развитию детей.

5. Мини-лекция «10 способов проявления любви к ребенку»

6. Анкета «Проблемы социального развития дошкольников».

7. Анкета для родителей «Особенности нравственного и трудового воспитания в семье».

8. Анкета для родителей «Воспитание детей в семье.

Литература.

Введение:

  Проблема социального развития –  это развитие ребенка  во взаимодействии с окружающим его миром, особо актуальна на данном жизненном этапе.

Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Проходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Личность - это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития.

Учитывая возрастные особенности детей, необходимо выделять два направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве:

  • приобщение ребенка к накопленному опыту и достижениям человечества (этическим, эстетическим, техническим, научным);
  • педагогическое воздействие на собственно психическое развитие ребенка.

Важнейшей сферой, характеризующей продвижение ребенка, является социальное развитие. Под социальным развитием понимаются качественные изменения возможностей ребенка, связанных с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми и взрослыми.

Социальное развитие, прежде всего, характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила общения с различными предметами человеческой культуры, с другой стороны, это нормы общения с другими людьми. По мере освоения таких правил и норм дети постепенно регулируют свое поведение в соответствии с ними.

В настоящее время задачи социально-личностного развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением.

Среди показателей социально-личностного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.

Взаимодействие ребёнка третьего года жизни со сверстниками строится на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», то есть умение делиться с кем-то, проявлять элементарную заботу о других.

Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание окружающей жизни протекает в игре.

Основная часть:

Я работаю в II младшей группе, именно в этот период (с 3 до 4 лет) малыши начинают осознавать, что имеют индивидуальное имя, которое слышат, узнают, ласковые варианты которого знают. Ребёнок выделяет себя как персону.

Особое место занимают вопросы половой идентификации и социализации ребёнка, которые включаются в структуру образа «Я» и реализуются не только в общении с семьёй, но и со сверстниками.

Для формирования у малыша положительного отношения к себе мы  создаем такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, нашу любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с нашей стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

С этой целью мы, воспитатели, часто создаем такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок индивидуально. В групповом помещении  имеются фотографии детей так, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым. Так приходя группу, ребенок переворачивает цветочек, на котором изображена его фотография. Это означает присутствие ребенка в группе.

Оформлен альбом, в котором собраны семейные фотографии, групповые снимки. Используется фото рамка, где выставляются фотографии детей,  также познавательный материал для родителей. Оформляем выставки для родителей «Наше творчество». Поделки каждого ребёнка, показываем их родителям, сотрудникам, сверстникам, используем в оформлении интерьера.

Дети очень любят отмечать дни рождения  всей группой, готовить и дарить подарки имениннику. Каждый ребенок  пытается передать положительные эмоции своим родителям, привлечь их внимание к имениннику.

 Проявляем интерес к чувствам ребенка, его предпочтениям, разговариваем с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Педагоги и родители должны чутко реагировать на все переживания малыша, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать понять причину того или иного переживания, выразив её словами.

 Способствуем  развитию у ребёнка представления о его внешнем облике. Обращаем внимание на цвет глаз, волос, одежду, подчеркиваем его достоинства. Это стоит делать как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малышу, например бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и т. п.

На третьем году жизни происходит дифференциация представлений ребёнка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отношение его к себе. Эти изменения наглядно проявляются в поведении ребятишек.

Дети обычно имеют отчетливое представление о себе.  Поэтому уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофёром и т. д.

  В нашем групповом помещении и на участке имеется большое количество игрушек, как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся,  ассортимент  подобран таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие поло-ролевой идентификации.

Значительным достижением данного возрастного периода является развитие социальных навыков. Они формируются в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в детском саду. Социальные навыки не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребёнка. Все процедуры то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя (родителя) с малышом, повод побыть с ним один на один, поговорить. Мы их используем для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. В ходе ежедневных процедур, беседуем с малышом, называем предметы и действия, что-то объясняем, спрашиваем, отвечаем на вопросы, читаем стихи — всё это способствует познавательно-речевому развитию ребёнка.

В процессе умывания, одевания, приёма пищи он обучается различным действиям:  намыливать руки, открывать кран, надевать колготки, застёгивать и расстёгивать застёжки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и т. п. Участвуя вместе с воспитателями и родителями в повседневных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают социальные навыки.

Главное, к чему должны стремиться воспитатели (и родители), проводя ежедневные процедуры, это создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, воспитатели нашей группы учитывают индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребёнка только по имени.

Приход детей в ДОУ и уход из него, особенно в адаптационный период — очень важные моменты для ребёнка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключаться на другую обстановку, разлучаться с мамой. Вечером некоторые ребята, увлечённые игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, друзьями или игрушкой. Воспитатели как могут, сглаживают эти моменты, делают их приятными для ребенка.

Если воспитатель при встрече ежедневно проявляет индивидуальное внимание к каждой семье, ласково приветствует ребёнка, ободряет его, это помогает снять напряжённость ситуации, делает её менее тревожной.

Родители и воспитатели  при встрече обмениваются  информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроении. Это позволит взрослым учесть состояние ребёнка, соответствующим образом изменить распорядок дня. Например, он не хочет расставаться с игрушкой, с которой играл в то время, когда за ним пришли, отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Воспитатель может предложить ей поиграть вместе с сыном. Если выяснится, что малыш плохо ел в группе, родители покормят его ужином пораньше.

Ласково прощаясь с ребёнком, мы готовит его к завтрашней встрече: «До свидания, Валечка! Завтра придёшь опять, будем играть снова. До завтра!»

Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры целесообразно использовать для того, чтобы приучить ребёнка к самостоятельным действиям. Надо предоставить ему возможность упражняться в последовательности операций. Ребёнок может наблюдать за тем, как другие дети одеваются сами, попытаться подражать им. Имитируя действия сверстников, поступая по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, малыш учится снимать и надевать одежду, расстёгивать и застёгивать застёжки. Родителям надо позаботиться с том, чтобы одежда и обувь были с удобными застёжками (на молнии, на липучках), ярких цветов, с запоминающимся рисунком или обладали отличительными признаками, с которыми нужно познакомить ребёнка.

Помогая ребенку одеваться и раздеваться, мы (и родители) должны быть спокойными и терпеливыми,  не подгонять ребёнка, не совершать резких  действий. Всё должно сопровождаться ласковой речью, с называнием предметов одежды, рассказом, что и для чего в данный момент взрослый и ребёнок делают: «Сейчас мы возьмём носочки и наденем их, чтобы ножки не замёрзли, потом наденем сапожки. Вот так, Дашенька, молодец!»

Предлагая ребёнку попробовать самому выполнить то или иное действие, часто приходится  подбодрить его и вселить уверенность в успехе и помощи взрослого: «Ксюша, ты сама надела одну перчатку. Попробуй теперь так же надеть вторую. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и всё получится. Вот ты и научилась надевать перчатки. Теперь ручки не замёрзнут на морозе. Ты молодец!»

Особое внимание уделяем внешнему виду детей, деликатно напоминаем, как пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, причёске: «Ксюша, давай завяжем тебе бантик, сделаем красивую причёску». Помогаем ребёнку заправить рубашку, причесаться, высморкаться, можно подвести его к зеркалу и вместе полюбоваться аккуратным видом, похвалить его: «Вот молодец, теперь у тебя всё в порядке».

Воспитатель одобряет опрятный внешний вид детей, побуждает их порадоваться чистой одежде, аккуратной причёске. Постепенно дети начинают замечать испачканную одежду и обувь, грязные руки и сами обращаются к взрослому с просьбой о помощи. Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей третьего, четвертого года жизни в процессе сотрудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё.

 Обращаем внимание детей на свои действия, рассказываем, что и для чего он делаем, предлагает помочь  накрыть на стол, принести и разложить ложки, салфетки, развесить полотенца.

По окончании игры или совместной деятельности,  приучаем детей вместе с ними сложить игрушки на место.  Объясняем им, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится в «своём домики». Дети быстро понимают, что такое порядок и стараются поддерживать его.

Дети учатся вешать одежду, ставить обувь, класть на место шапку, шарф и варежки в своём шкафчике. Чтобы легко отыскать его, на дверцу обычно прикрепляют предметную картинку. Пусть ребёнок выберет её сам. Раздевая и одевая ребятишек, мы  также побуждаем их помогать: показать, где лежит шапочка, куда поставить сапожки, как положить на место варежки, правильно повесить одежду.

Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье и в детском саду служат примером для подражания.

 Учим детей быть вежливыми, использовать в речи «волшебные слова»:

здороваться при встрече и прощаться при расставании;

благодарить за помощь, за подарок;

 пользоваться салфеткой и носовым платком;

желать приятного аппетита и спокойной ночи;

извиняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность;

 спрашивать разрешения, если хочется присоединиться к игре других детей или взять чью-то игрушку, не перебивать старших.

Перед едой взрослый желает ребёнку приятного аппетита, учит говорить «спасибо» после еды. Во время приёма пищи педагог негромко беседует с детьми:

Спрашивает, какой суп они едят?

 Рассказывает, что  будут есть  на второе.

 Спрашивает, вкусный ли компот?

 Напоминает, как правильно держать столовые приборы, пользоваться салфеткой, аккуратно и правильно принимать пищу.

 Иногда дети капризничают, выражают недовольство, вступают в конфликты с взрослыми. Ребёнок может отказываться от приёма пищи или какого-то её вида, не хочет садиться за стол, во время еды не желает пользоваться ложкой, чашкой ит. п.

Некоторые не любят переодеваться, плачут, сопротивляются, привередничают. Случается, что малыш ни за что не ложится в кроватку или долго не засыпает, зовёт маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, терпеть не могут умываться, причёсываться.

Чтобы понять истинные причины сопротивления, воспитатели   представляют чувства и переживания ребёнка в данной ситуации. Отказ от выполнения режимных процедур чаще всего связан с возникшими или закрепившимися негативными ощущениями (холодный горшок, неловкая поза, непривычно твёрдая пища, неудобная одежда, плохое самочувствие и т.д.).

В таких случаях плач, капризы выступают сигналом о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое испытывает малыш, а не являются лишь признаком недисциплинированности, воспитатель должен понять причину и помочь малышу, решить эту проблему.

Личностно-ориентированное взаимодействие помогает избежать принудительных способов проведения режимных процедур, которые могут привести к стойким негативным последствиям. Воспитатели в группе используют ласковые уговоры, объяснения, подходящие к ситуации, песенки, стихи, рассказы, обыгрывание процедуры, поощрение самостоятельности ребёнка, следование за темпом его действий.

Одним из таких поощрений в группе является «Магазин». Дети в течение всей недели получают поощрение в виде менита (кружочка ), складывают в кошелечек. А в конце недели «покупают» себе игрушку.

Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности малыша.

В нашей группе воспитатели стараются создать все условия для социально – личностного развития детей, адоптироваться в жизни.

Перспективный план работы

по социально – личностному развитию детей.

2 младшая группа.

месяц

1. Ребёнок и взрослые

2. Ребёнок и сверстники

3. Отношение ребёнка к самому себе

сентябрь

Учить детей узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми.

  • Беседа: «Какие взрослые люди тебя окружают в жизни?»
  • Беседа: «Бармалей»

Учить детей знать особенности внешнего вида (лицо, причёска, обувь). Формировать понятие о том, что все люди отличаются друг от друга.

  • Беседа: «Я – маленький, я – большой» Беседы: «Я и дети», «Моя любимая сказка»
  • Игра-драматизация «Мишка – отгадчик»

Формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности.

  • Занятие «Мой портрет»
  • Игра-драматизация «Наша Маша маленька»  
  • Игра «Весёлые колокольчики»
  • Беседа «Как меня зовут? Сколько мне лет?»

октябрь

Учить детей рассматривать и различать картинки, изображающие эмоциональные состояния людей (радость, веселье, гнев).

  • Дидактическая игра «Живые картинки»

Учить детей рассматривать картинки, изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об испытываемом детьми состоянии (радуется, смеётся, испугался, плачет).

  • Игра «Клоун Тяп – Ляп»
  • Этюд «Делай, как я»

Учить детей узнавать свой дом, квартиру, в которой живёт, детский сад, группу, своих воспитателей и няню.

  • Дидактическая игра «Ответь на вопросы»

Воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки.

  • Упражнение «Запомни движение»

ноябрь

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к родителям, бабушке и дедушке.

  • Занятие «Бабушкин портрет»
  • Этюд «Любящие родители»
  • Этюд «Утреннее фото»

Учить детей обращаться друг к другу по имени. Учить мальчиков и девочек общению друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию.

  • Подвижная игра «Надень и попляши»
  • Рассматривание картин «Мы играем»

Познакомить детей с основными правилами этикета, учить их культурно вести себя за столом.

  • Занятие «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол»

декабрь

Учить детей понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тётя).

  • Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям. Воспитывать у мальчиков мужество, смелость, активность.

  • Дидактическая игра «Мальчик или девочка»
  • Игра-соревнование «Самый сильный и ловкий»

Учить детей знать свои вещи, узнавать свои игрушки, книжки среди других вещей.

  • Игровая ситуация «Найди свою вещь»

Учить детей быть внимательными.

  • Игра «Летает – не летает»
  • Игра «Кто лучше слышит»
  • Игра «Плавает, летает, рычит»

январь

Учить детей в игре реагировать на определённые слова взрослого мимикой и жестами.

  • Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела»

Учить детей понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. Познакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.

  • Сюжетно-ролевая игра «В гостях» Занятие «Кукла Таня собирается в гости»
  • Беседа «Матрёшкино новоселье»

Учить детей узнавать себя и членов семьи на фото. Развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.

  • Дидактическая игра «Мой день»
  • Рассматривание фотоальбома.

февраль

Учить детей понимать, что у других детей тоже есть своя семья, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Учить детей понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.

  • Упражнение «Знакомство»

Учить детей проявлять любознательность, задавать вопросы о себе, о своём организме. Помочь понять и оценить роль органов чувств.

  • Чтение: Е. Пермяк «Про нос и язык»

март

Воспитывать у детей чувство глубокой любви к маме, желание помогать ей, радовать её хорошими поступками.

  • Занятие «Наши мамы»
  • Подвижная игра «Курица и цыплята»
  • Утренник «8 марта»

Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор. Учить правильному поведению в конфликтных ситуациях.

  • Подвижная игра «Танцоры и музыканты»
  • Подвижная игра «Нам не тесно»

Учить детей осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены детьми.

  • Рассказывание «Что я умею делать»

Формировать понятия о дружбе, учить оценивать чувства и поступки других.

  • Чтение: «Дружат дети всей земли»

апрель

Учить детей понимать связи между соответствующими эмоциональными состояниями и действиями людей.

  • Игровая ситуация «Мама сердится»

Познакомить детей с телефоном, с правилами общения по телефону.

  • Игровая ситуация «Как разговаривать по телефону»

Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Учить понимать, что если кто-то плачет, огорчён, то надо подойти и успокоить его.

  • Этюд «Хвастливый зайка»
  • Подвижная игра «смелые мишки»
  • Занятие «Наши хорошие поступки»
  • Беседа «За что меня можно похвалить»

Учить детей правильно высказывать и оценивать свои желания.

  • Занятие «Ярмарка»

Учить детей игровым приёмам произвольного расслабления.

  • Упражнение «На берегу»

май

Учить детей доброжелательному отношению к взрослым. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей потребности в доброжелательном общении с окружающими.

  • Занятие «Волшебные слова»
  • Игра-упражнение «Пожалуйста»

Учить детей понимать отдельные действия, не одобряемые и запрещаемые взрослыми (нельзя обижать, причинять боль другим).

  • Беседа: «Какие бывают привычки»
  • Этюд «Котята»

Учить детей словесно выражать отдельные свои состояния. Научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.

  • Игра «Я люблю свою лошадку»

июнь

Развивать у детей умение вежливо общаться с окружающими взрослыми. Учить выделять в сказках добрые поступки героев и сопоставлять их в жизни с поступками взрослых людей.

  • Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое – калечит»
  • Игра с пением Дети и пёс»

Учить детей различать весёлую и грустную музыку, весёлое и грустное настроение детей.

  • Дидактическая игра «Определи настроение»
  • Слушание музыки в грамзаписи.

Учить детей проявлять настойчивость в освоении чего-то нового, в получении ответа на интересующие вопросы об окружающем от взрослых.

  • Викторина «Вопросы и ответы»

июль

Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на просьбы взрослых.

  • Беседа: «Мамины помощники»

Учить детей передавать свои впечатления в письменном виде.

  • Творческая игра «Письмо Винни - Пуху»  

Учить детей рассматривать картинки, пытаться по просьбе воспитателя представлять себе и воспроизводить, как дети будут ласково обращаться друг к другу, какие слова будут говорить.

  • Игровая ситуация «Найдём друга котёнку Пуху»

Учить детей сохранять жизнерадостное настроение, быстро преодолевать негативное состояние, стремиться к положительной оценке окружающих, проявлять доверие к миру. Учить детей выразительным движениям и жестам.

  • Подвижная игра «Мы – хорошие ребята»
  • Подвижная игра «Весёлый хоровод»

Конспекты занятий:

«Маленький помощник»

Цели:

•        учить детей радовать своих родных и близких добрыми делами и хорошими поступками;

•        воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь;

•        способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.

Оборудование:

•        кукла-мальчик Знайка (в очках);

•        различные наборы предметов (или картинок): ведро, тряпка, швабра, очки, спицы, клубок ниток, шарф, шапка, варежки, молоток, гвозди, клещи;

•        отрезки шнура длиной от 0,3 до 1 м желтого, белого, красного и зеленого цветов.

Ход:

Педагог. Доброе утро, дети! Посмотрите, к нам пришел гость (демонстрирует куклу). Зовут его Знайка. Назвали его так потому, что он много знает и умеет и поэтому всегда помогает другим. И пришел он к нам, чтобы выяснить, чему вы научились. Давайте расскажем Знайке, что мы умеем делать.

Педагог проводит беседу с детьми «Маленький помощник».

Педагог. Давайте подумаем, как вы можете помочь вашим папам и мамам, ведь они устают на работе и поэтому нуждаются в вашем внимании и заботе.

Дети предлагают различные варианты помощи: аккуратно поставить обувь, разложить по местам игрушки, убрать одежду в шкаф и т. д.

Педагог. А что приятного можно сделать для бабушек и дедушек, немного ворчливых, но милых и добрых?

Дети высказываются.

Педагог. Можно еще нарисовать подарок к празднику. Проверьте, ваши подарки взрослые бережно хранят и с любовью рассматривают. Что можно нарисовать?

Ответы детей.

Педагог. Так вот, Знайка, много умеют наши дети.

Педагог делает вид, что Знайка шепчет что-то ему на ухо.

Педагог. Ребята, оказывается, Знайка хочет своими глазами посмотреть, как вы умеете помогать окружающим людям. Давайте ему покажем, что вас действительно можно назвать маленькими помощниками, а не хвастунишками. Давайте сейчас поиграем.

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Педагог. Я вам буду раздавать различные поручения, а вы покажете, как вы умеете оказывать помощь своей семье. Итак, наша бабушка захотела связать носок. Но она совсем позабыла, где же находятся спицы, клубок ниток и очки. Нужно помочь ей найти эти вещи. Кто хочет поучаствовать в поиске бабушкиной пропажи?

Педагог помогает детям договориться, какой предмет будет искать каждый из них. Названия предметов дети повторяют вслух.

Педагог. А теперь помощники расходятся по группе и ищут предметы. Найдя их, нужно возвратиться на места и показать, что нашли.

Дети выполняют задание.

Педагог. А сейчас давайте проверим правильность выполнения задания каждым помощником. Молодцы, бабушка будет очень рада и скажет «спасибо» за помощь. Первые бабушкины помощники садятся отдыхать, а теперь будем помогать папе.

Педагог подзывает следующую тройку детей.

Педагог. Итак, папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать следующие предметы: молоток, гвозди, клещи.

Дети выполняют данное задание по аналогичной схеме. Для продолжения игры педагог предлагает следующие ситуации:

•        Маме надо помочь вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку и швабру.

•        Маленькая сестренка собралась на прогулку, но она растеряла свою одежду и не может ее найти. Помогите ей. Отыщите ее шапку, шарф и варежки.

В конце игры педагог благодарит детей и говорит, что они растут настоящими помощниками в семье.

Педагог. Да, наш гость Знайка убедился, что помогать своим родным вы умеете. А теперь он хочет проверить, будете ли вы такими же хорошими помощниками для животных.

Подвижная игра «Кенгуру»

Педагог. Для этого вы разбиваетесь на пары. Нужно помочь маленькому кенгуренку дойти до его домика (стула). Итак, один ребенок из пары будет помощником, а второй — кенгуренком. Кенгуренок встает спиной к своему помощнику, а затем приседает. Потом оба ребенка из пары берутся за руки.

Педагог помогает детям занять исходное положение.

Педагог. Задача помощников — не расцепляя рук, пройти в таком положении до «домика» кенгуренка. А кенгуренок, в свою очередь, тоже крепко держится за своего провожающего.

Дети выполняют задание. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется еще раз.

Педагог. Молодцы, дети, вы справились и с этим заданием. Но Знайка придумал для вас последнюю задачу. Он хочет посмотреть, как вы помогаете друг другу в процессе рисования.

Творческая игра «Волшебные превращения веревочки»

Педагог. Рисовать мы будем не карандашами или кисточкой, а обыкновенной веревочкой. У нас есть веревочки желтого, белого, красного и зеленого цветов. Рисовать, т. е. раскладывать веревочки, мы будем прямо на полу. Нарисовать нам нужно солнышко, облака и цветочек. Какого цвета необходимо выбрать веревочки для изображения солнышка? (Желтого.) Сначала раскладываем длинный шнурочек по кругу, а с помощью коротких делаем лучики.

Дети «рисуют» солнышко под руководством педагога.

Педагог. Около солнышка рисуем облачко. Какого цвета шнурочек вам понадобится? (Белого.) Облачка могут быть разнообразной формы. Например, такие (демонстрирует способ выполнения). Теперь рисуем цветочек, он у нас будет с красными лепестками и с зелеными стебельком и листочками. Следите, чтобы лепестки были одинаковыми, тогда цветок будет красивым.

Дети с помощью педагога выполняют рисунок цветка.

Педагог. Посмотрите, какая замечательная картинка у нас получилась! И Знайка убедился, что вас действительно можно назвать маленькими помощниками. Молодцы! Так держать!

Наше занятие окончено! До встречи!

Домашнее задание для родителей

1.  Поговорите с ребенком о том, что он (она) хотя еще и маленький, но тоже может помогать взрослым. Спросите у ребенка, что он умеет делать.

2. Поиграйте с ребенком в игру «Добавь слово». Вы читаете начало предложения, а ребенок говорит окончание.

Я умею игрушки... убирать.

Я умею пол... подметать.

Я умею пыль... вытирать.

Я умею цветы... поливать.

Я умею одежду по полкам... раскладывать.

Я умею посуду... мыть.

Я умею белье... стирать.

3. Поговорите с ребенком о том, что он уже самостоятельно, без помощи взрослого, может выполнить какие-то дела.

4.  Поиграйте с ребенком в игру «Я сама».

— Давай будем одеваться...           Слова произносит взрослый.

— Я сама! Я сама!                         Слова произносит ребенок (мальчики

                                                           говорят: «Я сам!») и имитирует процесс одевания.

— Пойдем, будем умываться...       Слова произносит взрослый.

— Я сама! Я сама!                         Ребенок «умывается».

—  Ну идем хоть причешу я...        Слова произносит взрослый.

— Я сама! Я сама!                         Ребенок «причесывается».

— Ну давай хоть накормлю я...      Слова произносит взрослый.

— Я сама! Я сама!                         Ребенок «ест» с помощью ложки.

(И. Муравейка)

(Автор движений — И.А.Пазухина)

«Раздувайся пузырь»

Познавательное занятие с элементами экспериментирования.

Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств, при обследовании предметов водно – воздушной среды. Побуждать детей к познавательной активности через специально созданные взрослым условия, в которых познаётся способ изготовления мыльных пузырей, их  свойства (могут  растягиваться, образуют плёночку). Воспитывать аккуратность в работе с мыльной пеной.

Материал. Воздушные шары, кусок мыла, жидкое мыло, моющее средство «Фери», трубочки для коктейля  на каждого ребенка, тазик с водой, губка, баночки на каждого ребенка, пакет со снегом или  ватой, ложки пластмассовые, набор для образования мыльных пузырей для воспитателя, елочные шары, цветные карандаши, листы белой бумаги на каждого ребенка.

Методические приемы. Экспериментирование, обследование  органами чувств, рисование, музыкальный фон, игра малой подвижности «Пузырь».

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям воздушные шары. Обращает внимание детей на цвет.

 - Вам нравятся шары? Показывает один шарик.

 - А  шарик, он какой? (легкий, красивый, цветной, резиновый)

 - А если потрогать? (гладкий)

 - А если понюхать? (без запаха)

 - А что он делает, воспитатель подбрасывает шар (летает)

 - А что еще летает? (самолет, ракета, бабочка и т.д.)

 - Ребята, а мыло умеет летать? (воспитатель подбрасывает кусочек мыла) (нет)

 - Хотите увидеть, как летает мыло? Надо соединить его с водой.

Воспитатель наливает воду, кладет туда жидкое мыло  или «Фери» (на 1 ложку воды – 3 ложки жидкого мыла), интенсивно взбивает и с помощью набора для образования мыльных пузырей начинает выдувать пузыри.

 Что мы видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный пузырь получается только из жидкого мыла?

 - Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получаем пузырь.

 - Смотрите внимательно, что может делать наш пузырь? (летать, катиться, раздуваться, лопаться, переливаться)

 Однажды надувал человек пузырь и придумал что – то другое (воздушный шар, елочные игрушки, мяч и т.д)

 - Ребята, а можно потрогать мыльный пузырь? Почему?

 - А вам нравиться, что пузыри так быстро лопаются? А мне нет.

Садитесь на стулья и будем слушать сказку.

 Жил – был мыльный пузырь. Он был красивый, но жизнь его была коротка, и не было у него совсем друзей. И вот он решил подружиться с другими мыльными пузырями. Воспитатель дует через трубочку и получает мыльную пену. Кладет на ладонь пену. Когда много мыльных пузырей, что это? (Пена). Посмотрите, как пузыри держатся друг за друга. Можно их сосчитать?

 В ваших стеклянных домиках тоже хотят поселиться пузыри. Здесь на выбор воспитателя или он раскладывает по баночкам готовую пену, или с помощью соломинок изготавливает пену вместе с каждым ребенком (инструкция – возьмите соломинку, опустите в мыльный раствор и тихонько подуйте).

 - На что похожи ваши пузыри? (на ажурный платок, на хрустальную вазу, на снег, на вату)

 - Вы сказали, что пена похожа на снег (вату). Чем похожа? Давайте, сравним цвет. Да, они белого цвета. Одна пахнет – другой нет, один хрустит, другой нет.

 Давайте сейчас на бумаге нарисуем цветные пузыри и подарим маме, такие пузыри будут жить долго и радовать нас. Звучит музыка. Дети рисуют. Занятие заканчивается.

«Кто живет в лесу?» Конспект  по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе.

Программное содержание:

 Закрепить знание детей о диких животных. Научить называть отличительные особенности их внешнего вида. Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на её красоту. Развивать моторику речевого аппарата, произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями. Развивать зрительную память.

 Материалы:

 Имитация железной дороги, плоскостной паровоз, теремок, мягкие игрушки: заяц, лиса и медведь.

 Словарная работа:

 Рыжая, пушистая, длинный, короткий, серый, коричневый, поезд.

 Ход:

 1. В групповой комнате расстелена лента с нарисованными рельсами.

 Воспитатель: Дети посмотрите, у нас в группе появилась железная дорога. Интересно, куда она ведет? Я думаю, чтобы это узнать, надо отправиться в путешествие. А путешествовать мы с вами будем вот на этом поезде. Садитесь в вагончики!

 (Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем», дети рассаживаются по «вагонам»)

 Воспитатель: Вот мы с вами и на месте. А как вы думаете, куда мы с вами приехали (звучит фонограмма «Звуки леса»)

 Дети: В лес.

 Воспитатель: Правильно в лес. Как здесь красиво. Я предлагаю вам погулять по лесу. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

 Ответы детей: (в лесу нельзя кричать, потому что испугаем птиц, нельзя мусорить, ломать ветки деревьев, рвать цветы.)

 (Воспитатель вместе с детьми идут в «лес»)

Воспитатель: Здравствуй лес, осенний лес,

Полон сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таиться?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой не утаи, ты же видишь мы свои.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, да тут теремок.

 На опушке, теремок, теремок

Он ни низок, ни высок, ни высок (стучится в дверь теремка)

 Кто, кто в теремочке живет. Кто, кто в невысоком  живет?

 (Заглядываю в теремок)

 Воспитатель: Не бойся, трусишка мы тебя не обидим. Выходи к нам. Что? Что? Про тебя загадку ребятам загадать? Ну, хорошо! Ребята, тот, кто живет в теремке, попросил загадать про него загадку, а вы слушайте внимательно.

 Прыгает ловко, любит морковку? Кто это?

 Дети: Заяц.

 Воспитатель: Правильно, выходи к нам зайчик.

 (достаю из теремка игрушку зайца)

 Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый зайчик: серенький, пушистый, у него длинные уши и короткий хвостик. Потрогайте зайчика.

- Какой он? (даю детям потрогать игрушку)  

Дети: Мягкий, пушистый.

 - Какого он цвета?

Дети: серы.

-Какие у него ушки?

 Дети: длинные.

-А какой у него хвостик?

Дети: хвостик короткий.

  Воспитатель:  Зайчик, ребята, живет в лесу, это дикое животное.

  Давайте с зайчиком поиграем. Вставайте все в круг и повторяйте за мной.

 (проводиться физкультминутка» Зайка серенький сидит»)

 Зайка серенький сидит, он ушами шевелит.

 Вот так, вот так. Он ушами шевелит.

 Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

 Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок. Надо зайке поскакать.

 (сажаю зайца возле домика)

 Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, кто ещё в теремке живет?

 На опушке теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. Отгадайте загадку и узнайте, кто живет в теремке.

 В лесу мохнатый здоровяк, а дома плюшевый добряк. Кто это?

 Дети: медведь.

 (достаю из теремка игрушку медведя)

 Воспитатель: Правильно медведь, а как оно рычит?

 Дети: Р-р-р

 Воспитатель: Посмотрите на него, какой он большой, коричневый, у него маленькие ушки и маленький хвостик  (даю потрогать медведя детям).

 Воспитатель: Потрогайте, какой мишка (дети: мягкий, мохнатый). А каким цветом его шерсть (дети: коричневая) Какие у мишки ушки (дети: короткие). А хвостик (Дети: тоже короткий). Медведь тоже дикое животное.

 Покажите, как мишка ходит? Давайте ему расскажем стихотворение.

 (движения сопровождаются словами)

 Мишка косолапый, по лесу идет.

 Шишки собирает, и в карман кладет!

 Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

 Мишка рассердился и ногою топ!

 Больше я не буду шишки собирать.

 Сяду я в машину и поеду спать.  (сажаю «медведя» возле теремка)

 Воспитатель: А кто же ещё живет в теремке? Рыжая плутовка, хвост пушистый, вот краса, а зову её… Дети: лиса!

 (достаю игрушку лису)

 Правильно дети это лиса. Посмотрите, какая она красивая. Лисичка, ребята, рыжая. У неё длинный хвост и короткие уши. Потрогайте лисичку (даю потрогать «лису» детям). -Какая лисичка ?

Дети: мягкая, пушистая, теплая.

-Какие у неё ушки?

Дети: короткие.

-А какой у неё хвостик?

 Дети: длинный.

 Лиса живет в лесу, это животное тоже дикое.

 Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Угадай, кого ни стало?» (проводится игра)

- Молодцы! Вы были внимательны, поэтому у вас всё получилось.

 Воспитатель: Нам с вами пора возвращаться, в свой детский сад.

-А где мы с вами были?

 Дети: в лесу.

- А кого в лесу встретили?

Дети: зайца, медведя, лису.

-А это дикие или домашние животные?

Дети: дикие.

- Ну что же, давайте скажем лесу и зверям до свидания и будем отправляться в путь.

 (под музыку вбегает ребенок старшей группы в костюме волка)

 Волк: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Кто я?

 Дети: Волк

 Волк: Чуть-чуть не опоздал. Я тоже лесной житель и от всех зверей передаю вам гостинцы сочные и спелые яблочки. Ешьте и будьте здоровы!

 (даёт корзину с яблоками). Приезжайте к нам еще.

 Дети: Спасибо.

 Звучит фонограмма песни « Мы едем, едем, едем».

Дети «садятся» в вагоны и отправляются в путь.

 Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в свой детский сад.

На этом наше с вами путешествие окончено.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Хотим все знать».

 Программное содержание:

 используя прием сравнения познакомить детей с деревом и металлом, со свойствами этих материалов: металл тверже, звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из металла, так и из дерева; учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание.

 Предварительная работа:

 - д/и «Что из чего сделано? »;

 - д/и «Найди такой же»;

 Оборудование:

 Пластины из дерева и металла, деревянные и металлические ложки, магнит, гвоздики, скрепки, кастрюли, деревянные кубики.

 Ход:

1 часть.

 Воспитатель приглашает детей в круг и спрашивает, ребята, посмотрите на меня и скажите, какое у меня сегодня настроение?

 Дети: у вас хорошее настроение.

 Воспитатель: а, почему вы так решили?

 Дети: потому что вы улыбаетесь.

 Воспитатель: ребята, и я хочу поделиться с вами хорошим настроением.

 Поворачиваясь к ребенку, подает руку и улыбается, ребенок передает его по кругу. Эти движения сопровождаются музыкой, песенкой «От улыбки». Затем воспитатель предлагает поднести ладонь к губам улыбнуться и тихонько подуть, пусть наше хорошее настроение полетит по всему детскому саду.

 Воспитатель приглашает детей подойти к столу (который находится в углу группы) на нем выложены предметы из дерева и металла, и встать, вокруг его.

 Воспитатель: ребята, посмотрите вот сюда на стол, давайте рассмотрим их.

 (вместе с детьми рассматривают все предметы на столе) .

 Проводится игра «Что из чего сделано? »

 Воспитатель: послушайте правила игры: играть нам будет помогать мяч. Мяч передается по кругу, а воспитатель будет задавать вопрос.

 По окончанию игры слышится шум, шорох, чиханье (из другого конца группы) .

 Воспитатель: Ой, кто это?

 (вместе с детьми ходят по группе и находят мешок, из мешка появляется нос) .

 Воспитатель: ребята, кто это здесь?

 Дети: это Буратино.

 Воспитатель: ребята, а вы знаете из какой он сказки?

 Дети: из сказки Буратино

 Воспитатель: вы знаете, из чего его сделал Папа Карло?

 Дети: Папа Карло его сделал из деревянного полена.

 Буратино: здравствуйте ребята, какие вы молодцы узнали меня.

 Буратино предлагает поиграть в игру «Путаница», он ходит по группе, смотрит на предметы, называет их и путает, из чего они сделаны. Дети исправляют его.

 Буратино: что - то я устал.

 Воспитатель предлагает физ. минутку.

 Буратино раз нагнулся, разогнулся

 Два - потянулся.

 Три – руки в стороны развел.

 Посмотрел налево, а потом на право.

 Видно ключик не нашел.

 Чтобы ключик ему достать,

 Нужно на носочки встать.

 И тут Буратино вспомнил, что ему нужно в школу, прощается и уходит.

 2 часть.

 Воспитатель приглашает детей подойти к нему

 Воспитатель: ребята, теперь мы знаем, что есть предметы из дерева и металла, а вот свойства дерева и металла вы знаете?

 Дети: Нет.

 Воспитатель: а хотите узнать?

 Дети: мы хотим познакомиться со свойствами этих материалов.

 Воспитатель: вот мы сейчас вместе и узнаем.

 Предлагает каждому ребенку взять по деревянной пластине.

 Воспитатель: попробуйте ее сломать (она ломается) .

 Дети: мы сломали деревянные пластины.

 Воспитатель: возьмите металлические пластины и так же попробуйте сломать.

 Дети: металлическая не ломается, она очень твердая.

 Воспитатель: с помощью опыта мы узнали одно свойство. Давайте сделаем вывод.

 Дети: металл твердый его не сломаешь, а дерево мягче, из него предметы можно сломать.

 Воспитатель приглашает детей в круг и раздает деревянные и металлические ложки. Предлагает разделиться на две компании.

 Воспитатель: ребята, сейчас у нас будет оркестр, а я буду дережер.

 Игра «Оркестр».

 (по очереди играют то одни, то другие ложки) .

 Воспитатель: ребята, как вы думаете, какие ложки звучат звонче?

 Дети: металлические звонче звучат.

 Воспитатель: вот еще одно свойство. Закройте глаза (а сам превращается в фокусника)

 Дети: вы у нас фокусник.

 Воспитатель: и как все фокусники хочу вам показать фокус. Показывает с магнитом (на лист кладет скрепку и спичку, я снизу магнит) .

 Воспитатель: ребята, посмотрите, почему скрепка движется.

 Дети: она волшебная.

 Дети: а почему не хочет двигаться спичка.

 Воспитатель: а вот и секрет (показывает магнит). Вы знаете, что это такое?

 Дети. Это магнит.

 Воспитатель: Магнит притягивает только металлические предметы.

 Дети: вот еще одно свойство металлических предметов.

 Воспитатель замечает на полу картинки и записку.

 Воспитатель: ребята, это Буратино приготовил для вас задание и забыл вам отдать.

 Дети: давайте, мы его выполним.

 Воспитатель приглашает детей в круг и раздает разрезные картинки. Дети делятся на компании. Посыльные получают задания: соединить все металлические предметы.

 Самопроверка выполнено задания.

 Воспитатель приглашает еще раз к столу с предметами и просит ответить на вопрос, а нужны ли нам предметы из металла и дерева? Если у нас в группе предметы из металла и дерева.

 Дети называют.

 Воспитатель: ребята, а знаете ли вы, что в нашем теле есть немножко металла.

 Дети: нет, мы не знаем, а где.

 Воспитатель: в крови, но очень мало.

 Дети: интересно как оно туда попадает, мы же не кушаем металл.

 Воспитатель: на это вопрос я покажу вам ответ (показывает яблоко, и объясняет, в яблоках содержится металл, он очень полезен для нашего организма.)

 В заключение угощает всех детей яблокам.

Конспект педагогического мероприятия «Волшебница вода»

Экспериментирование с детьми 3-4 лет.

Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.

Задачи:

 1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая.

 2. Стимулировать использование об следовательских и поисковых действий.

 3. Познакомить со звуком воды- учить самостоятельно извлекать звук из воды.

 4. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горя, горячей,, теплой, грязной.

 5. С помощью взрослого «читать» (понимать) условные символы и выполнять соответствующие действия.

 6. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений (холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность.

 7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь: горячая, теплая, холодная, прозрачная, грязная, сильная, капает, течет, льется, булькает, кипит, отмывает, моет, пьют, волшебница, волшебник.

 Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; игра «Чудесный мешочек», слушание музыки CD - «Звуки природы».

Средства обучения: ширма, доска, карточки символы, металлические кружки, стаканы на каждого ребенка, поролон на дно стакана, пластиковые бутылки с водой холодной и горячей t ~ 45-55, камешки, таз, мыло, салфетки бумажные и тканевые карандаш, металлическая пластина, бумажные медальоны в виде капельки, «чудесный мешочек»- мелкие предметы для игры с ним, брызгалка. Ребенок подготовительной группы – «девочка чумазая».

Тип мероприятия: познавательно – исследовательское.

 Интеграция образовательных областей: познание, эксперимент, коммуникация.

Виды деятельности: игровая, исследовательская. практическая (эксперимент) .

Форма организации: игра «Волшебники»

Ход:

I часть.

Сюрпризный момент.  Воспитатель находит в группе мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка - «Чудесный мешочек».

 -Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками? Предлагает поиграть –

Игра - «Чудесный мешочек» - угадай на ощупь.

 -Как узнали, что лежит в мешочке?

 -Кто помог вам узнать предмет в мешочке? (руки)

 - Какие волшебные у вас руки .

 Слышится стук в дверь – приход гостья «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся.

 Воспитатель: - Ах ты. девочка чумазая.

 Где ты руки

 Так измазала?

 Черные ладошки;

 На локтях - дорожки!

 Девочка: - Я на солнышке лежала

 Руки кверху держала

 Вот они и загорели.

 Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая,

 Где лицо ты так измазала?

 Кончик носа черный

 Будто закопченный.

 Девочка: – Я на солнышке лежала

 Нос я кверху держала

 Вот и загорела.

 Воспитатель: – Ой, ли, так ли?

 Так ли дело было?   А. Барто

 Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить!

 - Кто же нам сможет помочь?

 Загадка подскажет:

 Меня пьют,

 Меня льют, Всем нужна я

 Кто я такая. (вода)

 А вот и она! Воспитатель брызгает на детей из брызгалки. (ситуация неожиданности, снятие напряжения) обыгрывает появление брызгалки.

 - Как вода может помочь нашей девочке? (высказывания детей)

 - Вода, грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает.

 Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает пластиковые бутылки с холодной и горячей водой. Кто подскажет как узнать в какой бутылке холодная вода, а в какой горячая, ведь они одинаковые? (предложения детей) .

 -Правильно нужно осторожно прикоснуться к бутылке, прикладывая руки не надолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет?

 Воспитатель с детьми определяют воду в бутылке и отмечают ее карточкой символом холодной и горячей воды.

 -Какой водой будем мыть девочку? (Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой.)

 - Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду? (Смешать холодную и горячую).

 На столах нам брызгалка приготовила воду, нам надо определить в какой кружке какая вода, и положить возле неё карточку.

 • Игра – эксперимент «Горячо или холодно»

 Дети определяют воду в кружке холодную и горячую обозначают ее карточкой – символом.

 Дифференцированный подход: у некоторых детей лежит карточка – символ у одной из кружек.

 А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки.

 • Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»- воспитатель предлагает одним вылить в таз горячую воду, другим холодную, Определяют воду на ощупь. Выставляется карточка символ теплой воды.

 Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку.

 • Опыт: «Моем, моем трубочиста»  - дети моют девочке руки, лицо. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло.

 Намыливают руки девочке, выбирают салфетки для вытирания, бумажные или тканевые, объясняют свой выбор.

 Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему?

 Воспитатель: - Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь.

 Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам.

 • Физкультминутка - релаксация «Камешки в воде»- музыка «Звуки природы» Дети стоя в кругу слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки - выполнять движения под ритм музыки движение камешков – лежа на ковре.

 Воспитатель. - Вода сильная, она может в реке, в море своей силой двигать камешки.

II часть.

 Воспитатель: обращает внимание детей на брызгалку, брызгалка хочет поиграть:

 • Игра «Угадай, на что похож звук» - за ширмой.

 • Переливание воды из емкости в емкость – ручеек.

 • Удары карандашом по поверхности металлической пластины - стук дождя. (Дети угадывают на что похожи звуки за ширмой) .

 Воспитатель: - Когда вода движется, она издает звуки. Давайте их повторим.

 • Артикуляционная гимнастика.

 - Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

 -В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

 -А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

 - Когда дождик на улице- КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .

 -А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?

 Проходите к стаканчикам с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.

 • Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? »

 Дети бросают камешки в стакан с водой прислушиваются к звуку.

 Воспитатель:  - Кто у нас самый внимательный волшебник?

 - Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)

 Воспитатель. - Волшебница вода умеет издавать разные звуки.

III часть.

 Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей).

 - Вам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой? Вы понравились не только мне, но и брызгалке. Она хочет вам подарить на память капельку, чтобы вы ее берегли.

Комплексное занятие во второй младшей группе на тему: «Труд взрослых».

 Программное содержание:

 Дать понятие о труде дворника, о его рабочем инвентаре. Прививать интерес к труду взрослых, воспитывать желание помочь, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке. Закрепить умения рисовать тележку, правильно передавая ее прямоугольную форму, расположение колес и их соотношение по величине; закреплять навыки закрашивания слитными линиями сверху вниз, слева направо всем ворсом кисти. Правильно пользоваться красками, кистью, салфеткой. Развивать инициативу, воображение.

 Материалы и пособия: Краски, кисти, салфетки, бумага. Карточки с изображением предметов: грабли, лопата, веник, метла, ведро, тележка.

 Предварительная работа: Рассматривание сюжетных картин; рассматривание орудий труда. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение за работой дворника в течении всего года. Рассматривание картинки с изображением тележки.

 Ход занятия:

 Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно. Весна на дворе. Наш участок в детском саду, улицы села хорошеют день ото дня.

 Воспитатель: Как вы думаете, почему?

 Дети: Потому что весна, снег растаял, появилась зеленая трава, листочки на деревьях, ярко светит солнце.

 Воспитатель: Вам хочется погулять на нашем участке?

 Дети: Да

 Воспитатель: Почему?

 Дети: На улице светит солнышко, тепло, на участке красиво, чисто и т. д.

 Воспитатель: Дети, сегодня утром я пришла в детский сад, вижу на нашем участке лежат предметы. Я не поняла, что это за предметы. Может быть, вы мне подскажите? (Воспитатель раскладывает карточки с изображением предметов: грабли, лопата, метла, веник, ведро, тележка) .

 Воспитатель: Кто знает, что это? (Дети отвечают)

 Воспитатель: Откуда у нас на участке появились эти предметы? Кто их оставил?

 Дети: Дворник.

 Воспитатель: Правильно, ребята, это дворник, он трудится на участке круглый год, в любое время года.

 Воспитатель: Что делал дворник на участке зимой?

 Дети: Расчищал дорожки от снега, колол лед на ступеньках и т. д.

 Воспитатель : Чем дворник чистит снег?

 Дети: Лопатой, метлой…

 Воспитатель: А зачем нужно расчищать дорожки от снега? Ведь со снегом так красиво?

 Дети: По заснеженным дорожка трудно ходить, бегать, снег попадает в сапожки, ноги становятся мокрыми и холодными, можно простудиться и заболеть.

 Воспитатель: А зачем дворник посыпал дорожки песком?

 Дети: Чтобы не было скользко, чтобы никто не поскользнулся и не упал.

 Воспитатель: Лед какой?

 Дети: Твердый, толстый, крепкий…

 Воспитатель: Чем разбивают лед?

 Дети: Лопатой.

 Воспитатель: Да, зимой у дворника много работы. Но, посмотрите в окно, весной снега нет, лед превратился в ручейки, значит дворнику нечего делать весной?

 Дети: Нет, у него много работы.

 Воспитатель: Что же делает дворник весной на участке?

 Дети: Убирает мусор, камни, старые листья и т. д.

 Воспитатель: Какие предметы помогают дворнику убирать участок, сохранять порядок?

 Дети: Метла, ведро, грабли, лопата, тележка.

 Воспитатель: Вот эти предметы я видела сегодня на участке.

 Воспитатель: Ребята, чем подметают?

 Дети: Метлой, веником.

 Воспитатель: Чем сгребают мусор?

 Дети: Граблями, лопатой.

 Воспитатель: Во что складывают мусор?

 Дети: В ведро, тележку. Далее проводится физкультминутка «Поможем дворнику убрать участок». (Дети имитируют движения: подметают, сгребают мусор в кучи, грузят на тележку и т. д.)

 Воспитатель: Вот молодцы! Никто не ленился, все трудились.

 Стук в дверь, в группу заходит грустный дворник. Он рассказывает, что его тележка сломалось, теперь не во что складывать мусор.

 Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему дворнику.

 Дети соглашаются.

 Воспитатель предлагает нарисовать тележку.

 Воспитатель с детьми рассматривают заранее нарисованную тележку, спросить о форме и расположении частей. Предложить детям показать жестом в воздухе приемы рисования предметов круглой и прямоугольной формы. Уточнить последовательность рисования. В процессе работы воспитатель напоминает детям, чтобы рисовали крупно, аккуратно закрашивали рисунок. После завершения работы, отметить как много получилось красивых, разных тележек и подарить их дворник

«День, прожитый в рифму в детском саду»

Стихотворение – самый доступный для детей текст.

Утро (приём детей):

Видишь, коврик у порога?

Он постелен неспроста:

Вытирай почище ноги –

Будет в группе чистота.

Мальчик плачет, не хочет расставаться с мамой.

Подхожу и говорю: Митенька, Дмитрий, слёзоньки вытри,

Расти большой, да не будь лапшой.

                                                        (Э. Котляр)

Наташа идёт за маму прячется:

Наша-то Наташа-то

Совсем не то, что ваша-то!

Ваша-то крикунья,

Наша-то певунья.

Наша рукодельница, а у вас бездельница.

При умывании:

Водичка, водичка! Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Завтрак:

Сорока, сорока! Где была? Далеко.

Кашу варила, деток кормила.

На порог скакала, всех угощала:

Ванечке дала, Санечке дала

(перечисляю всех детей)

Не обижайте сорочьего труда,

Кашу до донышка съедайте всегда.

Занятия по рисованию:

Речка красная, речка синяя и зелёная, и красивая,

Может, радуга спустилась,

Разноцветной рекой притворилась?

Но всмотрелись ребятишки, рассмеялись девчонки, мальчишки:

Это краски рекой побежали для того,

Чтобы все рисовали.

                                                       (Т. Хитрова)

Конструирование:

Мы строим дом, мы строим дом,

Смотрите: стены, окна, крыша…

Мы строим дом, мы строим дом,

Пусть все вокруг об этом слышат.

Мы строим дом, он будет нужным,

Смотрите, вот крыльцо и двери…

Мы строим дом, он будет дружным!

Мы в это очень-очень верим.

                                                     (Т. Хитрова)

Прогулка:

Идём в раздевалку.

Что оденем мы сначала? Ножки.

Надеваем штанишки и сапожки,

Что оденем мы потом? Руки.

А на них наденем кофты и куртки.

А последней, а последней,

Знаем мы как дважды два,

Одевается, конечно, на прогулку – голова!

                                           (Т. Хитрова)

На улице дождик:

Лейся, лейся, дождик, дождик!

Я хочу расти, расти!

Я не сахар, я не коржик!

Не боюсь я сырости!

                                               (В. Левин)

Собираемся в группу после прогулки:

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем,

Постучим немножко

Ножкой об ножку.

Посмотрели, отряхнулись,

И друг другу улыбнулись.

                                            (Т. Хитрова)

Дети поссорились:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться,

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

                                              (В. Берестов)

Порвали книжку:

Дети, смотрите!

Заболела эта книжка:

Изорвал её мальчишка.

Я больную пожалею.

Я возьму её и склею.

                                             (Б. Заходер)

Наблюдение во время прогулки:

На ветке появилась почка –

Пушистый, маленький комочек.

Быть может, это ветки дочка,

А может, дерева сыночек.

Укрылся шубкою лохматой

От жёлтых и холодных ночек –

Сыночек дерева иль дочка –

Зелёный бархатный листочек.

Не надо ветки гнуть с деревьев!

Не надо рвать душистых почек!

 Ведь он такой же сын и дочка,

Как ты, хотя он и листочек.       (Т. Хитрова)  

Тематическое планирование. Работы с родителями по социально – личностному развитию детей.

 Сентябрь 1. Современные проблемы и направления социально-личностного развития ребенка.

Октябрь 2. Роль игры в социально-личностном развитии ребенка.

Ноябрь 3. Генезис внутрисемейных отношений, отношения «родители -ребенок».

Декабрь 4. Гендерная социализация дошкольников: «Ромео и Джульетты».

Январь 5. Новогодние и рождественские праздники в моей семье.

        

Февраль 6. Роль предмета в социальном поведении.

Март 7. Я и моя мама.

 

Апрель 8. В мире доброты и вежливости

Май 9. Патриотический аспект в социально-личностном развитии дошкольников

Июнь 10.Семейный опыт по социально-личностному развитию дошкольников

        Мини-лекция «10 способов проявления любви к ребенку.

Все родители любят своих детей. Но при своем напряженном образе жизни они не всегда имеют время, чтобы показать свою любовь к ребенку. А для здорового психического развития ребенка, проявление родительской любви к ребенку очень важно. Вот 10 простых способов для родителей, как выразить свою любовь к детям.

1. Дружеская беседа с ребенком

Дружественные, не нравоучительные разговоры  с ребенком дадут возможность ему почувствовать себя очень счастливым.

2. Учитесь слушать

Дети имеют привычку говорить много, а родители игнорируют большую часть их разговоров. Вместо этого, если родители попытаются обратить внимание на хотя бы часть сказанного ребенком, то будет здорово.

3. Выражайте свою любовь в письменном виде

Хороший способ выразить родительскую любовь к ребенку – написать несколько нежных слов или нарисовать что-либо на бумаге и положить там, где ваше чадо обязательно найдет. Дети рады  найти такие записи, поздравительные открытки, почтовые открытки, наклейки и т.д., особенно у себя под подушкой или в рюкзаке.

4. Играйте и веселитесь вместе

Не надо сидеть на одном месте и в определенное время играть с ребенком. Родители могут играть в простую игру слов или, например, подсчет деревьев по дороге в школу, в детский садик чтобы сделать путешествие приятным и интересным для ребенка.

5. Объятья и поцелуи

По мере роста ребенка количество получаемых объятий и поцелуев от родителей резко снижается. Но даже тогда, когда дети становятся старше, их потребность в любви не меняется, поэтому родителям важно не забывать обнимать и целовать их, при каждом удобном случае, чтобы выразить свою любовь. Этот физический контакт даст родителям и детям быть ближе друг к другу.

6. Совместное творчество

Чтение рассказов, сказок, стихов, совместная занимательная лепка героев мультфильмов, рисование и пение веселых песенок помимо того, что приносит обоюдное удовольствие и массу впечатлений, это также и сближает вас  с ребенком.  

7. Положительная оценка ребенка

Положительная оценка ребенка родителями способствует мотивации, а также повышению его самоуважения.

8. Сюрпризы

Каждый любит сюрпризы, а особенно дети. Безусловно, это замечательный способ выразить свою любовь, взяв их на удивительные праздники или на прогулки по своим любимым местам.

9. Вовлечение ребенка в семейные дела

Достаточно позволить ребенку самому выбрать свою собственную одежду, сумки и книги. Также, если они будут включены в процесс принятия решений в семейных делах, например, когда и куда ехать в отпуск, что делать в выходные дни и т.д., они почувствуют, что играют важную роль в семье.

10. Спросите совет

Иногда детям приходят отличные идеи, которые они не озвучивают, т.к. не уверены в себе или не могут выразить до конца мысль. Интересуйтесь их мнением и спрашивайте у них советы время от времени.

Анкета «Проблемы социального развития дошкольников».

Уважаемые родители! С целью выявления проблем в социальном развитии дошкольников просим Вас ответить на ряд вопросов.

1. Укажите, что Вы понимаете под понятием «социальное развитие» дошкольников_____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знакомы ли Вы с особенностями социального развития детей в период дошкольного детства? Укажите некоторые из них__________________________

_____________________________________________________________________

3. Как Вы считаете, решение проблемы социального развития дошкольников в большей степени зависит от:

-       условий, создаваемых в ДОУ;

-       условий семейного воспитания;

-       от личных особенностей ребенка;

-       от взаимодействия всех субъектов социального воспитания.

4. Отметьте, какое место по приоритетности занимают значимые, на Ваш взгляд, компоненты готовности ребенка к школе:

-       хорошее здоровье и физическое развитие;

-       общий кругозор и предметные умения;

-       нравственно-волевые качества;

-       коммуникативные качества;

-       личностные качества (самосознание, самооценка, уверенность).

(Выставьте приведенные компоненты по приоритетности).

5. Как Вы оцениваете уровень своей компетентности в социальном развитии ребенка и готовности оказать ему квалифицированную помощь в социализации.

Спасибо за ответы!

Анкета для родителей «Особенности нравственного и трудового воспитания в семье».

1. Имя ребенка, год рождения____________________________________________________________

2. Состав семьи________________________________________________________________

3. Ваше образование, кем Вы работаете?

Мать________________________________________________________________

Отец________________________________________________________________

4. Рассказываете ли вы ребенку о своей работе?

- Да

- Нет

- Иногда

5. В какой работе вместе со взрослыми участвует ваш ребенок (систематически, от случая к случаю)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Есть ли у ребенка какие-либо постоянные небольшие обязанности (например, уборка игрушек, помощь младшему брату или сестре и т.д.). Перечислите какие именно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие черты могут воспитываться у ребенка, по вашему мнению, в процессе посильного труда?

У мальчика___________________________________________________________

____________________________________________________________________

У девочки____________________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Приведите пример, как труд и игра ребенка связаны между собой

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. В чем Вы испытываете наибольшие затруднения (подчеркните нужные варианты):

- ребенок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослого

- забывает, не доводит дело до конца

- не проявляет старания при выполнении работы

- готов бросить дело при затруднении

- ваш вариант________________________________________________________

10. Ваш ребенок скорее трудолюбив или ленив?____________________________

11. Нравится ли ребенку наблюдать за работой или помогать родителю одного с ним пола?____________________________________________________________

12. Как вы поступаете, если ребенок не заканчивает начатое дело до конца, свои обязанности?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Читаете ли вы ребенку о людях других профессий, о трудолюбии? Какая литература используется для этого?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

14. Наблюдаите ли вы вместе с ребенком за трудом людей разных профессий?

Спасибо за ответы.

Анкета для родителей «Воспитание детей в семье.

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты

1. Сколько времени в течение дня Вы уделяете занятиям с ребенком?

                    2 часа

                    3 часа

                    более 3 часов

    свой ответ____________________________________________

2. Какая деятельность преобладает в Ваших занятиях с ребенком?

  игры с игрушками

  настольные игры

  рисование, лепка

  разговоры, рассказы

  подвижные игры

  просмотр телепередач

  чтение

  прогулки

  Другое:_________________________________________________________________

3. Влияет ли, по – вашему, детский сад на занятия ребенка в свободное время?

  да, влияет очень сильно

  да, влияние заметно

  да, но не в значительной степени

  влияние практически незаметно

4. Отметьте основные источники Ваших знаний о воспитании и обучении ребенка:

   знакомые и близкие

   передачи по телевидению и радио

     работники детского сада

     статьи в газетах и журналах

     специальная литература

5. С кем из взрослых ребенок любит проводить большую часть времени?

     мать

     отец

     бабушка, дедушка

     другие:

Спасибо за ответы

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.

М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.,2005.

2. Девина И.А. Учимся понимать людей (4-6лет). М.,2000.

3. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально – эмоциональное развитие детей

от 3 до 6 лет. М., 2004.

4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф Социально – нравственное воспитание детей 3 -4 лет: игровая и продуктивная деятельность. М., 2006.

6. Сушкова И.В. Социально – личностное развитие. М., 2008.

7. Власова А.В., Павлова Л.И., Круглова Е.В., Шипицина О.В., Низова С.В.

Развитие личности ребенка. Волгоград: Учитель, 2011.

8. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю.  

Развитие социальной уверенности у дошкольников. М..2003

9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе. – М. :

10. Гризик Т. И. Познаю мир. - М. : Просвещение. 2003.

11. Голицина Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью.-

                                                                                                                                М., 2006.

12. Петрова В.И., Стульчик Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на социально- личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста

      Ребенок учится способом игровой деятельности, то есть игровыми действиями с игрушками, предметами. Во время игры ребенок использует умения и навыки, расширяет и обогащает п...

Проект "Организация развивающей предметно-пространственной среды как пространства для социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста"

Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляю в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнооб...

Роль сказки в социально-личностном развитии детей младшего дошкольного возраста

                 Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,                    ...

Театрализованные игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка. Младший дошкольный возраст.

Театрализованные игры направленные насоциально-эмоциональное развитие ребенка.Младший дошкольный возраст.  Побуждать детей эмоционально от­кликаться на воспринимаемое содер­жание, включаться в ра...

Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения

Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как...

Методическая разработка "Игровая деятельность как средство социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...