Выступление на педагогическом совете "Центр сюжетно-ролевой игры в группе. Создание атрибутики к сюжетно-ролевым играм".
учебно-методический материал

Смирнова Лариса Анатольевна

Педагогический совет "Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребёнка-дошкольника".

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sertifikat_-_pedsovet.pdf772.55 КБ
Файл vystuplenie_na_pedsovete_atributika_k_s.r.docx673.02 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Медвежонок»

Выступление на педагогическом совете             «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

тема выступления:

«Центр сюжетно-ролевой игры в группе. Создание атрибутики к сюжетно-ролевым играм»

Подготовила:

воспитатель

Смирнова Л.А.

г.о.Химки, 10.11.2020 г.

Цель: 

повысить значимость организации сюжетно - ролевой игры в воспитательной деятельности в ДОУ

Задачи:

• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.

• Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно - ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра – идеальная возможность для приобретения социальных навыков. Игра помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно работать со страхами. Игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.

Алгоритм сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).

-   Прямое руководство (с вмешательством в игру).

Создание предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возрастных особенностях детей, интересов детей.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры, а наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения.

Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

Необходимо привлекать воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.

Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности.

Ответьте на вопрос. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем и где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей.

При создании предметно-игровой среды в группе мы учитываем определенные требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытно-экспериментальной работой и т. д. Стараемся создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и делаем пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Для мальчиков можно изготовить макеты «Парковка»«МЧС»«Автостоянка»«Гараж» «АЗС». Для игр «Аптека» и «Магазин» сделала окошки-ширмочки.

     

В группе имеется формы и костюмы для сюжетно-ролевых игр:

пожарник, врач, продавец, парикмахер, полицейский, сотрудник МЧС, сотрудник ДПС, строитель, кузнец, врач скорой помощи, солдат, матрос, капитан, таксист, повар, сарафаны, фартуки.

Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная нами предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности. В группе оснащены и созданы такие центры и уголки как:

• Центр двигательной активности

• Центр речевого развития

• Центр детского творчества

• Центр сюжетно-ролевой игры

• Центр строительства и конструирования

• Центр этикета и дежурства

• Центр настольно-печатных игр и математики

• Центр патриотического воспитания

• Центр познания и детского экспериментирования

• Центр безопасности и ПДД

• Книжный уголок

• Уголок природы

• Уголок настольных игр (сенсорный) и моторики

• Уголок игр для мальчиков

• Уголок уединения и театра

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.).

                                                               

Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку".

В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки.

В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей …. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра –это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Вывод:

1. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты, побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации.

2. Ежедневно проводить сюжетно - ролевые игры, использую атрибуты и пособия, направленные на развитие эмоциональной сферы личности ребенка.

3. Создавать совместно с детьми новые атрибуты к сюжетно-ролевым играм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению атрибутики для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и сама сюжетно-ролевая игра

Дети с родителями готовят из бросового материала атрибутику для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и играют...

Атрибутика к сюжетно-ролевым играм

Памятка для педагогов...

Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...

Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.

Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...