Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация (старшая группа)

Семкина Наталья Анатольевна

В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №247»

Консультация для педагогов дошкольного образования

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Выполнила: воспитатель

Семкина Наталья Анатольевна

Нижний Новгород 2022г

Сегодня родители сильно заинтересованы образованием и воспитанием своих детей их состоянием здоровья, физическим развитием и конечно их нравственностью. Важнейшим показателем развитой личности ребенка-это сформированность нравственных ценностей. На их сформированность показывают самостоятельность и ответственность за принятие собственных решений. Интуитивно дети понимают, что хорошо, а что плохо. Осознают значимость тех или иных действий людей.

Но достаточно ли родители и мы уделяем внимания формированию нравственности ребят? Все ли мы обладаем достаточным объемом знаний и умений для того, что помочь ребенку стать высоко нравственной личностью? Массовая культура не направлена на нравственные проблемы детей. По этой причине дети не достаточно знакомы с традиционными ценностями и соответственно не следуют им.

Поэтому формирование у детей нравственно-патриотических ценностей и помощь в этом их родителям является одной из важных задач дошкольного образования.

Правовой основой системы патриотического и духовно-нравственного воспитания являются:

  • Конституция Российской Федерации,
  • федеральный закон “О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации”,
  • федеральные законы «Об образовании»,
  • федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»,
  • федеральный закон «О ветеранах»,
  • федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»,
  • иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления.

Основные понятия, термины и определения, которые четко дают понять на каких основах строится современное нравственно-патриотическое воспитание:

Патриотизм— нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите, сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства любви, гордости, верности и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, осознания своего нравственного долга перед ним, готовности к защите его интересов, уважения культуры и традиций народов России, также самореализации и социального поведения граждан.

Система патриотического и духовно-нравственного воспитания –совокупность субъектов и объектов патриотического и духовно-нравственного воспитания, средств и методов патриотического и духовно-нравственного воспитания, нормативно-правовая база в области патриотического и духовно-нравственного воспитания, духовно-нравственные ценности воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Патриотическая работа - это скоординированная, системная, регулярная работа всех государственных и общественных структур по организации и проведению комплекса мероприятий патриотического и духовно-нравственного воспитания населения по установленной системе патриотического и духовно-нравственного воспитания; деятельность, направленная на организацию воспитательной среды в коллективе для решения задач и достижения целей патриотического и духовно-нравственного воспитания населения.

Субъекты патриотического и духовно-нравственного воспитания – структуры, занимающиеся патриотической работой, организаторы патриотического и духовно-нравственного воспитания по решению задач и достижению целей патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан в Российской Федерации.

Объекты патриотического и духовно-нравственного воспитания – воспитуемые, в интересах которых ведётся патриотическая работа и организуется патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Основные направления воспитания системы патриотического и духовно-нравственного воспитания:

1. Государственно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленная на признание и сохранение приоритета национальных ценностей и интересов России, ее суверенитета, независимости и целостности; на воспитание гражданской зрелости, верности гражданскому и воинскому долгу, готовности к защите Отечества; на формирование у граждан свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны, способного к активному участию в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве; на формирование идеологии национального самосознания.

2. Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленная на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы, верности воинскому долгу, готовности к защите Отечества.

3. Гражданско-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленная на формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству и готового к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию; на формирование гражданского согласия и общероссийской гражданской идентичности многонационального народа России.

4. Духовно-нравственное воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленная на признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка и языков коренных народов России, религии и культуры как высших святынь народа; на воспитание национального самосознания, любви к Родине, своему народу, гордости и достоинства, духовной зрелости; на формирование высоких моральных принципов.

5. Культурно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленная на изучение истории и культуры нашей страны, национальных традиций; на признание и сохранение верности героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, исторической правды и нетерпимости к фальсификации истории, исторической памяти и преемственности поколений, духовного и культурного возрождения нации; на формирование гордости за сопричастность к деятельности предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, воспитание любви к Российской культуре.

. Патриотическо-трудовое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленная на формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда, целенаправленного добросовестного отношения к труду как основы духовного облика человека, сознательного и всесторонне развитого гражданина, любящего свою малую родину и готового работать на её развитие; на формирование трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.

7.Семейно-патриотическое воспитание– это составная часть патриотического воспитания, направленная на формирование воспитательной роли семьи в формировании ценностно-нравственного, патриотического сознания детей и молодёжи; деятельность родителей по физическому, психическому и духовно-нравственному развитию своего ребёнка, воспитанию основ морали и нравственности, уважению и почитанию родителей, традиций своей семьи; защиту семейных ценностей.

Процесс нравственного воспитания рассматривается  и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как одно из направлений личностного развития дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен (п. 1.6)2:

• на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

• формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Формирование соответствующего уровня нравственности у детей старшего дошкольного возраста проходит через знакомство детей с символами государства. это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Реализация этих задач проходит в ходе интегрированной деятельности детей. Такой подход к формированию нравственно-патриотических чувств. Позволяет полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Интеграция происходит по нескольким направлениям. 1. Социальный мир: систематизация, углубление и усвоение детьми вечных ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в стремлении его к добру и неприятию зла; формирование интереса к различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность). 2. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи; совершенствование грамматической структуры речи. 3. Продуктивная деятельность: реализация впечатления, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках, в играх-драматизациях; реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности. Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников.

Формы, используемые при работе с детьми: беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки. сюжетно-ролевые игры.

Список используемой литературы:

Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2427/ (дата обращения: 10.02.2023).

Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.

Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/ М.Д. Маханева / Пособие для реализации Государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.- М.: 2005.- 135 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Проектный метод в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Экологическое воспитание одна из задач нашего детского сада, которая рассматривается через воспитание любви к природе родного края.Именно в дошкольном возрасте формируются экологические представл...

Консультация для воспитателей на тему: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогу...

Консультация для педагогов: «Цель и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Цель экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование у ребенка основ экологической культуры и развития опыта взаимодействия с природой и окружающей средой....

Для педагогов Тема: ОТСМ – ТРИЗ технология в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении....

Консультация для педагогов "Методы и приемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее основной частью....

Программа дополнительного образования.По нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.«Моя Родина - Россия»

План доп.образования для детей старшего дошкольного возраста«Моя Родина - Россия»  Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, ...