Для педагогов Тема: ОТСМ – ТРИЗ технология в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Биймурзаева Эльмира Алимсолтановна

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для педагогов12.3 КБ

Предварительный просмотр:

 ОТСМ – ТРИЗ технология в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

           

Формирование нравственных ориентиров в детском саду происходит на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, т. е. это и в режимных моментах, и в непосредственно  образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и в период взаимодействия с родителями.  

   Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. Для того, чтобы знания, полученные на занятиях, в беседах были прочными, необходимо их постоянно закреплять в повседневной жизни.

Актуальность выбора технологии ОТСМ-ТРИЗ продиктована необходимостью поиска новых форм и методов работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, так как нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Считаю необходимым использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

Патриотическая направленность игр с использованием элементов технологии ОТСМ - ТРИЗ обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

 Воспитание патриотических чувств на основе нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, является целью моей профессиональной деятельности.

Цель работы: создать полную подборку различных видов игр для работы по патриотическому воспитанию детей, формирование социально – активной личности через игру.

Для решения поставленной цели сформулировала, следующие задачи:  

- расширить знания детей о стране, культуре, родном городе, его прошлом и настоящем, природе родного края;

- развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть;

- формировать умение подчиняться правилам игры,

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Для  воспитания патриотизма я использую игры по нравственно-патриотическому воспитанию с применением ОТСМ – ТРИЗ технологии:

метод формирования системного мышления «Системный оператор» игра «Волшебный экран» (Флаг России). Эта игра систематизирует представления детей о символах стран.

Заполнение волшебного экрана постепенно от настоящего, прошлого и будущего.

Открываем 1 экран: Что это?  (Флаг России).

Открываем 2 экран: Флаг России относится к чему? (ко всем флагам разных стран, это символ страны).

Открываем 3 экран: Флаг России состоит из чего?  (из белой полосы, синей полосы, красной полосы).

Открываем 4 экран: Каким был раньше флаг России? (флаг СССР).

Открываем 7 экран: Что может быть с флагом в будущем?  (водрузить на здание Кремля).

Еще «Волшебный экран» я использую в  работе по составлению сказки описательного типа. У детей происходит формирование понимания, что все в мире изменяется во времени. Дошкольники проживают жизнь вместе с героем в настоящем, прошлом и будущем времени, оценивают его поступки, делают для себя выводы. Происходит и развитие монологической речи, памяти, мышления.

        Игра «Сравни»   (Герб Москвы, города Белоярский) дети выявляют сходство и различие символов.

        Игра «Часть — целое». Например, «Что является частью нашего города?», «Детские сады, школы, заводы и т. д»  «Дом является частью чего?» (микрорайона). «Город Белоярский является часть чего?»

        Игра «Кто без чего не может жить?» Помогает закреплять знания о профессиях людей, живущих в родном городе, развивает гибкость мышления. Например: нефтяник (без буровой установки), металлург (без печи) и т. д.

        Игры на основе кругов Луллия и специально подобранных картинок в рамках ознакомления с темой « Народы России», «Национальные костюмы», «Символика». Именно по этим картинкам реальным, узнаваемым,  с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг в рамках указанной темы.

        Игра «Хорошо – плохо» Дети учатся оценивать события или объекты с различных точек зрения, формировать свои речевые высказывания. Отмечать положительные и отрицательные стороны.

        Предлагаемые игры направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность, сообразительность.

     Я убеждена, что предложенная тема и собранные нами материалы по этой теме внесут свой вклад в работу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, помогут значительно повысить уровень знаний наших детей по патриотическому воспитанию.

Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются с моими мыслями “… добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них, есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь Научить это любить! ”

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Презентация по теме: "Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"

В данной публикации я предлагаю вам презентацию на тему: "Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста", направленную на воспитание патриотизма ...