"Деревья нашего края"
проект (подготовительная группа)

Крючкова Надежда Николаевна

Для чего нужны деревья? Почему они такие разные? Какую пользу они приносят людям и животным? Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. А ведь деревья прекрасный объект для наблюдений, особенно лиственные имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

                           МБДОУ ДС «Буратино»

ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ

для подготовительной группы

                                                                                                                                                Воспитатель:

                                                                                                       Крючкова Н.Н.

                                    г. Тарко- Сале.

Введение.

….Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра.»

Л. Толстой.

Проблема взаимоотношений человека и природы – одна из актуальных в современном мире. Вместе с тем воспитание личности во многом зависит от формирования правильного, экологически грамотного отношения к окружающей действительности, в том числе к природе. В связи с этим большое значение приобретает общение с природой в раннем возрасте, когда в сознании ребенка только начинает складываться картина мира. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Для чего нужны деревья? Почему они такие разные? Какую пользу они приносят людям и животным? Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. А ведь деревья прекрасный объект для наблюдений, особенно лиственные имеют ярко выраженные сезонные изменения. На примере деревьев могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. 

Актуальность:

         Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа. Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе.

 Во время прогулки мы наблюдали за деревьями, я заметила, что не все дети знают названия деревьев, они путают хвойные деревья: не могут отличить сосну от ели, многие не назвали иву, осину. А ведь ежедневно проходили мимо них, совершенно не обращая внимания. Я решила, что в нашей группе необходимо расширить знания по этой теме, и начала работу над проектом.  Данный проект направлен на развитие интереса к природе и пробуждение эмоционального восприятия ее разнообразных проявлений

 Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром деревьев, с их пользой, применением.

Задачи проекта: формировать представления о деревьях, их взаимосвязь в природе, их значимости в жизни человека, применении. Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей. Воспитывать бережное отношение к природе

Гипотеза: воспитанники группы, узнав о пользе деревьев, будут бережнее к ним относиться.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №1, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта: три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Тип проекта: информационно-творческий

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: средней протяженности

Ожидаемые результаты:

Осознанно правильное отношение детей к деревьям.

Повышение уровня экологической грамотности детей;

Формирование осознанной потребности в общении с природой;

Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;

Создание художественно – эстетической среды;

Расширение знаний детей о деревьях, их значении в природе и жизни человека;

Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

Этапы реализации проекта:

        I этап. Подготовительная работа.

1. Подбор детской и педагогической литературы, картин, дидактического материала.

2. Экскурсии  и наблюдения.

3. Беседы о значении деревьев и кустарников в жизни человека.

4. Работа с родителями: проведение консультации на тему «Экологическое воспитание дошкольников»,

      II этап. Основной этап.

 1.Целевые экскурсии по территории детского сада, включающая наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, листья, шишки).

 2. Беседы: «Для чего нужны деревья». «В чем отличие деревьев от других растений?» «Какие деревья растут на территории детского сада.» «Какую пользу приносят деревья?», «Как люди заботятся о деревьях?»

3.Чтение художественной литературы

4. Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

5. Составление гербария.

6. Составление рассказа: «Мое любимое дерево»

     

      III этап. Заключительный этап. 

1.Анализ и обобщение результатов работы. Закрепление знания детей.

2.Итоговое занятие «Что мы знаем о деревьях и кустарниках нашего края?».

3.Выставка детских работ

Продукт проекта: оформление альбома, совместно с родителями: «Деревья нашего края»

План работы:

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра

 МЧС «Пожар в лесу». «Путешествие в осенний лес»

 Настольно – печатные игры: «Чей листочек», «От какой ветки детка?», «Части дерева», «Четвертый лишний»;

Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Найди такой же лист», «Береги живое»

Здоровье и физическое развитие

подвижные игры «Беги к дереву, которое назову», беседа о целебных свойствах деревьев, прогулки  

Труд

Уборка сломанных веток и опавших листьев на участке. Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария. Изготовление и вывешивание кормушек для птиц на участке, подкормка птиц.

Музыка

Хоровод «Березонька», песня «Калинка», музыкальная композиция Э.Верхарн «Из солнечных лучей ... », песня Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой

Развитие речи

Деревья нашего края» - составление описательного рассказа о деревьях по алгоритму; творческое рассказывание «Чем мне нравится это дерево?», «Друзья дерева» сочинение сказок о дереве Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Старик и яблони».

Ознакомление с окружающим

Береги природу - Познакомить с профессиями людей занимающихся охраной природы, формировать представления о природе, как едином целом.

«Правда ли что бумага «растет»? Как делают бумагу?»- Выявить связь между деревом и бумагой, схематично изобразить процесс изготовления бумаги. 

«Путешествие по этажам леса» - Расширить знания детей о лесе, как многоярусной системе, как сообществе множества растений, произрастающих на одной территории:

ОБЖ

Будем беречь, и охранять природу - Воспитать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

Взаимосвязь и взаимодействие в природе - Развить у детей понимание того, что планета Земля - наш общий дом,

Наблюдения

Наблюдение за листопадом

Сколько листьев на дереве, сколько под ним

С какого дерева листва облетает быстрее

Исследовательская деятельность

Знакомимся с деревьями: изучаем листья и крону; кору и ствол; изучаем цветки (соцветия); корни; изучаем плоды и семена; животных, связанных с деревом; почву. Чем отличается хвойное дерево от лиственных?

Опытно-экспериментальная деятельность

Может ли растение дышать?»

Опыт «Как к веткам и листьям поднимается вода»

Художественная литература

Чтение детям стихотворений о деревьях «Рябина, Ива, Береза» И.Токмакова, «Сказка о крылатках», «Одежда для почек», «День рождение елочки»; сказка Б. Заходера «Почему деревья не ходят».

Заучивание стихотворений С.Есенина  «Береза», стихи, пословицы и поговорки о деревьях

Художественное творчество

Рассматривание репродукций картин русских художников: пейзажи Левитана,

«Деревья смотрят в озеро»- ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки). «Золотая осень»

Лепка – «Ветки рябины», аппликация: «Осеннее дерево»

Работа с родителями

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников». Совместное творчество «Поделки из природного материала»;

Результат работы:

         Работа над проектом еще продолжается, но я заметила, что дети стали внимательней, они стали замечать изменения в окружающей среде.

У нас на Ямале нет большого разнообразия деревьев, здесь не растет клен, яблоня, тополь…и осень короткая, но очень яркая. Именно осенью дети имеют возможность наблюдать за яркими проявлениями природы, когда деревья одевают свой пестрый, осенний наряд. Дети наблюдая за листопадом, замечают, на каких деревьях уже не осталось листьев, а на каких листва еще не опала.

- Смотрите, это лист ивы, – сказала Света, – он узкий и длинный.

 Арина заметила, что в этом годы на рябине совсем нет ягод, и зимующим птицам нечего будет есть.

- Мы построим кормушки и будем подкармливать птиц, - сказала Вера.

Также заметили, что листья березы, опав на землю, быстро чернеют, сохнут, а осиновые – нет, они долго лежат на земле, и образуя шелестящий, пестрый ковер.

И, конечно же, это все меня радует. Ведь моя задача остается неизменной – научить детей смотреть и видеть, знать, любить и беречь природу.

Список литературы:

1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.- М.: АРКТИ, 2004

2. М.Топоркова. Экологическая тропа «Здоровье», Учебно-методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста.-Екатеринбург. 2003.

 

         

 

 

                                                

     

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деревья нашего края.

Картинки деревьев, стихи и загадки о деревьях. Физкультминутка. Знакомство с новыми деревьями. Материал помогает детям вспомнить названия деревьев ,опираясь на картинку и текст уточнить их характерные...

Деревья нашего края

Материал можно использовать на занятиях с детьми старшего возраста...

Деревья нашего края

Презентация для детей о деревьях Сибири....

Деревья нашего края

Презентация к занятию окружающий мир. Речь идет о деревьях которые растут в нашем краю....

Конспект "Деревья нашего края"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8755462","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Где бы человек не родился, чтобы его не окружало – лес, река, п...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Деревья нашего края»

Цель: расширять знания детей о деревьях родного края.Интеграция образовательных областей:Образовательная область «Познавательное развитие»: Расширять  представления детей о видах леса, в зависимо...

Конспект ООД "Деревья нашего края"

Конспект ООД по познавательному развитию«Деревья нашего края» Возрастная группа: разновозрастная группа (старшая и подготовительная).Тема: «Деревья нашего края»Цели и задачи:- расширять...