Дидактическая разработка «Нравственный закон Божий в сказках» Интерактивная игра «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
материал

 Барбарина Ольга Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_razrabotka.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая разработка

«Нравственный закон Божий в сказках»

Интерактивная игра

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Составитель: Барбарина Ольга Александровна,

воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад

г. Красноуфимск, Свердловской обл.

        

Нравственный закон Божий в сказках

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

В.А. Сухомлинский

Уже к двум годам дети начинают интересоваться сказкой. Какие же сказки нужны дошкольникам? И. А. Ильин писал: "Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды."

При чтении и разыгрывании сказок с детьми особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости, например, в сказках "Заюшкина избушка", "Кот и петушок", торжестве правды над обманом "Лисичка со скалочкой", "Коза и семеро козлят" и др., об опасности зазнайства и стремления к "легкому хлебу"  - "Заяц-хваста", "Легкий хлеб", "Круть и Верть".

Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для старших детей.

Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Когда ребенок отождествляет себя с ними, то незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. Подвиги героев русских сказок, в отличие от "героев" массовой культуры, не являются импульсом. Например, для того, чтобы уговорить, Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю пришлось прибегнуть к особой "хитрости": он приводит под окно Кожемяки двести детей, которых Змей осиротил. Глядя на их слёзы, Никита "и сам прослезился". В этой сказке мы видим, она учит тому, что не жажда мести, а способность к состраданию, может дать человеку такую силу, которая делает его настоящим героем и приводит к победе в неравном бою. Победив Змея, Никита за то никакой награды не взял, а снова отправился кожи мять.

Волшебные сказки могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига.

Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?

"Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе д о р о г о человечеству . Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое."

Е. Н. Трубецкой

Начиная работу над сказкой, размышляла, чтобы понять для себя: на чьей стороне "сказитель"- тот, с чьих слов сложена сказка? Кому он сочувствует? над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с моей?

С детства мы хорошо помним слова А.С. Пушкина о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Но немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как же не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, мы обязательно найдем подтверждение в песнях, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Прочитав сказку и поразмышляв над ней, мы вместе с детьми выражали итог такого размышления русской пословицей. Для этого мы обращались к сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогали нам яснее увидеть намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

Вот некоторые из них:

"Колобок"

  • "Чем хвалимся, на том и провалимся"
  • "На языке медок, да на сердце - ледок" 

"Теремок"

  • "Не бравши топор, жилья не срубишь"
  • "Легко взято, легко и потеряно" 

"Репка"

  • "Из многих малых одно большое выходит"
  • "Капля по капле и камень долбит" 

"Лиса и журавль"

  • "Как аукнется, так и откликнется"
  • "Каков привет, таков и ответ" 

"Лисичка со скалочкой"

  • "Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить" 

"Лёгкий хлеб"

  • "Хлеб горбом достают"
  • "Без труда не выловить и рыбки из пруда" 

"Морозко"

  • "Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются"
  • "Без смиренья нет спасенья" 

"Маша и медведь"

  • "Горе горюй, да руками воюй"

"Зимовье зверей"

  • "Согласного стада волк не берет"

"Заюшкина избушка"

  • "На чужой каравай рот не разевай"
  • "Пораньше вставай, да свой затевай"

Все ли сказки хороши?

Сказка сказке-рознь … Начиная работу над нравственным законом в сказках, выбирала те, в которых нет мотивов любования плутовством и кощунством. Очень важно заложить в детстве те ценности, благодаря которым, во взрослом состоянии, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, человек мог принимать их или отвергать в соответствии с жизненной позицией.

Итак, при выборе сказок для чтения детям, нужно остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи "легкого хлеба", а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней, а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята, где мы встречаемся с священнослужителями и церковною службой.

Обязательно объясняла детям, как смотрит на это закон Божий, приводя из Библии стихи по разбираемой теме.

Правила интерактивной игры

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

  1. Открыв слайд №5 нажать на кнопку «Пуск»
  2. Попадаете на слайд № 6, где нужно выбрать фигуру с цифрой
  3. Навести курсор и щелкнуть по выбранной фигуре
  4. Попадаете на слайд, где зачитав детям поговорку или пословицу, а ниже стих из Библии, задать вопрос детям:
  • к какой сказке подходят эти высказывания? – ответы детей
  1. нажать на кнопку «Ответ», попадаете на следующую страницу с картинкой к сказке – правильный ответ
  2. Задать вопрос детям:
  • чему учит эта сказка? – ответы детей
  1. Нажать левую клавишу мыши  - появится правильный ответ
  2. Затем нажать левой клавишей мыши  на знак «Вопрос»
  3. Вновь попадаете на слайд № 6, где нужно выбрать фигуру с следующей цифрой, которую выберет ребенок.

Следовать этой инструкции до конца игры - слайд № 22 , затем нажать левой клавишей мыши  на знак «Вопрос», вы вновь попадаете на слайд № 6, нажать на кнопку «Выход», попадаете на последний слайд: щелкните левой клавишей мыши, где появится картинка «Здорово!»

Для более старшего возраста игру можно усложнить, выбрав 2 игроков.

Устроить, своего рода, соревнования между ними: давать жетон за правильный ответ. Побеждает тот, у кого больше жетонов. В конце игры вручить приз.

Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...

Методическая разработка мастер-класса: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Материалы данного мастер-класса показывают как развивающие сказки способствуют обогащению позанвательного развития детей. С помощью развивающих сказок уточняются и закрепляются представления детей о ч...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Авторская образовательная деятельность,квест-игра " Сказка ложь, да в ней намек ,добрым молодцам урок"

Авторская открытая образовательная деятельность в старшей группе Квест-игра " Сказка ложь ,да в ней намек,добрым молодцам урок"Цель: Создать все условия для освоения детьми старшего до...

Духовно-нравственное воспитание в средней группе. Тема: «Сказка- ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок».

Конспект занятия.«Сказка- ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок». Образовательная область: социально- коммуникативная.                ...

Презентация к конспекту занятия по духовно-нравственному воспитанию "Сказка-ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок"

Презентация к конспекту занятия. Духовно-нравственному воспитанию "Сказка-ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок"...

Конспект педагогического мероприятия по духовно-нравственному воспитанию «Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».

Образовательная область: социально- коммуникативное развитие.Цель: дать понятие о дружбе, доброте, вежливости.Материал: презентация с иллюстрациями сказок, разноцветные полоски бумаги, мяч....