Методическая разработка мастер-класса: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
методическая разработка (старшая группа)

Глушко Валентина Викторовна

Материалы данного мастер-класса показывают как развивающие сказки способствуют обогащению позанвательного развития детей. С помощью развивающих сказок уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и простарнственных отношениях, а также о предметном мире и окружающей природе. В развивающих сказках подаваемый материал подается в яркой образной форме. Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx206.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 30 комбинированного типа Красносельского района города

Санкт-Петербурга

Методическая разработка мастер-класса.

Педагогическая мастерская

Тема:  «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

(Развивающие сказки – как средство обогащения познавательного развития детей дошкольного возраста)

                         

                                                                            Составила:

                                                                                 воспитатель высшей

                                                                               квалификационной

                                                                                      категории Глушко В.В.

Санкт – Петербург

2019 год

Цель.

 Изучение участниками мастер-класса возможности использования развивающих игр математического содержания для познавательного развития детей и последующего их применения в практической деятельности;  формирование интереса к интеллектуально-познавательному общению родителя с ребенком и навыка партнерской деятельности.

План проведения мастер-класса.

    Презентация педагогического опыта; кратко характеризуются основные идеи технологии. Представление системы учебных занятий: определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

    Проведение имитационной игры: педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающими.

   Моделирование: мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею.

Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Задачи.

  1. Передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментируемого показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

   2. Совместная отработка педагогических подходов педагога-мастера и участников мастер-класса, приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.

  3. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Используемые технологии.

Проблемная ситуация – мотивирующая творческую деятельность каждого.

Групповая работа (группы образовываются по инициативе учащихся)

Отчет группы о выполнении задачи.

Афиширование – предоставление результатов деятельности участников мастер-класса (развивающих сказок) и ознакомления с ними.

Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникающих в ходе мастер-

класса.

Ожидаемые результаты.

Обучение всех участников конкретным навыкам из тех, что составляют основу данного педагогического опыта.

Активизация познавательной деятельности всех участников  работы мастер-класса.

Презентация педагогического опыта.

     Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам стать участниками педагогической мастерской под названием «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»,  в процессе,  которого мы с вами узнаем, как развивающие сказки  способствуют  обогащению познавательного развития детей.

       Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют  легко осваивать новое. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

     С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток, развивающих сказок уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях, а так же о предметном мире и окружающей природе.

   Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания памяти, творческого мышления и речи дошкольника.

    В развивающих сказках изучаемый материал подается в яркой образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный  мир.

    Вы сами тоже сможете придумывать сказки, которые помогут вашим воспитанникам, а так же и вашему  ребенку освоить элементарные математические представления, узнать о явлениях природы, или научиться правильно вести себя в гостях.

    Сказки можно сочинять о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно. Чтобы научиться сочинять сказки, в качестве основы, для начала, можно использовать знакомые сюжеты (сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.,  «подстраивать»  под них свои темы и «наполнять» необходимым содержанием.

    Развивающие игры палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, математический планшет послужат вам прекрасным материалом для составления сказок.

Проведение имитационной игры.

   Уважаемые коллеги! Предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, о том , как я и мои  воспитанники  составляли  развивающую сказку с применением дидактического материала палочек Кюизенера, а называется она «Новые приключения колобка».

   Педагог рассказывает начало русской народной сказки «Колобок», обыгрывая сюжет с помощью кукол театра би-ба-бо , а дети сочиняют ей новое содержание.

  Педагог:  Жили были дед да баба. Испекла баба колобок, положила его на     окно. Скатился колобок на землю и покатился по тропинкам.

 Дети: Сначала он покатился по тропинке выложенной из пяти белых палочек, затем по тропинке из пяти розовых палочек, потом по тропинке из пяти красных и наконец – по тропинке из пяти желтых палочек.

    Дети выкладывают ряды из палочек и с помощью взрослого , выясняют , дорожка какого цвета получилось самой длинной – короткой, какая дорожка короче –длиннее.

A description...

На его пути встретились ямы, прямоугольной формы.  (Моделируют прямоугольник).

A description...

Колобок не растерялся и заложил яму палочками.

Дети закрывают окошечки, вместе с педагогом, выясняют, что они знают о прямоугольнике.

A description...

Колобок покатился дальше, вдруг из леса выскочила лиса с лисенком.

Дети выкладывают из палочек изображения лисы и лисенка.

Рассматривают получившихся у них животных и рассказывают, как они их составляли: сколько палочек и какого цвета они взяли для того, чтобы составить голову, туловище, хвост.

Лиса с лисенком хотели съесть колобок, но мимо пролетал робот на самолете. Он посадил самолет на лесную полянку и забрал колобок с собой. И они полетели над лесом.

Дети выкладывают из цветных палочек робот и самолет.

A description...

Педагог:  Расскажите, что увидел колобок пролетая над лесом?

 Дети рассказывают свои варианты.

Совместное моделирование.

Педагог: Уважаемые коллеги!  Мы с ребятами продемонстрировали вам некоторые приемы составления сказки с помощью палочек Кюизенера.

   А теперь вам предоставляется возможность проявить свои творческие способности. Для этого вам необходимо сначала разделиться на несколько групп, в соответствии с эмблемами, у каждой группы своя эмблема.  (Участники мастер-класса разбиваются на группы).

 Обратите внимание на таблицы,   в каждой из них символами представлено краткое содержание той или иной русской народной сказки.  Угадав одну из сказок, займите место у рабочего стола рядом с таблицей, которую вы расшифровали.  Назовите ваши сказки.  А теперь, дополните сказку каким – либо новым сюжетом, или новым героем используя развивающие игры блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математический планшет.   На демонстрационном столе представлен весь материал, который вам может пригодиться: блоки, палочки, планшеты, а так же таблицы с образцами выкладывания различных фигур. Времени у вас не много, всего 10 минут, пока звучит музыка.

   «Сказка ложь да в ней намек, добрым девицам урок».

Участники мастер-класса самостоятельно разбиваются на группы, и в течении 10  минут разрабатывают  собственную модель сказки.

Афиширование.

  Добры девицы! Ваше время истекло! Пожалуйста огласите название своей сказки и содержание с новым сюжетом или персонажем.

Группы участников мастер-класса знакомят с результатами своей деятельности друг друга.

Рефлексия.

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Обсуждение того, как работали – то есть каждый оценивает свой вклад в достижении поставленных в начале мастер –класса целей, свою активность и полезность выбранных форм работы.

Педагог: Ну а теперь, уважаемые коллеги, давайте подведем итог нашей встрече. Я предлагаю вам оценить свой вклад в достижение поставленных в начале мастер-класса целей, свою активность и полезность данной методики. Для этого вам необходимо выбрать начало фразы из рефлексивного  экрана на доске и закончить ее.

Рефлексивный экран.

1. Сегодня я узнала …….

2. Было интересно ………

3. Было трудно ……..

4. Я поняла, что……

5. Теперь я могу ……

6. Я почувствовала, что ……

7. Я  научилась ……

8. Я приобрела …..

9. Я попробую……

10. Меня удивило …..

11. Мне захотелось……

Участники высказывают свое мнение.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения. Именно в ней мы должны искать ответы на все вопросы. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Благодарю за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...

«Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»

Сказка учит жить! А иначе бы, зачем наши предки тратили  драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только  дети были слушателям...

"Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

Занятие по театрализованной деятельности в средней группе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Занятие для ознакомления детей с понятием "доброта"....

НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» с ИКТ (подготовительная группа)

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация,  Безопасность, Труд,  Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Образовательная область «Познание...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...