Конспект мастер-класса по сказкотерапии для родителей «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» для муниципального методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Белёнова Яна Владимировна

Предоставлен материал по проведению с родителями мастер-класса по сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс по сказкотерапии29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 7 г. Шебекино Белгородской области»

Конспект мастер-класса по сказкотерапии  для родителей

«Сказка -  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

для муниципального методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений

Шебекинского городского округа

Подготовил педагог-психолог МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида  № 7

г. Шебекино Белгородской области»

Белёнова Я. В.

2021

Цель: обучить родителей приемам работы со сказкой для использования их в   условиях семейного воспитания.

Задачи:

-повысить педагогическую культуру родителей;

-ознакомить с возможностями сказки  в плане влияния на развитие ребенка,      психоэмоциональное состояние детей и взрослых;

-развить  творческие способностей,   расширить  сознание и взаимодействие с окружающим миром посредством сказочной формы; 

- гармонизировать психоэмоциональное напряжение, внутреннее состояние.

Оборудование: аленький цветочек, сказка В. Сутеева «Яблоко»,  клубок,   муляж яблони, силуэты  яблок, волшебный сундук, деревянное яйцо.

План проведения мастер-класса:

1.Теоретическая часть.

2. Практическая часть.  

3. Рефлексия.

 Ход мероприятия:

      1.Теоретическая часть. Мини- лекция «Какие бывают сказки?».

 Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс «Сказка -  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». А как Вы думаете,  нужны ли современным детям сказки? (Ответы участников).

     Педагог-психолог: Я хочу Вам рассказать сказку о Сказке. И Вы поймете, почему сказки так важны для наших детей.

   В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, помогала им в трудную минуту советом, ласковым словом, дети становились добрее, отзывчивей, уверенней. Дети подрастали и в их жизни начали, появляется умные механизмы - мобильные телефоны, компьютеры. Так у ребят появились «крутые» друзья. Сказка среди  друзей ребят не значилась, она была забыта. И вдруг родители стали замечать, что лица их детей становились хмурыми, злыми, глаза унылыми. Дети перестали играть со сверстниками, слушаться родителей. Они постоянно хотели быть со  своими «крутыми» друзьями, и никто им был не нужен. И вот мама одного мальчика вспомнила, как ей в детстве читали сказки.  Она сказала ласково своему сыну: « Я хочу  познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства – сказкой». Мама раскрыла книгу и тихонько продолжила «жили-были…..». И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой лицо ее малыша становилось светлее, добрее, радостней. Лекарство для детской души было найдено!

   Сказку можно  с успехом использоваться как одно из направлений арт-терапии, т.е. терапии искусством.

   Сказку используют для решения  эмоционально-личностных и поведенческих проблем дошкольников. С большим успехом сказку используют в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Сказка направляет, подсказывает, учит  быть честными,  добрыми, справедливыми, отзывчивыми.

Педагог-психолог: существует 5 видов сказок:

-дидактические (когда в сказочную форму облекается какой-либо познавательный материал, например, математические представления, сведения об окружающем мире, об искусстве и т.п.).

-медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения).             Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Под эти сказки дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, и т.д.

-психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника). Дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли;

-психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка).

Сюжет этой сказки не обсуждается с ребенком. Ему удается возможность побыть  наедине с самим собой и подумать;

-художественные (авторские истории, мудрые древние народные сказки).

В художественной сказке есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспект.

   В сказке всегда Добро побеждает Зло! Детям 3-4 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

  Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и т.п. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он воспринимает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

  Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. А в подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

   Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Копилка полезных советов «Как читать детям».

   Педагог-психолог: Что бы процесс чтения для ребенка был интересным и полезным перед прочтением рассмотрите иллюстрации,  побеседуйте, что малыш видит, пусть он догадается, о чем или ком эта сказка. Читайте ярко выразительно, четко, имитируя голоса животных и других героев сказки, обязательно нужно обсуждать по ходу прочтения поступки героев, анализируя их. После прочтения предложите ребенку самостоятельно рассказать сказку,  пользуясь иллюстрациями.

2. Практическая часть.  

Педагог-психолог: Итак, я приглашаю Вас в сказку. Поможет нам аленький цветочек.  Ведущий взмахивает аленьким цветочком.

Хором: раз, два, три сказка приходи.

Упражнение «Отгадай сказку».

Цель: помочь родителям вспомнить названия сказок.

Педагог-психолог: Я предлагаю отгадать названия сказок. Я начну,  а Вы продолжите:

Сивка… (Бурка),  Мороз…..(Иванович),  Гуси…..(лебеди),  Красная…… (шапочка),  Дюй…..(мовочка),  Аленький …..(цветочек),  Заюшкина …….. (избушка),  Курочка…. (ряба),  Гадкий….(утенок),  Крошечка…..(Хаврошечка), мальчик….  (с пальчик),  спящая …. (красавица).

Упражнение «Читаем сказку»

Цель: развивать способности эмоционально передавать голоса, настроения  героев, составлять  вопросы по сказке.

Педагог-психолог: Сейчас Вы будете читать сказку В. Сутеева «Яблоко» по ролям. После прочтения каждый из Вас придумает вопрос, какой он задал бы своему ребенку.

Участники читают эмоционально по ролям сказку, затем каждый придумывает  вопрос для осуждения.

Упражнение  «Мой любимый сказочный герой».

Цель: развивать способности выделять главную особенность героя, его черту характера.

Педагог-психолог: Выполнить это задание нам поможет  волшебный клубок, который мы будем передавать друг другу. Каждый, получая клубок, называет черты характера героя, которого указал предыдущий участник. ( Золушка – добрая, ласковая, трудолюбивая и т.д.)

Упражнение «Волшебный сундук».

Цель: развивать воображение, зрительное представление, восприятие.

Педагог-психолог: Уважаемые участники мастер-класса,  Вам нужно отгадать какой  предмет лежит в этом волшебном сундуке. Итак, внимание! Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили такой же предмет взамен, но другого качества. Назовите это предмет и сказку.

Ответ: Яйцо, «Курочка Ряба».

4. Рефлексия. Подведение итогов.

Педагог-психолог: Я приглашаю  участников мастер-класса поделиться своими впечатлениями. Подойдите к нашей яблоньке и сорвите молодильное яблочко. Если Вам не понравилась наша встреча - зеленое яблоко. Если было интересно, вы узнали что новое, и будете это использовать в условиях семейного воспитания - красное яблочко.  Свое отношение  к нашей встрече,  напишите,  одним словом на выбранном яблочке.

    В сказке заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл. Наша встреча подошла к концу, помните: «Сказка -  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Список использованной литературы:

1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12 - 59.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - Москва, «Владос», 1999. - с. 32 - 274.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.

5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...

Занятие «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» старший дошкольный возраст

На занятии представлена интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое разв...

Методическая разработка мастер-класса: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Материалы данного мастер-класса показывают как развивающие сказки способствуют обогащению позанвательного развития детей. С помощью развивающих сказок уточняются и закрепляются представления детей о ч...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: « СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:« СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!»...

ПРОЕКТ «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (на основе книги Шорыгиной Т.А. «Добрые сказки»).

laquo;Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать»  (В.А. Сухомлинский)Актуальность.В настоящее время мы всё ...

Авторская образовательная деятельность,квест-игра " Сказка ложь, да в ней намек ,добрым молодцам урок"

Авторская открытая образовательная деятельность в старшей группе Квест-игра " Сказка ложь ,да в ней намек,добрым молодцам урок"Цель: Создать все условия для освоения детьми старшего до...

Презентация к конспекту занятия по духовно-нравственному воспитанию "Сказка-ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок"

Презентация к конспекту занятия. Духовно-нравственному воспитанию "Сказка-ложь, да в ней намек. Добру молодцу урок"...