Методическая разработка "Он с детства в музыку влюблен"
план-конспект занятия (старшая группа)

Стручкова Ольга Николаевна

Цель: воспитание в детях гражданско-патриотического сознания, чувства гордости за своего земляка великого музыканта – виртуоза  баяниста И.Я. Паницкого.

Задачи:

1.     Познакомить детей с замечательным человеком, ярким и самобытным музыкантом-художником.

2.     Раскрыть душу дошколят и творческое воображение через жизненный пример музыканта, его произведений, посредством различных видов деятельности: слушание произведений, музыкальную игру, музыцирование, танецевальную деятельность, конструирование, творчество.

3.     Провести параллель между детством детей начала 20 и 21 века.

Познакомить с популярными произведениями  начала 20 века, в обработке и исполнении великого виртуоза И.Я. Паницкого

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку организации образовательной деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессии»

среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений БМР

Номинация: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Название работы: «Он с детства в музыку влюблен»

Методическая разработка для детей старшего возраста ДОУ

Подготовила:

Стручкова Ольга Николаевна,

музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад №20

«Олимпийская сказка»

Цель: воспитание в детях гражданско-патриотического сознания, чувства гордости за своего земляка великого музыканта – виртуоза  баяниста И.Я. Паницкого.

Задачи:

  1. Познакомить детей с замечательным человеком, ярким и самобытным музыкантом-художником.
  2. Раскрыть душу дошколят и творческое воображение через жизненный пример музыканта, его произведений, посредством различных видов деятельности: слушание произведений, музыкальную игру, музыцирование, танецевальную деятельность, конструирование, творчество.
  3. Провести параллель между детством детей начала 20 и 21 века.
  4. Познакомить с популярными произведениями  начала 20 века, в обработке и исполнении великого виртуоза И.Я. Паницкого.

Предварительная  работа: 

  •  познавательная беседа по теме «Музыкальные профессии».
  • беседа  о В.А. Моцарте.
  • «Музыкальный час»: «Гармонь, баян, аккордеон»
  • Работа с родителями и детьми: поделка «Оригами кораблик».

Материалы  и оборудование:

  1. 1. Для оформления выставки; портрет И.Я. Паницкого, книга о И.Я. Паницком, сборники нот с произведениями в переложении и обработке автора, семиклавишная детская гармоника.
  2. Записи произведений:
  • «Жаворонок», музыка М. Глинки,  исполняет И.Я. Паницкого;
  • «Крестьянская полька», автор и исполнитель  И.Я. Паницкий;
  • Обработка русской народной песни «Среди долины ровныя. Светит месяц» играет Сергей Зиновьев;
  • «Проводы новобранцев», автор и исполнитель И.Я. Паницкий.
  1. Мультимедийная презентация.
  2. Фортепиано.
  3. Компьютер.
  4. Экран
  5. Проектор.
  6. Музыкальный центр.
  7. Для создания инструмента:  картонная основа, двусторонний скотч, нитки разноцветные, листочки с копиями ступней детей.
  8. Для музыкальной  игры «Отгадай, чей голосок» - карточки с видами домашних животных и птиц;
  9.  Деревянные дудочки и свистульки индивидуально, на каждого ребенка.
  10. Для музыцирования: шумовые инструменты.
  11. Для мышиной норки: модули, стулья, тканевый круг.
  12. Для конструирования: голубые полоски ткани «Ручейки».

Используемая литература:

  1. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976.
  2. Сборник произведений для баяна в обработке И.Я. Паницкого «Играй, мой баян», Выпуск 6. Военное издательство министерства обороны СССР, М.,1962. 
  3. Б.А. Арон  СГК имени Л.В. Собинова, г. Саратов Статья  «Незабываемые встречи. Воспоминания о И.Я. Паницком». - https://vuzdoc.org/177578/kultura/problemy_ispolneniya_obucheniya_narodnyh_instrumentah

Описание  мероприятия.

Трек №1    

Дети входят в зал  под  звучание игры на баяне И.Я. Паницкого русской народной песни «Светит месяц».

Музыкальное приветствие:

М.Р. Здравствуйте ребята.

Дети. Здравствуйте.

М.Р. Предлагаю отгадать загадку:

В руки ты её возьмешь,

 То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь, а зовут её?

         Ответ детей: гармонь.

Карточка с изображением  гармони

Ребенок выбирает нужную карточку из предложенных: баян, гармонь, аккордеон. И закрепляет на магнитной доске карточку.

Повторение пройденного материала.

М.Р. Как называют человека, который умеет играть на музыкальном инструменте?

Дети: музыкант

М.Р. А на гармони

Дети: гармонист

М.Р. На баяне 

Дети: баянист

М.Р. Сегодня я хочу вам рассказать, ребята, о нашем земляке музыканте - баянисте, человеке который родился в нашем городе Балаково Иване Яковлевиче Паницком.

Слайд №2. Портрет И.Я. Паницкого.

М.Р.   «Немного найдется имен, более известных любителям народной инструментальной музыки, чем имя Ивана Яковлевича Паницкого. Его игру  на баяне знают у нас в России и далеко за её пределами. Ивана Яковлевича называли ярким и самобытным художником»:  так пишут о нём в своей книге музыковед М. Быстряков и журналист Л. Хорошайлова. Иван Яковлевич Паницикий был выдающийся музыкант, педагог(ссылка 1).

Работа музыканта трудная, но очень интересная и полезна обществу.

Иван Яковлевич много делает обработок русских народных песен, современных авторов, выпускает сборники произведений, работает в училище преподавателем по классу баяна, выступает на концертах, дарит людям радость от общения с музыкой.

Иван Паницкий был музыкантом – самородком, т.е. он сам без чьей либо помощи научился играть. С самого раннего детства он был любознательным и воспринимал окружающий его мир очень нежно и трепетно. Именно  из детства  берут свое начало дарование и характер творчества. Очень любил слушать и исполнять русские народные песни. И его духовное развитие совершалось в том неразделимом единстве, когда музыка - не профессия, не специальность, а сама жизнь.

И сегодня, ребята, мы мысленно, пройдем детский путь маленького мальчика, узнаем о его тайнах, огорчениях  и радостях, о том, как он становился большим музыкантом.

Слайд №3. Старая фотография села Балаково, пристань.

Родился И.Я. Паницкий в городе Балаково. Балаково, расположен на возвышенном месте в левобережье, т.е. с левой стороны реки Волги. В центре Заволжья, которое славилось богатыми урожаями пшеницей.

Слайд №4. Внутреннее убранство обычной крестьянской семья (фото из музея истории города Балаково)

Семья жила не богато, но дом был не только гостеприимным, но ещё и веселым. Отец Вани читал книги, играл на саратовской гармошке и гитаре. Про него говорили, что был он даровит, а если по-нашему, по-современному, то очень талантливым.

Ссылка1. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976. Стр.2

Мама знала множество популярных романсов и русских народных песен, ещё от своей бабушки слышанных.  Певуньей её называли.

Дружной семья была у Паницковых.

Трое взрослых детей было в семье, но, не смотря на то, что семья была дружной, жизнь складывалась нелегко.

14 января 1906 года родился в семье еще один ребенок – сын, назвали Иваном в честь деда. В тот год стояли сильные, жгучие морозы. Ванюшу крестили в холодной нетопленной церкви, простудили и вскоре ребенок потерял зрение. Как выяснилось впоследствии навсегда. И никогда он не видел неба, солнца, ни друзей своих, ни отца, матери никого и ничего. Как же Ванюша стал великим музыкантом? Послушайте мой рассказ.

Слайд  №5     Картина «Ваня слушал мир звуков  и мир открывался ему»

Ваня, рос ловким, сильным, подвижным ребенком и трудно было поверить, что ребенок ничего не видит. По голосам он различал всех своих соседей, друзей, родных и знакомых. Уверенно ориентировался дома, во дворе. Если же встречал что-то новое, незнакомое – осторожно, чуть касаясь, притрагивался кончиками пальцев, так он знакомился. Так он познавал мир. И, мир открывался ему…(Ссылка 2).

Иногда он чутко прислушивался к легкому, неслышному для нас порханию бабочки, подняв руку, тянулся к ней. Изощренный слух улавливал в воздухе тонкий шелест её крыльев. Всё окружающее его проникало в сознание мальчика в форме звуков. Это был целый океан звуков. Часто непонятных, и тогда он расспрашивал родителей или сестру или брата.

В летние вечера Ванечка любил слушать соловья и жаворонка.

У Ивана Яковлевича в репертуаре было любимое произведение «Жаворонок» русского композитора Михаил Глинки, это произведение Иван Яковлевич Паницкий переложил, то есть упростить сложный текст и сделать его более простым  для баяна.

Ссылка 2. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976. Стр.6

Слайд  №6   картинка «Жаворонок в небе»  Трек 2

М.Р. Послушайте, ребята произведение «Жаворонок» в исполнении самого Ивана Паницкого.

Ребята, представьте себе, что Иван предложил бы вам сыграть с ним вместе, в ансамбле. Как  вы думаете какой инструмент шумовой или ударный подошел бы нам для того чтобы подыграть И.Я. Паницкому и почему именно этот инструмент вы взяли.  

Ответы детей.

Давайте сделаем с вами вывод, все ли представленные здесь инструменты можно использовать

Музыкальный уголок

 (детям на выбор предлагается ряд инструментов: барабан, деревянные ложки, малый колокольчик, треугольник, погремушка, металлофон).

Ответы детей.

Игра в ансамбле (фрагмент).

И всякий раз сердце наполнялось особой радостью. Стоило только выйти из дома, как начиналась музыка. Он угадывал её в жужжании пчел, поющих свою трудовую песню, в пении птиц. Зимними вечерами, слушал он завывание ветра в трубе, то песнь ветра была. С не скрываемым восторгом слушал он пение матери своей. Русские народные песни, то протяжные, то звонкие веселые, от которых ноги так и просились в пляс, но всегда ласкающие сердце.

Игра «Отгадай, чей голосок»

Дети рассаживаются в кругу на ковре. Выбирается ребенок, его просят повернуться спиной к детям. Детям раздаются картинки. Нужно голосом животное, или птицу, изображенное на картинке, а ведущему отгадать, кто из детей  изобразил и кого на картинке.

Слайд №  7   «Дудочка была первой игрушкой Вани»

С трёх лет мальчик играл на дудочке. Ваня овладел этим простым инструментом, он хорошо знал в каком отверстии – окошечке находиться тот или иной звук. Усвоив это Ваня, собирал незатейливые музыкальные узоры.

Предлагаю и вам, ребята, поиграть на дудочке, как Ваня.

Дети выполняют дыхательные упражнения.

Дудочки индивидуально на каждого ребенка.

«Как под горкой, под горой» р.н.п.

Как под горкой, под горой.

Торговал старик золой.

Картошка моя, вся рассыпчатая.

Глубокий вдох, на выдохе выдувают ритмический рисунок фразы и т.д.

Слайд № 8  «На приеме у профессора»

Сценка.

М.Р. от Автора (предложить озвучить текст родителям)

Однажды отец повез Ваню в город Хвалынск  к известному профессору окулисту. Профессор долго и внимательно осматривал Ваню, рассматривал мальчика и к великому огорчению сказал, 

Профессор. Да, очень жаль, очень жаль. Но  зрение у мальчика утрачено навсегда. 

Автор. Отец расстроился и покачал головой, прижав к себе Ванюшку.

Автор. Но профессор счастливо заметил, что у Вани есть одна особенность – это исключительный музыкальный слух.

Профессор. «Купите-ка ему гармошку, Яков Иванович и пусть Ванюша, что услышит, то сам и подберет. Из вашего сына может выйти недюжинный музыкант. Вон, какие у него уши, как у Моцарта».

Слайд№ 9 «Портрет Моцарта»

Вольфганг Амадей Моцарт – немецкий композитор.

Автор. Кто такой Моцарт, Яков Иванович не знал, но отнесся к этому имени с большим уважением и при случае говорил:

Отец: «А у нашего Вани уши как у Моцарта» (ссылка 3)

Ссылка 3. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976. Стр.7

Слайд №10  «Семиклавишная гармоника»

И гармонику ему вскоре купил, маленькую, семиклавишную. С этого момента у четырехлетнего Ванечки появилась новая игрушка, и он не расставался с ней никогда. Но каково было удивление всей семьи, когда через некоторое время он стал наигрывать мелодию на песню «Бывали дни веселые». Родители даже не сразу и сообразили, что играет сам Ваня! И ведь самое поразительное было то, что Ваню никто не учил. Он сам во всем разобрался, на какие клавиши нажимать, чтобы получилась мелодия.

С малых лет музыка вошла в жизнь мальчика и завладела всем его существом.

Ребята на столике у нас есть тоже семиклавишная гармошка. Найдите и покажите мне её. Давайте мы её рассмотрим (корпус, меха, кнопочки и слева, и справа). Давайте послушаем её голос  (ребенок демонстрирует игру на гармошке).

Слайд №11 «Маленькие тайны и большие радости Ванечки»

Конечно, как и все дети Ваня и озорник был большой, любил шумные, веселые развлечения. Но была в его душе такая страна, куда он не брал своих сверстников. Эта страна называлась музыкой. Как и все дети, Ваня любил ходить в гости, а больше всего к своему крестному. Крестный был портным. У него Ваня находил целое богатство – множество клубочков с нитками, и все они были разных расцветок и толщины. Ванюшка был большим фантазером и выдумщиком. Например, он мог натянуть по комнате нитки, и тогда получались струны. Он перебирал их, воображая, что играешь на большом музыкальном инструменте и сочинял песни про замечательных героев, о которых рассказывала бабушка (ссылка 4)

В музыкальной мастерской

Предлагаю вам ребята, пройти в музыкальную мастерскую и самим смастерить музыкальный инструмент. Вот вам коробочка, а в ней давайте посмотрим, что находится.

Дети перечисляют: картонка, карандаши, нитки разные, двусторонний скотч, ножницы.

Ссылка 4. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976. Стр. 8

Дети и родители мастерят музыкальный инструмент.

Ребята, какие струнные инструменты вы знаете.

Дети перечисляют: гусли, балалайка, гитара, скрипка (дети выбирают карточки с изображением струнных инструментов)

Посмотрите вот набор карточек с изображением струнных инструментов, на какой из инструментов похож ваш и почему?

М.Р. А как вы назовете свой  инструмент?

Дети дают название новому музыкальному инструменту.

М.Р. Было у Вани свое любимое место – темный чуланчик, он всегда там что-нибудь мастерил. В чуланчике было много интересных вещиц - на столе стоял медный поднос, а на нем лежали рубанки, стамески. Это инструменты отца Вани. В чулане под полом жили мыши, но Ваня их не боялся, приносил им кусочек хлеба. Когда Ваня играл, то мыши переставали пищать и замирали, слушали игру Вани. Однажды Ваня пригласил в чуланчик соседских девчонок, он решил поиграть для них. И когда раздались первые звуки, из-под пола вылезли мышата, а девчонки с визгом выскочили из чулана и разбежались по домам.  Ванины «друзья» - мышата тоже испугались и долго не показывались из своих норок. Это очень огорчало Ваню, и он решил их задобрить и сочинил мышиную польку (ссылка 5).

Ребята, как нам исправить эту неприятную ситуацию.

Ответы детей.

Правильно, нам нужно помирить мышат и друзей. Предлагаю вам превратиться в маленьких  мышат и, использовать будем знакомые шаги танца полька, а помогут нам наши родители. Представим , что мышата это дети, а родители –друзья маленького Вани.

Трек 3 Дети танцуют полечку «Крестьяночка» играет И.Я. Паницкий

Ссылка 5. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976. Стр. 9

Слайд №12«Восьмиклавишная гармоника» и «Двухрядная гармоника»

Однажды отец поехал в Саратов и привез восьмиклавишную гармонику с четырьмя полутонами, так называемую «Невскую» гармонику (от имени первого виртуоза – гармониста Петра Невского). Очень понравилась гармоника мальчику и по размеру она была больше, и клавиш, но только, что было делать с четырьмя полутонами, он не знал.

Вскоре отец купил ему новую гармонику двухрядную. Изобрел такую гармонику балаковский гармонных дел мастер Иван Михайлович Рыжаков (ссылка 6)

Научился играть Ваня и на этих инструментах.

Слайд №13 «Трудное детство»

В то время далекое время ресторан был единственным местом, где звучала музыка. И отец отвел сына в ресторан, где состоялось знакомство маленького музыканта с гармонистом Федором Егоровичем Хаяровым, игравшим на полухроматической и трехрядной венской гармонике. Федор Егорович Хаяров был первым учителем Вани, помогал осваивать инструмент. С этого момента Ваня - маленький мальчик шести лет играл в ресторане по нескольку часов. И весь свой заработок приносил в семью.

Чуткая музыкальная память мальчика быстро улавливал всякую новую песню или мелодию, Ваня умел точно воспроизвести её на своей гармонике, со всеми музыкальными оттенками, окрасив полифонией и аккодами. Полифония это когда много голосов. Ведется  мелодия и усиливается другими голосами. Аккорд – это несколько голосов взятые вместе. Уже тогда у Вани выработалась своеобразная манера исполнения русских народных песен. У всякого кто слушал Паницкого, они надолго оставались в памяти. Про него говорили: «Хорошо играет малый. Как он умеет почувствовать саму душу песни» (ссылка 6).

Ване всегда было интересно знать, а как играют другие, какие произведения играют и как играют?  А отец успокаивал: «Подожди немного, скоро услышишь».

Ссылка 6. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976. Стр. 24

Слайд №14 «Граммофон»

Однажды ночью Ваня проснулся от шума и радостного голоса отца, вернувшегося из Саратова. Около себя Ваня обнаружил тумбочку, на ней стоял ящик с огромной металлической трубой.  «Что это такое?», спросил Ваня. «Это, Ванечка, граммофон, ты будешь его слушать»,- ответил отец.

Ребята, на диск граммофона, ставилась пластинка и через иглу воспроизводилась мелодия.

  Граммофон был новым «учителем», он словно околдован Ваню. Часами мог стоять и слушать. И Ваня слушал и по слуху подбирал произведения. Но вот беда, если он их долго не повторял, произведения забывались. И тогда про свою голову он говорил: «Вот дырявое лукошко», т.е. дырявая корзинка. Часто в дом приходили соседи, послушать игру Ваню.

В нашем городе был магазин господина Шмидта. В магазине продавались музыкальные инструменты, ноты и граммофоновые пластинки. Сюда и зачастил Ваня. Вскоре он познакомился хозяином магазина с господином Шмидтом. Шмидт был очень музыкальным человеком, он уважал маленького мальчика. И в знак особого расположения давал на время прослушать пластинки. Ваня слушал, а потом возвращал назад (ссылка 7)

Ваня был очень талантливым человеком. Рано определился его жизненный путь, главное дело всей его жизни – музыка. Большая заслуга в этом его семьи. Отец помог найти пусть в музыку, в искусство, он очень хотел, чтобы Ваня стал профессиональным музыкантом.

Слайд№15  Рождественская ёлка.

И всё-таки тяжело было играть в прокуренных ресторанах по многу часов подряд. Дым стоял и гам, слышались громкие разговоры. Но вот однажды в разгар рождественских праздников, Ваню подозвал к себе хозяин:

- Завтра, Ванюша, сюда не приходи. Пойдешь к господину… - и он назвал фамилию очень богатого и известного в городе купца, - у него играть будешь.

Ссылка 7. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976. Стр. 15

Лакей проводил заробевшего Ваню в большой зал. Ваня услышал много детских голосов, запах свежей хвои и потрескивание свечей. Это был веселый зимний праздник – праздник Рождества Христова.

Когда он заиграл, Ванюшку окружили дети.  Многие удивлялись, что он такой маленький, а играет как взрослый, уверенно, как настоящий музыкант. Ах, как и Ване хотелось прыгать, танцевать, веселиться! Вот как, оказывается, выглядит праздник…  Ваня долго помнил запах праздника – елки, звонкого смеха и детского веселья (ссылка 8).

Слайд №16 «Великая и могучая река Волга»

Звучат «Саратовские переборы» в исполнении И.Я. Паницкого

Самым ранним и сильным было впечатление о великой реке Волге. Так легко дышится, такая широта и свобода. А вечером, когда опускается солнце, из трюмов пароходов доносится запах соленой рыбы, раздаются песни грузчиков, истинных волгарей. Поют на несколько голосов, аж, мурашки по телу бегут.  

В ночи по особенному звучат гудки пароходов, будто становятся тверже. Мальчик часто прибегал на пристань и слушал, как переговариваются между собой пароходы. У каждого имелся свой голос. Ваня безошибочно мог передать на своей гармонике эти голоса:

  •  Гудок парохода «Русь», он подобрал в тональности фа-минора.
  • А гудок парохода «Купеческий» звучал как аккорд увеличенного трезвучия.

Сигнал парохода «Самолет» можно было изобразить одной нотой– фа диез.

  • Гудок парохода «Чехов» - звучал как аккорд си-минор в широком развернутом расположении. Музыкальный руководитель озвучивает гудки пароходов (ссылка 9)

 К Ване часто обращались на пристани определить по гудку, какой подходит пароход. И Ваня определял и ни разу не ошибался.

Ребята представьте, что вы тоже можете определить какой пароход, издает гудок. Проводится игра «Гудок парохода»

Конструкторское бюро 

Ссылка 8. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976. Стр. 25 Ссылка 9. М. Быстряков, Л. Хорошайлова «Баянист Иван Паницкий», Приволжское книжное издательство, Саратов., 1976. Стр. 28 Трек 4  Ребята, предлагаю вам самим сконструировать руку Волгу и пустить по ней наши пароходы

Дети дают названия своим пароходам и демонстрируют гудок, и затем запускают на макет Волги свой пароходик-кораблик.

Слайд №17 «Великий мастер»

В 1915 г. в г. Балаково приезжает профессиональная пианистка Бобылева и Ваня 3 года серьезно занимается на фортепиано, но отъезд Бобылевой прерывает эти занятия.

В 1921 г. в жизнь мальчика приходит горе - умирает мать и семья перебирается в Саратов.

Вскоре в судьбе Ивана Паницкого произошли изменения, его прослушала комиссия, которую возглавил профессор Саратовской консерватории, ему установили 1 исполнительскую категорию, он становится участником концертной жизни города.

Вскоре он поступает в музыкальное техникум по классу скрипки. Отсюда зарождается академическое направление в творчестве Паницкого (на тот момент ещё не существовал класс игры на гармонике и баяне).

В 1926 г. В Саратове на конкурсе гармонистов Паницкий занимает 1 место и получает золотой жетон. Среди участников были музыканты, играющие на баяне. В 1929 г. осуществляется мечта Паницкого — он поступает в театр малых форм аккомпаниатором. Там имелся баян и Паницкий начал постигать и покорять вершины исполнительства на баяне.

Это время творческого подъема. Иван Яковлевич много гастролирует и дает концерты, делает обработки народных песен и в 1932 г. он начинает преподавать в музыкальном техникуме, становится основателем класса баяна.

Ребята, давайте послушаем и посмотрим, как звуками баяна Иван Яковлевич художественно нарисовал картину звуками, которая называется «Проводы новобранцев». Новобранец – это человек, которого государство призвало на военную службу в звании солдата или матроса. Послушайте и расскажите, что вы увидели?

Трек 5

Ответы детей.

Борис Арон – профессор, солист Саратовской филармонии говорил: «Музыкальная картинка «Проводы новобранцев» являет собой яркий пример образного восприятия окружающего мира Паницким. Используя различные «меховые» приемы игры, звуковые и тембровые краски баяна, он рисует живописную картину из жизни людей, в частности проводы на службу в Советскую Армию молодых новобранцев. Здесь и призывный сигнал трубы, и вокзальный колокол, и свисток, и дробь барабана, и гармошка - непременный тогдашний атрибут всех праздников. Но самым эффектным получился поезд, его медленный разгон, постепенное ускорение, гудок ... и вот он уже мчится! Все это мастерски изображает звуками Паницкий. Он вообще был гениальный имитатор» (ссылка10).

В 1957 году Президиум Верховного Совета РСФСР за выдающиеся успехи в области исполнительской и общественной музыкальной деятельности присвоил И.Я. Паницкому почетное звание заслуженного артиста РСФСР.

В нашем городе есть школа искусств имени И.Я. Паницкого, это единственная школа в России, которая носит его имя. В ней проводятся областные конкурсы, посвященные великому мастеру.

Ребята, почему же Паницкий стал великим музыкантом?

Ответы детей: любил музыку с детства, играл на многих инструментах. Много занимался, давал концерты.

М.Р. Мир  звуков всегда окружал его и  в музыку влюблен был с детства. Музыка  стала главным смыслом всей его жизни.

Иван Яковлевич Паницкий не  только выдающийся музыкант – исполнитель, но и активный общественный музыкальный деятель, талантливый педагог-воспитатель, пропагандист русского народного музыкального искусства (ссылка 11).

Родителям рекомендовано: просмотр художественного фильма Евгении Бруславцевой «Вечное движение».

Ссылка 10. Б.А. Арон  СГК имени Л.В. Собинова, г. Саратов Статья  «Незабываемые встречи. Воспоминания о И.Я. Паницком»

Ссылка 11. Сборник произведений для баяна в обработке И.Я. Паницкого «Играй, мой баян», Выпуск 6. Военное издательство министерства обороны СССР, М.,1962. Стр. 11


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Номинация: «Все профессии важны, все профессии нужны» Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку организации образовательной деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессии» среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений БМР Сценарий и презентацию подготовила: Стручкова О.Н., музыкальный руководитель МАДОУ детский сад №20 «Олимпийская сказка» Название работы: «Он с детства в музыку влюблён» Методическая разработка для детей старшего возраста ДОУ

Слайд 2

Иван Яковлевич наш земляк, родился в нашем городе Балаково Имя Ивана Яковлевича Паницкого — выдающегося исполнителя на баяне, солиста Саратовской филармонии — известно каждому музыканту, всем любителям русских народных музыкальных инструментов. И. Я. Паницкий является талантливым музыкантом-исполнителем, активным пропагандистом замечательного русского народного музыкального инструмента — баяна.

Слайд 3

Балаково Хлебные амбары на набережной реки Балаковки

Слайд 4

Ваня слушал мир звуков И мир открывался ему.

Слайд 5

Жаворонок в небе Первой игрушкой Ванечки была дудочка

Слайд 6

На приеме у профессора

Слайд 7

Маленькие тайны и большие радости Ванечки

Слайд 8

Трудное детство На фотографии Ваня с братом Дмитрием и Федор Хаяров , гармонист. Втроем они играли в ресторане. Отец приводил Ваню в двенадцать дня и забирал ночью. Братьям приходилось играть по 10-12 часов. Это очень тяжелой труд, подчас не под силу и даже взрослому человеку.

Слайд 9

В доме появился новый друг … граммофон

Слайд 10

дом Шмидта Господин Шмидт очень уважал Ваню и давал ему прослушивать пластинки. После прослушивания Ваня возвращал пластинки в магазин

Слайд 11

Рождественская ёлка Ах, как и Ване хотелось прыгать, танцевать, веселиться! Вот как, оказывается, выглядит праздник… Ваня долго помнил запах праздника – елки, звонкого смеха и детского веселья.

Слайд 12

Великая и могучая река Волга Пароход «Самолёт»

Слайд 13

Школа искусств №2 им. И.Я. Паницкого единственная школа в России

Слайд 14

Интернет ресурсы: https:// руни.рф / index.php/ Паницкий,_Иван_Яковлевич Дудочка - https://www.pngarts.com/explore/187471 Ваня Паницков играет на баяне - http://sadservie.ru/images/post/text/a68865f171dca2aa2b2d769422bc636d.jpg Рождественская ёлка в богатом доме https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/12/890523e16998776e87768afe847b11a1-scaled.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Детство под музыку или музыка и дети"

Данный сборник предназначен для педагогов дошкольного образования, музыкальных руководителей, педагогв - психологов. Материал расчитан на детей раннего и дошкольного возраста, возможен для работы с де...

Консультация для родителей. Детство с музыкой!.

Детство с музыкой!Что такое музыка в детском саду?Это волшебный мир с множеством путешествий и превращений, в котором можно фантазировать, выдумывать и творить.Голос – самый доступный человеку музыкал...

Детство с музыкой (программа)

Рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию  детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО. В программе сформули...

Педагогический музыкальный проект для старших дошкольников с признаками одаренности «Детство с музыкой»

При разработке педагогического проекта мы опирались на теоретические положения о том, что музыка - это отражение логики смены эмоциональных состояний, эмоциональное познание. Именно они позволили нам ...

С детства с музыкой дружи и здоровье укрепи

Конспект музыкального занятия...

Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского "Детство с музыкой"

Технология А.Г. Гогоберидзе, В.А.Дергунской применяется для творческого самовыражения детей, раскрепощения и восприятия музыки. Для работы по этой технологии я разработала перспективное планирование н...