Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Абдукадырова Елена Владимировна

Сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.

Однако надо различать 2 понятия: сказка и сказкотерапия.

Сказка – это жанр литературного творчества о вымышленных лицах и событиях.

Сказкотерапия – способ решения конкретной проблемы.

Сказка – средство, сказкотерапия – способ.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Сказкотерапия, как средство эмоционального

и коммуникативного развития детей раннего возраста»

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Скажите, а вы любите сказки? Предлагаю вам их вспомнить!

Вопросы.

  • Самая грустная сказка. («Русалочка»)
  • Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
  • Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)
  • Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
  • Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
  • Самый богатый жених. (Крот)
  • Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
  • Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
  • Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)
  • Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)
  • Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
  • Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
  • Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
  • За что царевна-несмеяна получила такое имя?
  • Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
  • Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)
  • Кого первым встречает героиня сказки "Гуси-лебеди", отправившаяся на поиски брата? (Печку)
  • Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути? (Зайца)
  • Где жили герои многих русских народных сказок?
  • (В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
  • Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?
  • (Жили - были)

Что такое сказка? (ответы с зала)

Сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.

Однако надо различать 2 понятия: сказка и сказкотерапия.

Сказка – это жанр литературного творчества о вымышленных лицах и событиях.

Сказкотерапия – способ решения конкретной проблемы.

Сказка – средство, сказкотерапия – способ.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Примеры жизненных ситуаций, которые рассматриваются в сказках:

  • Колобок - ушёл из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
  • Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (вы можете много раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребёнком легче).
  • Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице.
  • Петушок золотой гребешок (где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.
  • Репка - помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку, важна помощь даже самого маленького.
  • Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Сказкотерапия – это лечение нашего сознания, воображения, самоощущения, характера. Способ улучшить взаимоотношения с собой и внешним миром

Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».

Как использовать сказкотерапию для детей раннего возраста?

  •  рассказывание сказки от первого или третьего лица: можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке (например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Волк);
  • самостоятельное составление сказок или рассказов родителями (педагогами), наделение сказочных персонажей качествами, свойственными ребенку (умный, капризный, ленивый, смелый): ассоциируя себя с героями сказки, дети учатся анализировать их поведение, вырабатывают хорошие привычки;
  • инсценировка, разыгрывание сказок при помощи кукольного, пальчикового театра;
  • арт-терапевтическая работа по сюжету сказки: раскрашивание, рисование, лепка или конструирование по мотивам сказки.

Казалось бы, что нового можно узнать о таком древнем, привычном процессе, как прочтение сказок детям? Но сказкотерапия – это не только проведённый вместе с ребёнком досуг и изучение чтения. Это, в первую очередь, мощный инструмент в детской психологии, который позволяет развить разностороннюю личность, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.

Каковы же задачи сказкотерапии? Каковы ее полезные свойства?

Полезные свойства сказкотерапии:

  1. Формирование положительных черт характера, следуя примеру

сказочных персонажей.

2. Обучение в игровой форме без принудительных методов.

3. Различать умения различать и переживать эмоции, когда малыш

«проживает» историю вместе с персонажами.

4. Формирование способности различать хорошие поступки от плохих.

5. Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для

этого используются сказки с положительными героями, в которых царит

мир, добро и спокойствие. Такие истории помогают расслабиться,

настроиться на хорошее.

  Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Сказка для ребенка раннего возраста является особым способом освоения мира, способом, который позволяет ребенку в специфической форме присвоить, понять и, по-своему, систематизировать поток знаний.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

ТЕАТР-ЭКСПРОМТОМ

«Т Е Р Е М О К»

 Реквизит: текст сказки, листки с ролями.

 Все тянут бумажки с ролями.

 Автор читает текст.

 Как только называется какой-либо персонаж, тот должен говорить свои слова:

Теремок (Скрип-скрип!)

Мышка-норушка (Ух, ты!)

Лягушка-квакушка (Квантересно!)

Зайчик-побегайчик (Вот это да!)

Лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!)

Волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!)

Медведь косолапый (Ничего себе!)

       Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка, что коль теремок пустой, станет она там жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка, стала в окошки заглядывать. Увидела её мышка-норушка и предложила ей жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка, и стали они вдвоём жить. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился, смотрит, а тут из теремка выскочили мышка-норушка и лягушка-квакушка и потащили зайчика-побегайчика в теремок.

 Идет мимо лисичка-сестричка. Смотрит - стоит теремок. Заглянула в окошко а там мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка, приняли и её в компанию. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спросил кто в тереме живёт. А из теремка отозвались мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и пригласили его к себе. С радостью побежал в теремок волчок-серый бочок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок. Вдруг идет медведь косолапый. Увидел он теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Испугались мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок и позвали медведя косолапого к себе жить.

       Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и решил что лучше на крыше будет жить. Влез на крышу медведь и только уселся - затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы, да стали горевать - где ж им дальше-то жить? Делать нечего, принялись они бревна носить, доски пилить - строить новый теремок.

              Лучше прежнего выстроили!

 И стали жить поживать мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок и медведь косолапый в новом теремке.

Спасибо нашим артистам!

Поделитесь, пожалуйста своими эмоциями. Что вы чувствовали, исполняя роли.

Основная цель сказкотерапии как одной из здоровьесберегающих технологий – это  оказание  помощи детям раннего возраста  в адаптации к детскому саду, положительное влияние на эмоциональное благополучие дошкольника, снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными – читайте им сказки.

Если хотите, чтобы они были еще умнее – читайте им больше сказок».

Альберт Эйнштейн

Приложение

«Сказка о грустной тарелке»

 (история от Марии Шкуриной про проблемы с едой у дошкольников)

Жила-была девочка Катя. Хорошая девочка была Катя: добрая, вежливая, заботливая. Только вот не любила Катя кушать. И чего ей только мама не готовила: и супчики, и кашку, и котлетки с макаронами – а у Кати на всё один ответ: «не хочу, не буду».

Как-то бабушка подарила девочке новую тарелочку. Красивую, розовенькую. Говорит: «Вот, Катенька, новая тарелочка для тебя, не обычная она. Любит, когда детки хорошо кушают». Катя бабушку поблагодарила за подарок, но вот лучше кушать так и не стала.

Один раз положила мама Кате на новую тарелочку картофельное пюре с куриной котлеткой, и сама вышла из кухни по делам. Катя сидит перед тарелочкой, не ест, а только развозит по ней вилкой картофельное пюре. Вдруг слышит девочка, кто-то плачет. Огляделась Катя по сторонам, а понять ничего не может. Даже испугалась немного, а потом осмелела и спрашивает:

— Кто это плачет?
— Это, я тарелочка. Я плачу.
— А почему ты плачешь? – спрашивает девочка.
— Я расстраиваюсь, что ты плохо кушаешь, и никогда моей улыбки не видишь, — отвечает тарелочка.
— А ты умеешь улыбаться? – удивилась Катя.
— Конечно, умею. Вот съешь всю еду до самого дня и сама увидишь, — ответила тарелочка.

Девочка сейчас же взялась за вилку и съела всю котлетку и картофельное пюре. И как только дно тарелочки стало пустым, Катя увидела, что та действительно улыбается, и больше не плачет.

С тех пор Катя всегда съедала то, что готовила её мама, а тарелочка ей за это всегда благодарно улыбалась.


 Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик

(история от детского психолога Александры Бондаренко для детей)

Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.

Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.

И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.

Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.

Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.

Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...

Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста.

Сказка - это сфера чудес, нежный мир грёз и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснётся. Нужно тол...

Работа с педагогами.Консультация " "Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"

Консультативный материал для педагогов "Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста"...

Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста.

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использу...

Статья на тему: «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, форми...

Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

Доклад на тему "Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста"...