Статья на тему: «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
статья

Денисова Ольга Владимировна

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рукавичка»

 «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель Денисова О.В.

2021г.

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребенка.

Задачи сказкотерапии в работе с дошкольниками

  • Раскрытие и активизация творческого потенциала;
  • Развитие фантазии и образного мировосприятия;
  • Знакомство с миром общечеловеческих ценностей;
  • Регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность и пр.;
  • Формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребенка;
  • Оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;
  • Развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;
  • Решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.

Виды сказок

  • Художественные
  • Дидактические сказки
  • Психологические
  • Психокоррекционные
  • Психотерапевтические
  • Медитативные

Художественная сказка

Художественные сказки – традиционные народные сказания, а также авторские сказки, построенные на принципе целостности мира людей и мира природы.

Художественные сказки бывают следующих видов:

  • народные;
  • сказочные истории о животных, природных явлениях, растениях;
  • сказки на бытовую тематику;
  • страшные сказки;
  • фантастические сказки, наполненные волшебством.

Дидактическая сказка

Дидактическая сказка – самый незамысловатый и простой вариант сказочного повествования, нацеленный на передачу практического житейского опыта, бытового знания, полезного умения и навыка.

Например:

  • как самостоятельно умываться, одеваться;
  • как поддерживать чистоту и порядок в детской комнате, самостоятельно складывать игрушки;
  • как научиться быть вежливым и внимательным по отношению к окружающим людям, зачем нужно поздравлять друзей с праздниками, дарить подарки.

Психологическая сказка

Психологическая сказка – вымышленная история, наполненная мировоззренческим смыслом, оказывающим прямое психологическое воздействие на личностное развитие ребенка.

Психологическая сказка помогает объяснить, что такое настоящая дружба, зачем любить своих близких и беречь окружающий мир природы.

Психокоррекционная сказка

Психокоррекционная сказка – своеобразный «мягкий намек», оказывающий косвенное воздействие на поведение и ценностные ориентиры ребенка.

Показывается неэффективная модель поведения (враждебность, лживость, капризность, неопрятность, робость, хвастовство, жадность), а затем рассматривается альтернативный стиль (доброжелательность, смелость, щедрость, правдивость, милосердие), делаются выводы.

Психотерапевтическая и медитативная сказки

Психотерапевтическая сказка – самый сильный жанр, обладающий возможностями исцеления души, несущий глубокую мудрость и утонченную красоту.

Медитативная сказка – обладают расслабляющим воздействием на психику, помогают снять психоэмоциональное напряжение.

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Метод сказкотерапии в работе с детьми используется:

  • на занятиях по театральной деятельности
  • на комплексно-развивающих занятиях
  • в режимных моментах
  • в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

Особенности сказкотерапии для детей дошкольного возраста

  • эмоциональность и выразительность рассказчика
  • проблема, вокруг которой выстраивается сказочный сюжет, должна быть интересна и актуальна для ребенка, вопросы формулируются так, чтобы помочь увидеть и осознать причинно-следственные связи
  • сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребенка.

Приемы работы со сказкой на занятиях

  • настольный театр
  • сказка на фланелеграфе
  • сказка на песке
  • игра-инсценировка
  • игра-имитация
  • импровизация

Структура занятия с использованием сказки

  • Ввод в сказку
  • Знакомство/рассказывание/разыгрывание сказки
  • Игры/продуктивная деятельность по сказке
  • Выход из сказки.