МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Совершенствование морально психологического климата как необходимые условия развития партнерских взаимоотношений с семьей.
методическая разработка (младшая группа)

Коваленко Наталия Юрьевна

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад № 6

        

Педсовет: «Развитие партнёрских отношений с семьёй – одна из главных задач ДОУ»

Тема выступления :

Совершенствование морально психологического климата как необходимые условия развития партнерских взаимоотношений с семьей.

Выступление подготовила

воспитатель: Коваленко Н.Ю.

г. Санкт – Петербург

2023 г

                                                                             Без корня и трава не растет.

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Ключевые слова:

взаимосотрудничество, партнерство, выстраивание эффективных партнерских отношений, взаимодействие ДОУ и семьи с целью личностного развития дошкольника, активные формы работы с родителями, портфолио семьи.  

 Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка. В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. Именно их пример, и личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания обуславливает необходимость взаимосотрудничества. Нововведения государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Роль родителей и образовательной организации закреплены в нормативно-правовых документах:

 -          Конституции РФ. Принята 12.12.1993 [1,с38]

-          Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ [3,с63]

-          Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) [3,с44]

 -          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [4] Из этого следует, что семья и детский сад, как первая ступень общественного образования, должны идти вместе по одному пути. Так как эффективность воспитания ребенка, овладения им общечеловеческими ценностями, как условия личностного развития зависит от выстраивания партнерских отношений, умения дополнять друг друга, поддерживать, оказывать помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Взаимодействие — это универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. [5,с.24] По мнению Т. А. Куликовой: «..Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих... Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития». [7,с. 213] Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского. Он писал: «Дошкольник почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества». [7, с.211] Сотрудничество — тип взаимоотношений людей в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий. Оно возможно только на основе единства, внешне проявляется во взаимной доброжелательности, взаимном доверии и признании достоинств друг друга. [8,с. 60]

Сотрудничество характеризуется:

-          взаимосвязными действиями индивидов, направленными на достижение общих целей, обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон; [12, с.9]

-          соучастием во всех делах, интересом друг к другу, оптимизмом и взаимным доверием в общении; [10, с.44]

 -          согласованностью индивидуальных действий, взаимной поддержкой, оптимальным управлением на основе партнерства, обусловленного взаимным доверием, уважением друг к другу. [9, с.264]

Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

 -          равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

-          уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера; -          взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве; -          добровольность принятия взаимных обязательств;

 -          равноответственность сторон за выполнение принятых обязательств. [11,с.168] Современные ученые отмечают важность взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. В своих работах, предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей.А. В. Козлова, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй. О. В. Солодянкина. Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик,

обращают внимание на содержание работы с семьей:

-          единство в работе ДОУ и семьи с целью личностного развития детей; -          взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; -          использование разнообразных форм работы с семьей в их взаимосвязи; -          индивидуальные и групповые формы работы с родителями. Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.

Поэтому, в первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи:

-          изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд; -          создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника. Наша педагогическая деятельность по отношению к семье была направлена на:

 -          выстраивание позитивных детско-родительских отношений; -          объединение усилий по вопросам развития и воспитания детей; -          повышение педагогической, правовой культуры родителей; реализацию их педагогических умений;

-          вовлечение родителей в деятельность ДОУ, как полноправных партнеров в воспитании собственного ребенка. Для этого в детском саду созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа всех специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что дает родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного процесса

На основании изученных потребностей, интересов, пожеланий родителей мы составляем перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников на учебный год, включающий в себя традиционные, но эффективные формы и инновационные, используемые точечно и конкретно.

 -          Родительские собрания.

 Нами используется технология проведения родительских собраний Е. В. Бачевой, которая способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах. Формы проведения и организации: «Круглый стол», родительская гостиная, клуб по интересам, школа молодого родителя, детско-родительский клуб.

-          Информационный уголок представлен папками ширмами, папками –передвижками, информационными стендами. Для того, чтобы информация стала помощницей, действуют постоянные рубрики: «Это интересно», «Заботливым родителям — талантливых детей», «Советы доктора Айболита», «Наша реклама», «Поиграем», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Родитель может взять его домой для личного изучения, помощи ребенку.

-          Досуги, праздники, развлечения. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

-          Беседа «За закрытыми дверями». Данная форма работы подразумевает индивидуальную беседу с родителями воспитанника, затрагивая актуальную тему для развития ребенка.

 -          Тематические выставки, организация индивидуальных мини выставок рисунков, изделий семей воспитанников и конкурсы: творческие, интеллектуальные, спортивные. Родители группы активно учувствуют в организации тематических выставок, конкурсов, приносят экспонаты, предоставляют изделия для персональных выставок.

. -          Дни открытых дверей родителей, семейные квесты. Например, в этом году прошел семейный квест «Детский сад глазами детей»- где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по станциям, выполняли различные творческие задания. В результате у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается и как он развивается каждый день.

Литература:  

1.         Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) Статья 38. 2.         Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ Статья 63                       3.         Закон РФ «Об образовании в РФ» от (29 декабря 2012 г.) № 273, (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) Статья 44                                                                                      4.         Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»                                               5.         Большой Энциклопедический словарь, М, Мозаика, 2000.-345с. 6.         Доронова Т. Н., Соловьева, Е.В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ». М.: Линка — Пресс, 2001 г.                                                                       7.         Козлова С.Л, Куликова Т.А «Дошкольная педагогика» М: Издательский центр «Академия», 2001, -416с.                                                                                                         8.         Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000.                                                                              9.         Психология индивидуального и группового субъекта/под ред.А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой.-М.: ПЕРСЭ, 2002.-368с.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для успешного развития для детей с ОВЗ в коррекционной группе» (Морально- психологический климат)

        Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, ...

Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией

Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией...

Cеминар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в детском саду....

План-программа направленная на повышение рефлексии педагогов и совершенствование социально-психологического климата в коллективе ДОУ

Данная методическая разработка будет полезна для старших воспитателей, методистов, воспитателей-методистов дошкольных образовательных учреждениях, работающими с молодыми педагогами....

БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОРАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

quot;СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА  ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА."...

Благоприятный морально-психологический климат в коллективе

quot;Благоприятный морально-психологический климат в педагогическом коллективе-основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса" (с)...

Презентация "Планирование и проведение мероприятий, направленных на формирование партнерских взаимоотношений с семьей по физическому развитию"

Презентация "Планирование и проведение мероприятий, направленных на формирование партнерских взаимоотношений с семьей по физическому развитию"...