Рабочая программа Математическое и сенсорное развитие_5-6_лет, 2022 г.
рабочая программа

Филипенко Мария Михайловна

Рабочая программа Математическое и сенсорное развитие_5-6_лет, 2022 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 г.Зеленоградска

Согласовано на заседании педагогического        Утверждено

приказом заведующей  по

совета МАДОУ- детского сада №3        МАДОУ-детскому саду №3

 

протокол № 1 от «31» августа 2022 г.        № 91 от «31» августа 2022  г.

                                                                                                                   ______________Ю.Е.Барсукова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Модуль «Математическое и сенсорное развитие»

(старшая группа, четвертый год обучения)

на 2022 – 2023 учебный год

Разработчики:  Филипенко М.М.  воспитатель  

  2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов

Страницы

1. Пояснительная записка

3

2. Планируемые результаты освоения модулей

3

3. Содержание модуля

3

  1. Календарно-тематическое планирование
  2. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

4

5

образовательной деятельности

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по «Математическому и сенсорному развитию» для детей 5-6 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детский сад №3 и составлена на основе использования образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Цели: развитие познавательных и творческих способностей детей. Формирование активного отношения к собственной познавательной деятельности.

Задачи:

  • Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
  • Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
  • Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).
  • Обогащать сенсорный опыт детей.
  1. Планируемые результаты освоения модуля

К шести годам:

  • Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20).
  • Называть числа в прямом и обратном порядке до10.
  • Соотносить цифру и количество предметов.
  • Составлять и решать задачу на сложение и вычитание.
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками.
  • Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу.
  • Измерять длину предметов.
  • Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть.
  • Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница).
  • Определять временные отношения.
  1. Содержание модуля

Количество и счёт. Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.

Величина. Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера, фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из двух меньших.

Проявление умения устанавливать простейшие зависимости между объектами: сохранения и изменения, порядка следования, преобразования, пространственные и временные зависимости. Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как …; столько же,

сколько …), порядка (тяжелый, легче, еще легче…), включения (часть и целое). Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.

Геометрические фигуры. Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шестиугольник); преобразование фигуры (путём складывания, разрезания, выкладывания из палочек). Освоение рисования в тетради в клетку геометрические фигуры, выкладывание из счётных палочек. Знакомство с геометрической фигурой трапецией.

Ориентировка во времени. Закрепление и углублении представлений о частях суток, временах года, днях недели (понимать вчера, сегодня, завтра), знакомство с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве. Обозначение словами положения предмета относительно себя, других лиц; ориентирование на листе бумаги и в тетради в клетку.

  1. «Календарно-тематическое планирование»

Раздел, тема

Кол-во часов

Раздел «Количество и счёт»

22

1.

Тема: Числа 1 и 2 и цифры 1 и 2. Соотнесение числа с цифрой и карточкой с кружочками.

Цели: Учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.

1

2.

Тема: Число и цифра 3. Соотнесение числа с цифрой и карточкой с кружочками.

Цели: Закрепить знания детей о том, что группа предметов, может состоять из разных частей и предметы отличаются каким-либо признаком (цветом, формой, размером).

1

3.

Тема: Число и цифра 4. Соотнесение числа с цифрой и карточкой с кружочками Счет в пределах 5.

Цели: Учить составлять квадрат из счетных палочек. Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: слева, справа, сверху, снизу.

1

4.

Тема: Число и цифра 5. Соотнесение числа и цифры.

Цели: Учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5. Счет на слух. Закрепить геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, куб, шар, цилиндр.

1

5.

Тема: Упражнять в счете в пределах 5. Познакомить с нулем.

Цели: Учить отсчитывать предметы из большего количества в пределах 5 по

образцу и заданному числу

1

6.

Тема: Число и цифра 6.

Цели: Познакомить с образованием числа        и с цифрой 6. Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами.

1

7.

Тема: Число и цифры 1-6.

Цели: Учить понимать отношения рядом стоящих чисел (5 меньше 6 на 1; 6 больше 5 на 1). Счет в пределах 6. Учить получать равенства из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.

1

8.

Тема: Число и цифра 7.

Цели: Познакомить с образованием числа 7. Учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом. Учить понимать отношения рядом стоящих чисел (7 больше 6 на 1; 6 меньше 7 на 1).

1

9.

Тема: Счет в пределах 7.

1

Цели: Учить понимать отношения рядом стоящих цифр (7 больше 6 на 1; 6

меньше 7 на 1). Счет на слух.

10.

Тема: Число и цифра 8.

Цели: Учить соотносить цифру с числом. Счет в пределах 8. Учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. Учить двигаться в заданном направлении, считая количество движений.

1

11.

Тема: Число и цифра 9.

Цели: Учить соотносить цифру с числом. Счет в пределах 9. Учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. Учить двигаться в заданном направлении, считая количество движений.

1

12.

Тема: Число и цифра 10.

Цели: Учить соотносить цифру с числом. Счет в пределах 10. Учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. Учить двигаться в заданном направлении, считая количество движений.

1

13.

Тема: Состав числа 3.

Цели: Познакомить с составом числа 3 из единиц на конкретном материале (3- это 1+1+1).

1

14.

Тема: Состав числа 4.

Цели: Состав числа 4 из единиц (4-это 1+1+1+1)

1

15.

Тема: Состав числа 5.

Цели: Состав числа 5 из единиц (5-это1+1+1+1+1)

1

16.

Тема: Равенство «=».

Цели: Развивать представление о равенстве. Учить определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения на основе счета предметов и сравнения численностей групп (Здесь

всех предметов по 5; по 8 и т. д.). Познакомить со знаком « = »

1

17.

Тема: Решение примеров.

Цели: решать примеры на сложение и вычитание.

18.

Тема: Решение задачи на сложение и вычитание.

Цели: учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись.

19.

Тема: Знак «>; <».

Цели: Учить сравнивать рядом стоящие цифру в пределах 5. Познакомить со знаками >; <.

1

20.

Тема: Закрепление знак «>; <»и «=».

Цели: Упражнять в сравнении рядом стоящих цифр, уметь пользоваться знаками > ; <; =.

1

21.

Тема: Упражнять в отсчитывании предметов из большего количества в пределах 10 по цифре или образцу.

Цели: Закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (Опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше, меньше

другого, уравнивать неравное число предметов.

1

22.

Тема: «Подбери цифру».

Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.

1

Раздел «Величина»

3

23.

Тема: Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки.

Цели: Увеличение числа на одну единицу. Формировать представление о том,

что число не зависит от величины и цвета предмета.

1

24.

Тема: Величина

Цели: Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине

1

(ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Развивать глазомер.

25.

Тема: Весы

Цели: Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки.

1

Раздел «Цвет. Форма»

1

26.

Тема: Цвет, форма

Цели: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности

1

Раздел «Геометрические фигуры»

6

27.

Тема: Четырехугольник.

Цели: Познакомить с признаками четырехугольника.

Подвести к пониманию, что квадрат и прямоугольник являются четырехугольниками.

1

28.

Тема: Овал.

Цели: Познакомить детей с овалом; учить различать круг и овал. Учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников.

1

29.

Тема: Ромб

Цели:        Познакомить детей с ромбом. Закрепить известные геометрические фигуры: четырехугольники, круг, овал, треугольник.

1

30.

Тема: Трапеция.

Цели: Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией.

1

31.

Тема: Познакомить с календарем. Рассказать о разных видах календарей.

Цели: Учить делить квадрат на 4 равные части путем складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей.

1

32.

Тема: Закрепить знания детей о геометрических формах: круг, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник, шар, куб, цилиндр. Повторить понятия четырехугольник.

Цели: Упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую. Упражнять в составлении предметов равнобедренных треугольников

1

Раздел «Ориентировка в пространстве»

2

33.

Тема: Ориентировка на листе бумаги

Цели: Упражнять в ориентировке на листе бумаги (картинка, на которой дети в парке рассматривают птиц, клюющих зерна в кормушке). Учить задавать вопросы по картине, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева»,

«под», «между».

1

34.

Тема: Знакомство с понятиями «линия», «линия прямая и кривая

Цели: Знакомство с понятиями «линия», «линия прямая и кривая».

1

Раздел «Ориентировка во времени»

2

35.

Тема: Временные представления о днях недели

Цели: Дать представление о том, что 7 дней (суток) составляют неделю, каждый день недели имеет свое название.

1

36.

Тема: Ориентировка во времени

Цели: Расширять представления о частях суток и уточнение понятия «сетки».

Формировать представления о последовательности дней недели.

1

Всего:

36

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
  1. Технические средства обучения

№ п/п

Наименование

Кол- во

1.

Ноутбук DEEL

1

2.

Экран IQ Board

1

3.

Проектор EPSON

1

4.

Планшет ( ST – 704 kinds 201309K1588)

3

5.

Колонки CREATIVE

1

6.

Синтезатор

1

7.

Телевизор «HYNDAI»

1

8.

DVD «NASH»

1

9.

Музыкальный центр «SONY»

1

10.

LEGO education (робототехника)

4

11.

Конструктор по образовательной роботехнике FUN&STOPU

3

  1. Методическое обеспечение

п/п

Наименование

Кол-во

1.

«Логические блоки Дьёнеша»

12

2.

«Сложи квадрат» интеллектуальная игра Никитина

1

3.

«Сложи узор» (развивающая игра)

12

4.

«Цветные счётные палочки» обучающее пособие Кюизенер

12

5.

«Геометрические формы в перспективе»

1

6.

Математика. Шаг за шагом. Альбом учебный

1

7.

«Совушки» Счётный материал

2

8.

ЛогоРобот Пчёлка

2

9.

ЛогоРобот Коврик «Космическое путешествие»

1

10.

Готовимся к школе: цифры и счёт. Наглядное дошкольное образование

1

11.

Готовимся к школе: свойства и расположение предметов. Наглядное

дошкольное образование

1

12.

Комплект раздаточного материала «Математика»

1

13.

Объёмные геометрические формы

1

14.

Деревянные счёты

3

15.

Циферблат (макет)

2

16.

Игровой комплект «Собираем пазлы по слоям»

1

17.

Лото логическое, математическое

1

18.

«Считай до 100»

5

19.

Геоконт (развивающие игры Воскобовича)

1

20.

«Логика и цифры» (учебно-игровое пособие»

1

21.

Цифры и геометрические фигуры (напольные мягкие пазлы)

1

22.

Мини-лаборатория «Измерения»

1

23.

Весы

4

  1. Список литературы
  1. «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Санкт- Петер-бург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
  2. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.
  3. Колесникова Е В. Математика для детей 5-6 лет Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  4. Колесникова Е.В. Рабочие тетради, ТЦ Сфера, 2018г
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду, Издательство «Учитель» 2017г.
  6. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», ТЦ Сфера, 2017
  7. Михайлова З.А. «Математика от 3 до 7», Издательство «Учитель» 2017г.
  8. Никитин Б.П. «Ступеньки» творчества», ТЦ Сфера , 2017
  9. Минкевич Л.В. «Математика в детском саду старшая группа» МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016
  10. Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей дошкольного возраста» ТЦ Сфера , 2016
  11. https://www.maam.ru
  12. https://infourok.ru
  13. https://nsportal.ru
  14. https://dohcolonoc.ru
  15. www.vospitatel-dou.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы "Сенсорное развитие"

Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств....

Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Матетатическое и сенсорное развитие для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 6-7 лет"...

Рабочая программа по кружку сенсорного развития детей 3-4 лет "Веселые человечки"

Направленность дополнительной образовательной программыОздоровительное  направление  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно ...