Характер формируется с детства
статья (младшая группа)

Филатова Алёна Степановна

 У каждого ребенка можно сформировать любые положительные черты личности. Плохих детей не бывает, бывает плохое воспитание. С каким характером ваш ребенок войдет в большой мир это зависит от нас, взрослых, от нашей совместной работы с семьей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Характер формируется с детства 29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Характер формируется с детства.

 Но сначала, предлагаю, разобраться, а что такое характер?

Каждый человек – это уникальная личность со своими взглядами на жизнь, своим отношением к окружающим и к себе самому. Такими уникальными нас делает, прежде всего, характер – сложный набор личностных характеристик, который формируется, развивается и меняется в течение всей жизни. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, как проявляется, из чего состоит и как формируется. 

Характер – это система относительно постоянных свойств психики, определяющих поведение личности и основные особенности её взаимодействия с окружающим миром. Характер формируется и развивается в течение всей жизни. Он включает в себя множество личных качеств, моделей поведения и привычек, формирующихся под влиянием внешних и внутренних факторов. 

Слово «характер» образован от древнегреческого слова χαρακτήρ, которое переводится как «особая примета», «отличительная черта» или «знак». 

У характера любого человека есть две ключевых особенности:

1 - черты характера устойчивы, если принимать в расчёт небольшой промежуток времени, но они меняются по мере накопления знаний и жизненного опыта;

2 особенность - характер определяет всю жизнь человека, влияя на большинство его решений, поступков и высказываний.

Наиболее типичные особенности личности проявляются в характере. Таким образом, хорошо зная характер определённого человека, можно с достаточно высокой точностью предсказывать его поведение в разных ситуациях и реакцию на определённые события.

В психологии изучению характера посвящён целый раздел – характерология. Она изучает сущность характера и его типы, а также процессы его формирования и развития.

Отчего зависят наши характеры? Генетика или воспитание? В каком возрасте формируется характер? Как вырастить счастливого ребенка? Строгость или мягкость должна быть в приоритете при воспитании? На эту сложную тему у специалистов различные взгляды.

Мы склонны считать, что базовые личностные качества ребенка проявляются ближе к школьному возрасту. Конечно, предпосылки прослеживаются раньше, но назвать это психотипом не совсем верно, потому что все ещё на стадии формирования и подвержено изменениям.

Когда ребенок выходит в мир, социум сильно корректирует его поведение и вносит существенные изменения в семейное воспитание. Основы личности ребенка закладываются в 3–4 года, благодаря воздействию семьи. Потом на него оказывают различное влияние социальные факторы: сначала - детский сад, в дальнейшем это будет школа, те места, где он больше начинает общаться со сверстниками и взрослыми.

Что касается наследственности, то научные школы веками не прекращают дискуссии о врожденных и приобретенных чертах.

Генетики пока не доказали, что личностные качества могут наследоваться. Физиология и анатомия — да. Но не психика.

Сегодня часто можно прочитать советы, как надо воспитывать детей, но авторами не всегда учитывается, что все дети разные, а значит и подходы нужны разные. И как же всё-таки воспитывать детей, чтобы они выросли счастливыми? Как не ломать ребенка под себя, а найти к нему подход?

Работая с дошкольниками, уже во второй младшей группе мы наблюдаем, какие разные малыши к нам приходят. Они уже имеют свои предпочтения. Один определяет правила игры и предлагает их другим, другой — принимает эти правила и комфортно себя при этом чувствует, а третий выбирает ту компанию, где ему хорошо или будет играть один и тоже доволен.

Так что в первую очередь, родители должны для себя решить, чего они хотят для ребенка. Абсолютно у каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны. Просто у кого-то они более проявлены, у кого-то менее заметны.

Родители должны в первую очередь любить своё чадо, каким бы оно не было. А в дальнейшем, наблюдая за ним, принимая его предпочтения, решить, каким ребенка хотят воспитать. Если мы имеем дело с активным ребёнком, непоседой, лидером, постоянно интересующимся, любопытным, с преобладанием силового, физического развития над интеллектуальным, то нужно ребенку дать возможность развиваться, стремиться к достижениям, менять этот мир. Если ребенок склонен к групповым видам деятельности, к спокойствию, к познанию, к сотрудничеству, значит  ребенок легко идет к сотрудничеству, адаптируется,участвует в совместной деятельности. А если ребенок склонен к единению, к познанию, к минимизации общества вокруг, играет с игрушкой и ему хорошо, то он такой, какой он есть и не всегда нужно нарушать его пространство.

Но одной из важнейших задач нашей педагогической деятельности является - разностороннее развитие маленькой личности, поэтому формируя характер ребенка, мы считаем, нужно учитывать необходимость развития у него всех способов, с которыми он будет адаптироваться в социуме. Если у нас есть ребенок активный, физически развитый, непоседливый, постоянно бегающий, которому никто, в принципе, для игры не нужен — это означает, например, что с аспектами сотрудничества у него бывают проблемы. Значит, ему нужно стимулировать развитие коммуникационной гибкости, умения взаимодействовать в команде. Малышу, который всегда соглашается, приспосабливается, необходимо дать возможность почувствовать себя лидером, главным героем в какой — нибудь инсценировке, ведущим в игре, а если это старший дошкольник, то придумать свои правила игры. Ребенка, который сторонится общения, групповой деятельности, ни в коем случае нельзя оставлять в стороне, его необходимо также увлекать совместной игрой, общими мероприятиями.

 Основы характера закладываются очень рано, и дальнейшее его развитие всегда зависит и от социальной среды и главным образом от воспитания. Семья имеет все условия - материальные, правовые, моральные для полноценного воспитания детей, выработки в них лучших черт личности. Если вы с самого начала правильно воспитываете ребенка, то он своевременно усваивает нравственные понятия и навыки морального поведения. И следовательно, это становиться основой становления его характера. Так, например, если вы хотите, чтобы ваша дочь или сын хорошо учились, то уже в дошкольном возрасте стоит прививать морально-волевые черты.

 Очень хотелось бы сказать о дисциплинированности — это критерий воспитанности личности. Это показатель собранности, организованности, деловитости, самостоятельности, инициативы, волевых черт характера.  Азы дисциплинированности при разумном воспитании малыш постигает рано с условием элементарных понятий «можно», «нельзя», «хорошо» и «плохо».  С развитием сознания ребенка к этим усвоенным понятием прибавляется еще очень важное - «надо». Оно и есть одно из главных движущих сил дисциплинированности. Вместе с понятием «надо» к растущему человеку приходит чувство ответственности за свои действия, вырабатываются первые элементарные проявления воли - умению вопреки своему «хочу - не хочу» следовать указанию взрослого, от чего-то отказываться, повременить в получении желаемого, делать то, что хотя и не интересно, но обязательно. Такое воспитание создает у ребенка внутреннее согласие с требованием взрослого и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Осмысленность выполнения требования - одно из условий саморегулирования поступков. В этом проявляется первоначальное чувство ответственности за собственное поведение.

              Однако многое в характере человека начинается с привычек. Не зря говорят: «Посеешь привычку - получишь характер». Не сформировав у ребенка необходимых привычек - помощников, трудно воспитать у него нужные качества характера. Какие это привычки? Это те, которые помогают нормально расти и развиваться - привычки гигиенические, культурные, моральные и др. Они вносят порядок в детскую жизнь,  упорядочивают поведение и, следовательно, предвосхищают различного рода негативные проявления - упрямство, капризы, непослушание.

Особую роль в развитии ценных свойств характера играют нравственные привычки. Привычки к чистоте, опрятности, порядку в своих вещах, к самостоятельности, самообслуживанию; привычки ценить и беречь труд взрослых, к трудовому усилию, быть занятым, самостоятельно находить полезные дела, привычка уважать старших, заботиться о них и проявлять внимание к ним, правильно реагировать на родительское слово, быть дисциплинированным, честным, правдивым. Привычка культурного поведения в обществе и многие другие черты, которые лягут в основу характера растущего человека. 

  Формированию характера способствует все, с чем соприкасается ребенок в семье. Семья - это первый коллектив ребенка. Здесь он приобретает первый опыт взаимодействия с другими людьми, усваивает основы заботливости, товарищества, взаимной помощи. Познает, что такое ответственность, долг, труд. Становление характера находится в тесной связи со всеми сферами жизни в семье. Налаженный быт в семье, при котором предполагается разумный распорядок жизни дошкольника - существенный фактор в формировании детского поведенческого стереотипа, а если режим в детском саду и в семье совпадает, то это значительно облегчает задачу формирования у ребенка морально-волевых качеств.

 У каждого ребенка можно сформировать любые положительные черты личности. Плохих детей не бывает, бывает плохое воспитание. С каким характером ваш ребенок войдет в большой мир это зависит от нас, взрослых, от нашей совместной работы с семьей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характер формируется с детства

Консультация для родителей о воспитании детей....

Консультация для родителей "Характер формируется с детства"

У каждого ребенка можно сформировать любые положительные черты личности. С каким характером ваш ребенок войдет в большой мир взрослых. Это зависит от нас....

"Характер формируется с детства"

Консультация для родителей  о формировании характера  ребёнка дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Характер формируется с детства»

Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть - еще не значит осуществить желаемое. И когда подросший малыш начинает вдруг хитрить или обманывать, ...

«Характер формируется с детства». Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы ДОУ

Фазлова Нурия Растямовна«Характер формируется с детства». Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы ДОУ"Характер формируется с детства"Консультация для родителейЧасто можно слыш...

Характер формируется с детства

Консультация для родителей, раскрывающая психологические аспекты поведения детей младшего возраста....

Консультация для родителей " Характер формируется с детства"

Консультация для родителей  "Характер формируется с детства"...