« Как научить ребёнка с аутизмом навыкам самообслуживания?»
статья (средняя, старшая группа)

Переверзева Алла Николаевна

В статье даны рекомендации для родителей о том. как научить ребенка с РАС навыкам самообслуживания. Чтобы  такой  ребенок адаптировался в окружении других людей, его надо обучать культурно-гигиеническим  навыкам и навыкам самообслуживания с младенческого возраста. Родители должны настроить себя на то, что  у  " особенного " ребёнка  все получится, и он сам сможет с помощью подсказок выполнять действия по самообслуживанию. Так как  ребенок с аутизмом большую часть времени проводит с  родителями, в частности с мамой, то близкие ему люди являются главными помощниками в его жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               Переверзева Алла Николаевна, тьютор,

                                                                              г. Белгород, МБДОУ д /с № 72                          

                                               Консультация для родителей

                      « Как научить ребёнка  с аутизмом навыкам самообслуживания?»

Уважаемые родители! Если в Вашей семье родился ребёнок с расстройством аутистического спектра, примите его таким,  какой он есть, наберитесь терпения, сил для того, чтобы помочь вашему малышу в будущем  адаптироваться к окружающей его действительности. Воспитывать  такого ребенка в семье из-за особенностей его психического развития  для многих родителей становится непосильным трудом. Они оказываются в сложной  ситуации,  иногда не знают, как правильно поступить, когда поведение ребёнка сопровождается истериками. Но чтобы такой ребенок адаптировался в окружении других людей, его надо научить культурно - гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания.  Многие аутичные дети с большим трудом усваивают  такие  простейшие навыки самообслуживания, как умывание, прием пищи, одевание на прогулку. А  родители  совершают ошибку, когда сами кормят ребёнка, умывают, одевают его, чтобы их малыш не испытывал трудности.  Коррекцию навыков самообслуживания   у ребенка с аутизмом надо начинать с самого младенческого возраста, чтобы  затем в возрасте 6-7 лет ребенок сам мог с подсказкой взрослого обслужить себя. Многим родителям эмоционально сложно отпустить ребенка с РАС в самостоятельную жизнь. Привыкшие все делать за ребенка, они  тем самым не облегчают ему жизнь, а наоборот, делают её невыносимой. Конечно же, научить «особенного» ребенка каким-то навыкам - это кропотливый труд близких его людей. Но, если не научить ребенка с РАС  заботиться о себе, успокаивать себя и решать возникающие вопросы, то у него возникнут в будущем сложности в общении с окружающими его людьми. Ребенок с аутизмом большую часть времени находится с родителями. Это - главные помощники в его жизни, которые не должны показывать свое плохое настроение малышу. Надо настраивать себя на то, что у ребенка все получится, и он сам сможет с помощью подсказок выполнять  действия по самообслуживанию. Понаблюдайте за ребенком, что он уже умеет делать сам, создайте вокруг него атмосферу доброжелательности, и начинайте действовать, учитывая интересы малыша.

Прежде чем начинать обучать ребенка аутиста  навыкам самообслуживания, всем членам семьи надо быть терпеливыми и  последовательными в своих действиях. Если ребенку сложно пользоваться, например, ложкой следует помочь ему, используя приём «Рука в руке». Если ребенок с аутизмом не хочет выполнить вашу просьбу, начитает капризничать, важно переключить его внимание на доступную для него задачу, и вы  должны порадоваться его результату. Чтобы ребенок вас послушал, встаньте рядом с ним и, обратившись к нему по имени, кратко и четко сформулируйте инструкцию: «Максим, надень тапочки». Вы просите ребенка дать какой-то предмет, а он не реагирует. Не повторяя лишний раз свое требование, вложите этот предмет себе в руку его рукой, прокомментировав: «Спасибо, ты дал то, что я просила». С ребенком надо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним теплым, ровным тоном,  регулируя интонациями поведение ребенка (говорить быстрее, когда нужно поторопить, медленнее, как бы распевая, при медленных, неловких действиях ребенка, когда важно не обострять ситуацию).

Хвалите ребенка даже за малейшие удачи: « Молодчина! Ты просто супер!» Для ребенка с РАС очень важны визуальное расписание и подсказки. Это могут быть фотографии, картинки, на которых изображено как он ест, готовится ко сну, гуляет, одевается. Каждый день ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время. Завтрак, обед и ужин должен быть в одно и то же время. Прогулка на улице, различные игры (развивающие, интеллектуальные, настольные) должна быть в одно и то же время. Так же нужно составлять график на ближайшие мероприятия (поход в гости к бабушке, поход в магазин, в музей). В визуальном расписании важно действительно выполнять пункт плана! 

Научить аутиста  сразу всем навыкам нельзя, необходимо сосредоточиться сначала на одном, например, одевании. Отработайте по карточкам-схемам последовательность одного навыка, затем другого.  Если ребенку трудно дается надеть штаны, помогите ему, используя прием « Рука в руке» и обязательно похвалите.  Для малыша с расстройством аутистического спектра важны подкрепления правильного действия: поощрения, объятия, стимулы (пищевые и не пищевые), за которые он будет выполнять ваши поручения.

Из-за сложности в развитии мелкой моторики рук ваш малыш с нежеланием  застёгивает пуговицы,  молнию, завязывает шнурки. Но моторика рук  хорошо поддается коррекции и способна превратиться в сильную сторону ребенка. Он может научиться без посторонней помощи застегивать пуговицы, раздеваться, завязывать шнурки и т.д. С ребенком важно  играть в разные дидактические игры, например: сортировка. шнуровка, мозаика и др.. Вместе с ним можно   изготовить разные  пособия для развития моторики рук из бросового материала, который есть дома (прищепки, веревочки, бантики, пуговицы и др.).

Если у ребенка не получается что-то сделать, он капризничает, то следует помочь ребенку, взяв его в руки в свои и мягко, ненавязчиво обучая движениям.  Дав ребенку чистый ботинок в руки, можно научить его шнуровать, застегивать, затем он сможет это преодолеть на себе. Легче научить застегивать сначала крупные пуговицы, а потом более мелкие. Когда ребенок освоит необходимые навыки одевания и раздевания, родители должны свести свое участие в этих процедурах до минимума, давая ребенку только речевую инструкцию, при этом поощряя его действия.

У многих аутичных детей во время умывания возникает страх, когда они заходят в ванную комнату, шум воды, гул труб. Взрослые должны создать соответствующую среду, чтобы ребенку было комфортно купаться,  умываться, чистить зубы, например, разместить  в ванной комнате  красивые предметы для умывания, купить детскую пасту и маленькую удобную зубную щетку, которую дать ему помыть и пощупать. Как и при обучении другим навыкам, необходимо продумать четкую последовательность действий и придерживаться ей, пока ребенок не научится данной деятельности.

Прием пищи – один из важнейших базовых критериев самостоятельности у детей с аутизмом. Многие дети не умеют жевать, пользоваться столовыми приборами. Чтобы привить у ребенка с РАС навык приема пищи,  нужно прежде всего соблюдать режим питания, давать ребенку пищу в одни и те же часы, за одним и тем же столом, использовать любимую ребенком посуду. Прием пищи должен быть приятным занятием. Иногда ребенку нравиться есть одно и тоже блюдо, но к новым блюдам  его надо также приучать. Отодвиньте от ребенка новое блюдо, начните сами есть с аппетитом, приговаривая: « Как вкусно!» В будущем это сыграет для вашего малыша определённую роль. Во время приема пищи регулярно надо напоминать ребёнку о том, что нужно тщательно пережевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой вытирать рот.

« Особого»  ребенка нужно вовлекать также в деятельность взрослых людей, давая им незначительные поручения, например: уборка посуды, сервировка стола, положить  в стирку грязную рубашку, совместно развесить белье на веревку и т.д.

Научить ребенка с РАС навыкам самообслуживания не просто.  В обучении важна последовательность,  например,  ребенку будет легче научиться мыть руки, а только после этого лицо. После чего необходимо постепенно усложнять и повышать требования для поддержки интереса ребенка к овладению самообслуживанием с возрастанием самостоятельности. Среди основных методов обучения навыкам самообслуживания являются: личный пример родителей; показ, объяснение, приведение примера из жизни; упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, игровые приемы; постоянный повтор выученных действий; поощрение детей во время процесса обучения. Во время формирования навыков самообслуживания у детей с РАС необходимо специально организованное, индивидуальное обучение детей, в котором будут сочетаться обучение, воспитание и развитие. Если родители приложат максимум усилий  и терпения для формирования навыков самообслуживания у своих чад с РАС, то положительный результат будет заметен уже через определенное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научите ребенка мелкомоторным навыкам.

Для успешного обучения ребенку необходимо уметь точно и уверенно владеть кистью и пальцами. В данном материале размещены советы для родителей, на что следует обратить внимание....

Как научить малыша гигиеническим навыкам

Формирование культурно-гигиенических навыков у малышей....

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

«Детский аутизм. Навыки общения» (из опыта работы группы ЗПР)

Диагноз «аутизм», поставленный ребёнку, звучит как приговор для его родителей. С этого момента жизнь семьи уже никогда не будет прежней. Родителям придётся приложить много усилий в борьбе ...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка трудовым навыкам дома"

Консультация для родителей "Как научить ребёнка трудовым навыкам дома"...

Консультация для родителей: Как научить ребёнка с аутизмом навыку «жди»?

Навык контроля своих действий и ожидания является важным для развития ребенка с аутизмом. Умение ждать имеет большое значение в повседневной жизни – в игре, обучении и взаимодействии с окружающи...