Как научить малыша гигиеническим навыкам
статья (младшая группа) на тему

Чурилова Надежда Ивановна

Формирование культурно-гигиенических навыков у малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

     Уже в дошкольном возрасте у малышей должны постепенно формировать с нравственные аспекты поведения, которые предусматривают выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также  вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура  общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных действий, слов, жестикуляций. Уже с младшего возраста малыш должен понимать, когда можно побегать,  а когда нужно тормозить желания, потому что в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым. Именно уважением к окружающим, простотой, естественностью - характеризуется такое качество ребенка, как общительность.

     В младшем возрасте, когда ребенок осваивает грамматический слой речи, т. е. учиться правильно, строить простые фразы, его надо приучить называть взрослых по имени и отчеству, на "Вы". Также важно в это время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в глаза говорящему. Дети старше трех лет оценивают и осмысливают свои поступки и поступки сверстников  

     Культура поведения не сводится именно к соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными представлениями.

     Уже в дошкольном возрасте у детей должны формироваться нравственные аспекты поведения. Дети старше трех лет уже стараются оказывать какую - то посильную помощь, например (помочь одеваться младшим детям, навести порядок в группе, приготовить подарок маме). Так происходит формирование нравственного поведения. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т. е. потребность поступать определенным образом (заниматься зарядкой не только в детском саду, но и дома, здороваться со взрослыми и в саду и во дворе, и в квартире). Для успешного формирования таких потребностей, необходимо чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в глазах детей. Мы, взрослые должны ценить эти действия, а также начавшие закрепляться полезные привычки, иначе это может привести к неудовлетворенности. Чтобы привить малышу полезные навыки и привычки необходимо соблюдать следующие принципы и правила:

  1. Последовательность
  2. Систематичность
  3. Повторности в сочетании требовательности и доверии к детям.

     Ребенку свойственна широкая гамма чувств, по отношению ко взрослым и сверстникам, это может быть любовь и неприязнь, симпатия или антипатия, сочувствие или равнодушия. По отношению к себе, чувство собственного достоинства или неудовлетворенность в своих силах.

     Взрослые понимают и знают, что малышам 3-4 лет, правила и поступки, отражающие нравственные чувства в основном понятны. Но, чтобы  навыки нравственности закрепились и превратились в привычку и  потребность, они должны происходить лишь на основе положительно - эмоционального отношения ребенка к самим совершенным действиям, так и ко взрослым которые их организуют. В этом случае нравственные чувства например ( любовь к педагогу, родителям, доброжелательность к сверстникам ) Выступают как самостоятельный мотив поведения ребенка. Этот мотив очень сильный и значимый в глазах ребенка, потому что чувства малышей отличаются искренностью и непосредственностью. В воспитании культур поведения первостепенное значение имеет пример педагога. Его внешний вид, поступки, тон разговора, справедливое отношение к детям - важный пример для подражания. Однако одним лишь личным примером вопросов воспитания не решить. Процесс этот очень сложен, он предполагает сознательное и гибкое применение разных методов. Мы педагоги должны внимательно следить за тем, как каждый из подопечных воспринимает воспитательное воздействие. Желательно как можно раньше определить уровень нравственности, воспитанности каждого ребенка и эти наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений к окружающим, трудности в освоении культуры поведения. Это служит основой для оценки процесса воспитания. Наблюдая за детьми мы - воспитатели стараемся определить насколько типичен для ребенка тот или иной проступок ( не аккуратность  в еде, отказ убрать игрушки, грубость по отношению к сверстникам), а также заметить всё новое, чем овладел воспитанник. Чтобы лучше узнать ребенка  -  мы должны знать о его поведении дома, поэтому посещение ребенка на дому обязательною. Это даёт возможность познакомиться ближе с членами семьи, выявить условия жизни ребенка, особенности воспитания, традиции, т. е. пообщаться с ребенком в привычной для него обстановке, но этим контакты с семьёй не должны ограничиваться. Мы с коллегой посещаем семьи 2 раза в год. Это даёт нам возможность направлять родителей на правильное решение конкретных вопросов воспитания ребенка.

     Особого внимания требует организация быта повседневной жизни, с одной стороны многие элементы быта как бы повторяются изо дня в день, что составляет благоприятную основу для успешного формирования навыков поведения, но с другой стороны - в быту ребенок предоставлен как бы сам себе. А в результате только в повседневной жизни наглядно  можно видеть, насколько усвоены ребенком общественные нормы поведения, насколько они стали его потребностью.

      Одним из важнейших составляющих в воспитании культуры поведения - является организация работы всего коллектива. Это стиль работы, это оформление групповой комнаты, организация предметно - развивающей сред2ы. И наконец, самое главное чтобы облегчить ребенку освоение, новых навыков и правил, необходимо этот процесс сделать интересным, увлекательным, доступным. И делать это надо только,  ненавязчиво. При этом важно учитывать - стремление малыша к самостоятельности. Необходимо помнить ещё одну особенность формирования культурного поведения у детей - по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. И самый лучший способ повторения этих действий - это игра.

     Мы, педагоги включаемся в игру и направляем действия ребёнка на закрепление навыка, повторяя, таким образом, приёмы правильных действий и малыши начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, на начальном этапе торопить ребенка ни в коем случае нельзя, но, однако надо умело направлять появившийся интерес ребенка к новым для него действиям. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей направлено на самостоятельное выполнение тех действий, постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем  к ним надо относиться, с другой стороны, как к должному явлению, а с другой надо оценивать качество действий. Сначала это может звучать так; -  "Молодец Катя, зашла в группу и поздоровалась со всеми" , "Молодец Дима принёс Варе стульчик".  А затем это звучит примерно так;  - " Посмотрите дети, как опрятно и аккуратно оделась Алина, заправила маячку в бриджи и завязала красивый бантик", или "Молодец Максим он катит машину так, чтобы не задеть постройку Марка". Такие оценки предъявляют качественно новые требования к действиям малышей, и как результат, побуждают уже не просто к действиям, а к их качественному выполнению. Воспитание нравственных привычек осуществляется в процессе постоянно усложняющихся взаимоотношений детей друг с другом, в процессе их роста и развития. Уровень развития детей четвертого года жизни позволяет несколько усложнить требования к нравственным направлениям, а именно педагог должен ненавязчиво, но настойчиво побуждать детей к действиям до тех пор, пока они не привыкнут самостоятельно выполнять определенные требования. Например, убирая игрушки можно использовать такой пример; - "Ребята, давайте машины уберем в гараж иначе они промокнут под дождем", или  " Куклы остались в парке на скамейке, давайте отнесём их домой", и включаясь в игру педагог вместе с детьми убирает игрушки на свои места. Постепенно игровые упражнения и задания нужно усложнять. Например, в игре,  "Каждой вещи - своё место", формируем навыки аккуратности, поддерживаем порядок в группе. После проведения занятия дети острее замечают беспорядок. Не убранную на место куклу, машину, пирамидку. Воспитатель со своей стороны следит за этим, общаясь с детьми; - "Дети наша Марина упала, помогите ей, пожалуйста ", или  " Какой - то водитель оставил машину на дороге - отвезите ее, пожалуйста, в гараж ", Научив детей определённым действиям и вызвав к ним положительное отношение, педагог вносит новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения. Это и игры - упражнения, "Куклы заболели" - детям показаны способы правильного пользования носовым платком; "Куклы в гостях у детей" -  формируем умение опрятно есть, соблюдать правильную осанку, бесшумно.

     В игре, "Оденем куклу на прогулку", - воспитываем потребность в аккуратности, порядке, бережное отношение к одежде. В младшей группе дошкольного возраста мы также формируем у детей чувство любви, привязанности к близким. Помогаем осмысливать своё отношение к маме, папе, бабушке, дедушке - научить более действенному проявлению любви к ним. Для решения этой задачи, очень важно в общей системе нравственного воспитания, мы также используем нравственно направленные занятия: "Наши мамы" , "Кто вас дети крепко любит? " , " Что делают наши мамы?", где стараемся воспитать чувство любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия - мама шьёт, стирает, готовит обед. Но все - таки главным является желание ребенка выполнить требуемое правило, (аккуратно есть, мыть руки перед едой, приводить себя в порядок и т.д.), которое для него определяется связанным с этим действием чувством приятного или не приятного. Поэтому мебель в групповой комнате соответствует физиологическим нормам. В групповой комнате и других помещениях созданы все условия для различных видов деятельности детей. Все игрушки и пособия расположены так, что к ним можно подойти сразу нескольким детям - это исключает возможность возникновения конфликтов. Атмосфера доброжелательности, порядка - признак общей культуры дошкольного учреждения. Направляя деятельность малыша, тактично участвуя в ней педагог формирует духовный мир ребёнка, его кругозор, умение  разобраться в том, что такое хорошо, что такое плохо. Только в благоприятной атмосфере воспитания у ребенка навыки культуры поведения, доброжелательность, привычка находить интересную деятельность (игры, конструирование, рисование, лепка), собранность и организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности.    

         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по воспитанию культурно – гигиенических навыков «Научим Мишку мыть руки».

Конспект занятия по воспитанию культурно – гигиенических навыков «Научим Мишку мыть руки»....

Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Научим куклу Олю мыть руки» .

Формировать навыки здорового образа жизни;- Закреплять навык умывания, знание предметов личной гигиены и их назначении;- Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивы...

Конспект ОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Научим Хрюшу мыть руки»

Цель занятия: формировать культурно- гигиенические навыки детей во время мытья рук.Задачи:Образовательные: закреплять знания и умения детей в процессе мытья рук; в знании предметов туалета и их назнач...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию культурно-гигиенических навыков с детьми 1 младшей группы с использованием образовательных технологий "Научим куклу Машу мыть руки"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию культурно-гигиенических навыков с детьми 1 младшей группы с использованием образовательных технологий"Научим куклу Машу мыть рук...

проект "Культурно-гигиенические навыки. научился сам, помоги младшим"

проект совместной работы воспитателя, детей и родителей с ребятами младшей группы...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном. на тему: «Научим Машу – растеряшу убирать вещи».

Программное содержание:Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания.Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежд...