«Детский аутизм. Навыки общения» (из опыта работы группы ЗПР)
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Малиновская Галина Юрьевна

Диагноз «аутизм», поставленный ребёнку, звучит как приговор для его родителей. С этого момента жизнь семьи уже никогда не будет прежней. Родителям придётся приложить много усилий в борьбе за своего ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_detskiy_autizm.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Детский аутизм. Навыки общения» (из опыта работы группы ЗПР)

Автор Малиновская Галина Юрьевна

Воспитатель ГБДОУ Детский сад 40 Кировского района г. Санкт-Петербург

Диагноз «аутизм», поставленный ребёнку, звучит как приговор для его родителей. С этого момента жизнь семьи уже никогда не будет прежней. Родителям придётся приложить много усилий в борьбе за своего ребёнка.

Что же такое аутизм? Аутизм – это расстройство психики. У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира. Чаще всего такой диагноз ставится в возрасте 2-3 лет. В этот период ярче всего проявляются речевые нарушения, ограниченность в социальной общении и замкнутость. Как же распознать наличие аутизма? Странности в развитии и поведении ребёнка вызывают у родителей опасения:

  • Отсутствие взглядов глаза в глаза.
  • Всё время повторяет слова, фразы.
  • Говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице.
  • Ребёнок начинает говорить первые слова, но речь пропала.
  • Не произносит слова, мычит.
  • Не интересуются игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми.
  • Ребёнок отстранён, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на своё имя.
  • Трясёт головой, руками, раскачивается.
  • Ходит на носочках.
  • Грызёт пальцы, руки.
  • Бьёт себя по лицу.
  • У ребёнка истерики, приступы агрессии.
  • Боится незнакомых людей.
  • Пугается звуков, вздрагивает.
  • Боится света, всё время выключает его.

Многие спрашивают что делать, когда поставлен диагноз? Нужда принять ребёнка таким какой он есть. Он не хуже и не лучше других. Он особенный. И ему очень нужны ваши любовь и поддержка. Надо верить в себя и своего малыша. К сожалению, это расстройство развития ребёнка сохраняется на протяжении всей его жизни. Основные подходы к лечению детей с аутизмом – это психолога – педагогическое методы, в первую очередь поведенческая терапия. Необходимы регулярные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.

Если ребёнку с аутизмом не помогать развивать коммуникативные способности, то могут появиться с развитием и поведением. Некоторые считают, что дети с аутизмом замкнутые, не хотят общаться, и им никто не нужен. Это не так. Эти детки испытывают потребность в общении, просто им сложно даётся. Поэтому нужно вовремя найти альтернативный способ коммуникации.

В своей работе я столкнулась с детьми-аутистами. Не просто работать с этой категорией детей. Для того, чтобы эффективно взаимодействовать с аутичным ребёнком, надо суметь войти в ншл мир, понять, чего он хочет, с уважением относиться к его желаниям и научить смотреть на мир его глазами.

В первую очередь нужно установить контакт. Необходимо завоевать доверие ребёнка. Общаться в спокойной обстановке, исключить громкий голос и резкие движения. Выяснить, что привлекает его внимание, к чему он тянется.

Детям с аутизмом легче дается опосредованный визуальный контакт, им легче общаться через рисунок.

Дети любят сенсорные игры с водой, светом, песком.

Начинать занятия с установления зрительного контакта («Посмотри на меня»).

Для развития пластичности нервной системы необходима гибкость построения занятия, режима.

У детей проявляется ранний интерес к сенсорным этологиям (выделяют цвет), к знакам (цифры, буквы). Необходим зрительный образовательный процесс. В формировании речевых и коммуникабельных навыков особое место занимает игротерапия.

Игротерапия в работе с аутичными детьми:

  1. Наблюдение за ребёнком во время игры.

Взрослый повторяет действия как в зеркале.

  1. Комментарий то, что делают взрослый и ребенок.
  2. «Молчаливый» диалог. (катание мяча, карандаша и т.д.)

Занятия всегда начинаем с эмоционального заряжения, создаем ситуацию успеха.

Для развития навыков общения хорошо подходят пальчиковые и речедвигательные игры. Игры с пальчиками формируют произвольность поведения, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и торможения, формируют речевую и двигательную подражаемость.

Игры способствуют выработке важной для аутистов глазодвигательной координации, формирует умения слушать и понимать содержание стихов, потешек. Так же хорошо использовать настольные и дидактические игры как индивидуально, так и подгрупповых занятиях.

На этом этапе формирования контакта используем разборные игрушки: матрешки, пирамидки, кубики, пазлы, игры в лото, разрезные картинки.

Конструирование – один из любимых видов деятельности аутичных детей. Я уже писала, что детям легче общаться через рисунок. В работе я использую метод совместного рисования. Рисование контурных изображений, побуждать ребёнка раскрашивать. Для формирования и коррекции грамматической стороны речи, развития чувства языка использую словесные игры. Чтение художественной литературы помогает в сюжетной организации создания в проявлении и проработке событий личного прошлого и возможного будущего, в выделении причинно-следственной связи событий позволяет ребёнку стать менее импульсивным.

Для развития слухового внимания и чувства ритма использую упражнения на отгадывание загадок с опорой на картинку. В работе с особыми детьми используется куклотерапия. Особенно хороши куклы-руковички. Они помогают приобретать социальные навыки: здороваться, прощаться, оказывать помощь.

В коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми используются  различные игры создающие особую «терапевтическую среду», которая помогает поддерживать эмоциональный контакт с ребёнком, способствует формированию его речевых и коммуникативных навыков, развитию личности. Используя речевые игры в работе с аутичными детьми, следует исходить из принципов простоты и доступности. Сюжет должен соответствовать возможностям детей.

Игры, которые используем в работе с особыми детьми:

Цель: формирования эмоционального контакта.

  1. «Твоя ладошка, моя ладошка»
  2. «Ладушки»
  3. «Покатаем мячик»
  4. «Передай мяч»
  5.  «На пузырь я посмотрю, а потом его словлю»

Цель: развитие зрительного внимания формирования способности подражания.

  1. «Кто сильнее подует»

Цель: развитие контакта, формирование способностей к подражанию, активизация дыхания.

  1. «Водим хоровод»

Цель: формирования эмоционального контакта со всеми участниками группы.

  1. «Закружились, завертелись»

Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.

Игры с пальчиками:

  1. «Про кулачок с ладошкой»

«Кулачок-ладошка!

Я иду как кошка!»

(сжимать пальцы в кулачки и разжимать их, имитируя мягкие движения кошки)

  1. «Ладошка»

«Ладошка вверх, ладошка вниз, на бочок и в кулачок» - движения в соответствии с текстом.

  1. «Коза»

«Идёт коза рогатая»

  1. «Про пальчики»

Речевые игры с картинками, игрушками и муляжами предметов:

  • «Овощи»
  • «Про машинки»
  • «Салат»
  • «Посуда» и др.

Игры на развитие мышления, развития диалоговых навыков, формирование чувства юмора:

  • «Про овощи и фрукты»

Цель: на уточнение обобщающих понятий, формирования диалоговых навыков.

Рифмованные загадки на отгадывание части слова или целого слова:

  • «Фрукты и ягоды»

  1. «Он у нас на юге рос,

Спелый, сладкий

Аб…» (Рикос)

  1. «До чего же кислый он

Этот жёлтенький

Ли…» (Мон)

  • «Животные»

Используется изображение животных.

  1. «Молочко лакает,

Мышку догоняет,

Прыг – и на окошко!

Кто такая?..» (Кошка)

  1. «Ушки на макушке

У лесной зверушке

Ты его узнай-ка!

Это серый…» (Зайка)

Хочу показать на примере одного особенного мальчика, который поступил нам в группу.

Матвей К.

Речь отсутствовала, обобщающих слов в речи нет, двигательная расторможенность, ни с кем не контактировал. На своё имя не откликался. Инструкцию, обращенную к нему речь, не воспринимал. В группе бегал по кругу, с игрушками не играл. Ребёнок находится в группе от двух до трёх часов. Мальчик прятался, «закрывался», ел листья растений, ложился на диван, никого к себе не подпускал. На фоне медикаментозного лечения состояние улучшилось. Матвей стал самостоятельно ходить в туалет, есть, частично одеваться.  Привык к детям, взрослым, на индивидуальных занятиях стал строить башни, выставлять фигуры, нанизывать кольца пирамидок. Присутствует на музыкальных и физкультурных занятиях, но самостоятельно заниматься не может. К концу года появилось звукоподражание, лепетная речь. Матвей стал выкладывать карандаши и игрушки в определенной порядке, по цвету. В глаза смотрит редко, поведение не агрессивное, стал контактировать со взрослыми (обнимается), откликается на своё имя. По классификации О.С Никольской можно отнести в начале года к первой группе, к концу года ко второй группе.

Вывод: Каждый особый ребенок уникальный индивидуум, и именно так к нему и следует относиться. Думайте не о диагнозе, а о ребёнке. Помощь, которая ему оказывается образование, которое он получает, должен определяться не диагнозом, а только возможностями и потребностями ребёнка. С. Ньюмен.

Список литературы:

  • Аппе Ф. «Введение в психологическую теорию аутизме»  - М. Теревинф , 2006 г.
  • Башина В.М. «Аутизм в детстве» - М. Медицина, 1999 г.
  • Кравцова Е. «Особенности коррекционные работы с аутичными детьми» - Школьный психолог, 2004 г.
  • Крупенчук О.И «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» - Санкт-Петербург, 2008 г.
  • Морозова Т.И. «Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме» - Дефектология, 1990.
  • Никольская О.С «Психологическая помощь ребёнку с аутизмом в процессе совместного чтения» - Дефектология, 2007 г.
  • Ньюмен С. «Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей» - М. Теревинф, 2005 г.
  • Сатмари П. «Дети с аутизмом» - Санкт-Петербург, 2005 г.
  • Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика» - Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2009 г.
  • Мастюкова Е.М. и Московкина А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонением в развитии» - М. Владос, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Развитие навыков самостоятельности.(из опыта работы)

Через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенк...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы...

Эмоциональный мир дошкольников "Радость общения" (Презентация опыта работы)

Детский сад-это не столько место реализации  программы воспитания и обучения, сколько естественное жизненное пространство, где дети учатся строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Совр...

«Детский аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми»

Помните ли вы ощущения детства, когда мечтаешь о новой игрушке, о большой конфете, о походе в цирк, о том, чтобы шнурки сами завязывались. А больше всего мечтаешь о том, чтобы взрослые тебя понимали, ...

"Использование дидактических игр в формирование культурно гигиенических навыков дошкольника" (из опыта работы)

Использование таких игр как: игры с предметами ,настольно-печатные игры,словесные игры.Используем игры с водой....