МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Сообщение из опыта работы
методическая разработка на тему

Хайруллина Рашида Габделбаровна

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

 

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc49 КБ
Office presentation icon fotoprospekt.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение  «Дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением  физического развития детей №1 «Колокольчик»  муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  городской округ город Радужный

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Сообщение из опыта работы

Хайруллина Рашида Габделбаровна, воспитатель

г. Радужный

2013

Сбережение и обогащение здоровья ребенка – всегда актуальная и приоритетная задача для взрослых. Ребенок как целостность физического, социально-эмоционального, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек, всегда необходимый другому человеку.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

 Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

 Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

 Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

 В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

 При этом детей взрослые приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

С учетом выше сказанного, культурно-гигиенические навыки (опрятности, аккуратности в быту, культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения) необходимо формировать у детей с раннего возраста. Надо правильно научить ребенка мыть руки перед едой, пользоваться индивидуальными предметами ухода (полотенце, носовой платок, салфетка, расческа, горшок, аккуратно убирать свою одежду, замечать непорядок в одежде, вытирать нос, умываться), правильно сидеть за столом, самостоятельно пользоваться столовыми приборами при приеме пищи.

К сожалению, в некоторых программах нового поколения по дошкольному воспитанию нет описания практических действий педагога по этому вопросу. Опытные воспитатели усвоили на собственном опыте обучение культурно-гигиеническим навыкам детей дошкольного возраста, а вот начинающим педагогам приходится испытывать затруднения, особенно если у них не было своих маленьких детей.

Умения и навыки детей на третьем году жизни еще очень непрочны и легко разрушаются в новой обстановке, если их не подкреплять, поэтому нужна систематическая

работа с детьми. Одним из воспитательных приемов в этом возрасте является показ взрослым необходимых действий. Алгоритм обучения состоит из таких приемов:

  • показ взрослого;
  • совместные действия взрослого и ребенка (процесс обучения взрослым ребенка);
  • самостоятельные действия ребенка.

Сначала взрослый приходит на помощь ребенку и вместе с ним выполняет действия, потом переходит к словесным напоминаниям, когда действия уже освоены. При словесном объяснении навыки и умения вырабатываются быстрее и прочнее, поэтому воспитатели должны как можно чаще использовать словесную инструкцию. При систематической работе по привитию культурно-гигиенических навыков в привычной для детей обстановке к 2, 5 годам дети выполняют необходимые действия по напоминанию, а иногда и самостоятельно.

Обеспечить уравновешенное поведение детей и быстрое образование у них необходимых навыков и умений можно только при согласованных действиях всех сотрудников, занятых воспитанием детей. Необходимо помнить о таких правилах:

1. Обращение с детьми должно быть ровным, спокойным и ласковым.

Маленькие дети легко возбудимы, и при общении с ними нельзя допускать громких окриков и резких движений. Дети легко внушаемы, им быстро передается настроение окружающих. Поэтому плохое настроение сотрудники должны оставлять за порогом детского сада.

2. Необходимо приучать детей к спокойному выполнению требований взрослых.

Если вы требуете выполнения движения от ребенка и будете добиваться от него этого, то на слово «нельзя» ребенок не допустит недозволенного действия. Если вы отступаете от своего требования, когда ребенок капризничает и не хочет что-то делать, то выработаете у ребенка умение добиваться желаемого через крик.

3. Предъявляемые взрослым требования должны быть посильными и обоснованными.

Если задание для ребенка трудное и он не может в данный момент его выполнить, то помогите ему. Запомните, что до трех лет ребенку трудно сидеть, так как у него еще не окреп позвоночник. Задержка движения ребенка может быть только на короткое время. Поэтому, даже сидя, ребенок продолжает двигаться: топает ногами, делает движения руками.

Когда ребенок начинает понимать, то все действия, которые вы требуете от него, необходимо обосновывать: «Надо завязать шарф, а то на улице похолодало».

4. Поведение взрослых - образец для ребенка.

Дети начинают рано подражать тому, что видят, слышат. Надо быть осторожными в присутствии детей и не делать того, чтобы мы не хотели видеть у своих воспитанников, прививать детям только положительное, чтобы потом не пришлось заниматься их перевоспитанием.

5. Недопустимы частые запреты.

Надо создать такую окружающую среду для развития ребенка, чтобы в ней как можно меньше было запретов. Если же вы запрещаете что-то, нужно направить деятельность ребенка на другое, переключить его внимание.

6. Любое обучение начинайте с себя, показывая ребенку, как это правильно делать.

Педагогам также необходимо помнить правила:

- обучая детей нужно учитывать их опыт;

- нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой;

- очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо;

-постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

А самое главное, будьте терпеливы в обучении и спокойны, все свои действия проговаривайте.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения мы используем целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

 В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

 Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого нами используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

рационально организованная обстановка,

четкий режим дня,

руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому мы обеспечиваем полную согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Для этого нами разработаны памятки, рекомендации для родителей, проводятся родительские собрания, дискуссии консультации:  индивидуальные и групповые.

Таким образом, культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства....

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками

методическая разработка по использованию потешек в работе с детьми  младшего дошкольного возраста...

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возрастаРазвитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с ранн...

Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства. Дошкольник под руководством педагога овладевает процессом...

Методы и приемы в обучении детей младшего дошкольного возраста

Консулитация которая поясняет родителям как воспитывать и обучать детей дошкольного возраста...

Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)

Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здор...

Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)

Захарова Юлия СергеевнавоспитательГБДОУ детский сад №55 общеразвивающего видаКалининского района Санкт-Петербурга   Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возрас...