Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации.
статья (подготовительная группа)

Кащук Оксана Станиславовна

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №19

Тема самообразования: 

«Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации»

Выполнила: Кащук Оксана Станиславовна

Г. о. Подольск

2021

План

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Мини-музей в дошкольной образовательном учреждении и принципы его организации……………………………………………………….4

2. Методические аспекты организации мини – музея в дошкольной образовательной организации   ………………………………………………… 9

Заключение ………………………………………………………….…….13

Список литературы   ……………………………………………………...14

Введение

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада – одна из задач развития личности ребенка-дошкольника. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Создание специфической образовательной среды -  мини-музея в дошкольной образовательной организации способствует активизации познавательной деятельности детей. Возникающий интерес после экскурсии к собирательству «предметов красоты» - один из показателей развития любознательности у ребенка. 

Цель данной работы: рассмотреть принципы и подходы к организации мини – музея в условиях ДОО.

Объект реферативного исследования: учебно – воспитательный процесс в дошкольной образовательной организации.

Предмет реферативного исследования: современные подходы к организации мини-музея в ДОУ.

  1. Мини-музей в дошкольной образовательном учреждении и принципы его организации

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие экспозиции называются  «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу [2, с.63].

Исследования М.Ю. Юхневич позволили констатировать, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами [11, с.34].

При организации мини – музея в ДОО как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип наглядности.

•        Принцип доступности.

•        Принцип динамичности.

•        Принцип содержательности (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

•        Принцип обязательного сочетания предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

•        Принцип последовательности ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

•        Принцип гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

•        Принцип поощрения детских вопросов и фантазий при восприятии.

•        Принцип активности детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

•        Принцип подвижности структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) [3, с. 41].

Кроме этого, необходимо учитывать ряд специфических принципов создания мини-музея:

 - Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

 - Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

 - Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

 - Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

 - Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

 - Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

 - Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

 - Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

 - Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма [11, с.77].

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: 

Восприятие - Понимание - Осмысление - Закрепление – Применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, исследователи рекомендуют обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности [4, с.18].

Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

При условии реализации всех условий эффективной организации мини – музея в ДОУ можно предположить такие результаты:

  • ребёнок с детства приобщается к культуре и к одному из ее значимых проявлений - музею.
  • дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку» [2, с. 125].

Задача педагога ДОО заключается в том, чтобы: научить ребёнка распознавать скрытые в предметах смыслы;

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • вызывать уважение к другим культурам;
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов [7, с.39].

  1. Методические аспекты к организации мини –музея в дошкольной образовательной организации

Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для развития ребёнка.

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно.

В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Часто бывает эффективным освоение вертикали:

  • Размещение материала на настенных полочках.
  • Использование ширм.
  • Использование стендов.
  • Использование мобиле.
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем.

Тематика мини-музеев может быть разнообразной:

  • «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.
  • Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ).
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками.
  • «Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок.
  • Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства.
  • Картинная галерея.
  • Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала.
  • «Воинской доблести и славы» и др.

Например,

  1. Музей боевой славы
  2. Народно- прикладное искусство.
  3. Скульптуры малых форм.
  4. Скульптуры малых форм из различных видов материалов.
  5. Жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, книжная графика.
  6. Музей игрушки.
  7. Музей истории создания книги.
  8. Музей различных животных.
  9. Музей одного образа (например: музей мяча, зонтичный музей, музей пасхального яйца, морской раковины, тарелок и т.д.).
  10. Музей музыкальных инструментов
  11. Музей природы (дерева, камня, дары природы, воды и т.д.).
  12. Музей часов.
  13. Музей матрешки
  14. Музей очков [20, с.11].

По региональному компоненту:

  1. Музей родного города, поселка.
  2. Птицы нашего края.
  3. Природная аптека.

Формируются музеи по степени ознакомления с данным материалом, как итог изучения определенной темы, блока занятий, по теме проекта.

Формы работы в мини- музеях могут быть самые разнообразные, например:

  • Экскурсии с целью создания коллекции.
  • Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета.
  • Встречи: с родителями, работниками ближайшего социума.
  • Конкурсы творческих рассказов.
  • Выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию.
  • Театрализованная деятельность и др.

При определении содержания необходимо заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

Обязательно необходимо выстраивать перспективу работы мини - музея. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в мини - музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Заключение

Мини-музей – это специальное организованное пространство дошкольной образовательной организации, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. Организация мини-музеев в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ является одной из форм ознакомления детей дошкольного возраста с традициями и познанием прошлого. Создание мини-музея обогатит впечатления детей, обеспечит социальное партнёрство в процессе сбора материалов и экспонатов музея, позволит обеспечить познавательное развитие детей, ощутить духовную связь со своими предками.

На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Таким образом, организация мини-музея в развивающей предметно пространственной среде группы позволяет формировать у дошкольников ценностное отношение к истории, проявлять интерес к музеям и выставкам, развивать эмоциональный отклик. 

Список литературы

  1. Буткова О.В. Музеи Москвы. Искусство. Раскраска-путеводитель/ Художник О. Бегак. – М.: Клевер Медиа Групп, 2016. – 32 с. URL: https://www.labirint.ru/books/544247/
  2. Ванслова Е.Г. Культура и дети. Взгляд музейного педагога. – Москва: Агентство «Мегаполис», 2012. URL:http://getallbooks.website/elena_vanslova_kuljtura_i_deti_vzglyad_muzeynogo_pedagoga_1QJ89/
  3. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с. URL: https://www.labirint.ru/books/649575/
  4. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2018. - 134 с.
  5. Морозова Т.Ю. Организация мини-музея в ДОУ. 2020.  URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-organizatsii-mini-muzeia-v-dou.html
  6.  Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание, 2006. - № 4. - С. 38-42.
  7. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание, 2007. - № 10. - С. 44-50.
  8. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание, 2008. - № 3. - С. 58-63.
  9. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.]. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 240 с. - Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/475528  (дата обращения: 1.12.2021).
  10. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
  11. Юхневич М.Ю. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2017. – 174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы

В современном образовании имеет место диффузное перетекание содержания, методов, форм работы из дошкольного возраста в школьный и обратно....

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством», считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному. Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной и...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...

Организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении

Организация мини-музея как особого образовательного пространства стала распространенной педагогической формой работы, которая позволяет комплексно решать задачи патриотического, нравственного, духовно...

"Современные подходы к организации мини-музея в дошкольной образовательной организации"

В данной статье рассказывается о современных подходах к организации мини-музея в детских садах....

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...