Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Климентьева Инна Александровна

В современном образовании имеет место диффузное перетекание содержания, методов, форм работы из дошкольного возраста в школьный и обратно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimenteva_priemstvennost.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к работе по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации  и начальной школы»

Подготовил воспитатель ГКПД: Климентьева И.А.

          Дошкольный и младший школьный возраст — это разные миры, разные возрастные периоды, решающие различные задачи. Подменять задачи одного возраста задачами другого — пагубно и бессмысленно. Однако в современном образовании имеет место диффузное перетекание содержания, методов, форм работы из дошкольного возраста в школьный и обратно.

         Как организовать обучение ребенка до школы таким образом, чтобы несвоевременным преподнесением знаний не разрушить эту манящую ребенка тайну звуков, чисел, закономерностей, желание разгадать которую в нужное время превратится в познавательную потребность и станет основой формирования полноценной учебной деятельности?

       Говоря о содержании и формах занятий по подготовке детей к школе, уместно вспомнить неувядающие строки К. Д. Ушинского. «Приучайте же ребенка к постоянству деятельности в одном направлении, но приучайте осторожно, понемногу; а в первое время учения чем разнообразнее будет ваш урок, и чем разнообразнее деятельности, которые вы требуете от детей, тем более вы успеете сделать. Если в полтора или в два часа занятий дети у вас и почитают, и попишут, и порисуют, и пропоют 2-3 песенки, и посчитают, и прослушают или расскажут какое-нибудь событие из библейской истории, то в конце месяца не только сумма приобретенного ими, но и то, что приобрели они в каждом отдельном знании и уменье, будет больше того, что могли бы приобрести они, занимаясь все это время одним только этим знанием и уменьем.»

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Таким образом, образовательная деятельность в ДОУ выступает, как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Бесспорно, ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, педагоги ДОУ должны предоставлять возможность учителям  знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Таким образом, введение ФГОС в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования для обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей, которые позволят ему успешно обучаться в школе. Для того, чтобы подготовить ребенка к школе, нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития. Понимание понятия «Готовность к школе» остаётся прежним: это не только некое состояние дошкольника, но и усилия всех участников образовательного процесса: детского сада, семьи и начальной школы.

Все мы надеемся, что проблема   преемственности  как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и начальной школы), а это значит, что наши дети полноценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9/2013. Проект ФГОС ДО
  2. Журнал «Воспитатель» № 9/2013. От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ
  3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др.
  4. Интернет – источники.