Организация работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования в условиях функционирования подготовительных к школе групп на базе гимназии
статья (подготовительная группа) по теме

Осипьян Наталья Михайловна

В статье представлен  материал из опыта работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования, выражающейся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования в условиях функционирования подготовительных к школе групп на базе гимназии

                

                                               

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством».

Мы часто говорим, что детство – это самое беззаботное время, самый прекрасный период. Только вот, переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным для детей.

В нашей гимназии есть возможность наблюдать за этим периодом, принимать участие в жизни дошкольников, оказывать посильную помощь детям и их родителям в преодолении сложностей переходного периода и в облегчении дальнейшей адаптации первоклассников к учебной деятельности. В гимназии функционируют две подготовительные к школе группы для детей 6 - 8 лет. Дети, посещающие группы – выпускники старших групп дошкольных образовательных организаций города Белгорода. И мы здесь, как никто другой понимаем слова   известного   педагога   о   дошкольном   образовании,   что «… школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее» и видим тому подтверждение.

В нашей стране первым уровнем общего образования теперь является дошкольное образование1. Школа и дошкольная образовательная организация – два смежных звена в системе образования. И поэтому, необходимо сохранять целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием.

Что же такое преемственность?

Преемственность - это последовательный переход от одного уровня образования к другому, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального общего образования и позже введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольного образования - важный этап деятельности дошкольных образовательных организаций и школы, который существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Задача ФГОС ДО - научить ребёнка учиться

Задача ФГОС НОО – учить детей самостоятельно учиться.

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Осуществление преемственности в работе любой дошкольной образовательной организации и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить три сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

Если провести сравнительный анализ ФГОС дошкольного и начального общего образования, то можно сделать следующие выводы.

1) В основу ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход (сознание формируется в деятельности. Через действие начинается понимание.) Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Деятельностный подход  предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:

• совместная деятельность детей;

• совместная деятельность взрослого и детей;

• самостоятельная детская деятельность.

3) Следующее: цели ФГОС начального общего образования являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС дошкольного образования:

Цели ФГОС ДО

Цели ФГОС НОО

- охрана и укрепление физического и психического здоровья

- развитие физических качеств

- формирование предпосылок учебной деятельности

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

- духовно-нравственное развитие и воспитание

- формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств

Важным условием реализации основной образовательной программы начальной школы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. В дошкольном же возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Предпосылки  регулятивных  УУД дошкольника

Предпосылки  познавательных  УУД дошкольника

- действовать по образцу и заданному правилу;

- сохранять цель;

-видеть указанную ошибку и исправлять ее;

-контролировать свою деятельность;

- понимать оценку взрослого и сверстника;

- выделять параметры объекта;

- устанавливать взаимо-однозначное  соответствие;

- выделять существенные признаки;

- умение устанавливать аналоги;

- осуществлять классификацию и сериацию;

Предпосылки  знаково-символических  УУД дошкольника

Предпосылки  коммуникативных  УУД дошкольника

- кодирование/замещение;

- декодирование;

-умение использовать наглядные модели.

- испытывать потребность в общении;

- использовать вербальные и невербальные средства общения;

- позитивно относиться к процессу сотрудничества;

- ориентироваться на партнера;

- умение слушать собеседника.


Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.

Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры являются  необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.

Таким образом, детский сад, точнее дошкольная образовательная организация является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Формы осуществления преемственности дошкольных организаций и школ, в частности подготовительных групп и начальных классов гимназии, развиваются по трем основным направлениям:

- во взаимодействии с детьми,

- во взаимодействии с педагогами,

- во взаимодействии с родителями.

Рассмотрим первое направление - взаимодействие с детьми. Усилия начальной школы и подготовительных групп гимназии в физическом воспитании детей направлены на выполнение единой цели.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок - дошкольник был физически готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, достаточную работоспособность и выносливость. Ослабленные дети часто болеют, у них быстро наступает утомляемость, вследствие чего резко падает работоспособность, что негативно отражается на качестве обучения и состоянии здоровья ребенка. Поэтому воспитатели и  медицинский работник  постоянно  следят за физическим развитием детей и поддерживают его необходимый и достаточный для предстоящей учебной деятельности уровень.

Ежедневно дошкольники гимназии выполняют закаливающие процедуры, дыхательную гимнастику, утреннюю зарядку. Приходя в первый класс, они также начинают свой учебный день с утренней гимнастики на протяжении всего периода обучения.

Двигательная активность крайне важна ребенку на любом этапе его развития. Так прогулки на свежем воздухе, подвижные игры в дошкольном возрасте меняются на ежедневные динамические паузы, физминутки, подвижные игры на переменах в ходе учебной деятельности.

Взаимодействие с детьми также включает  в себя:

  • посещение малого и большого спортивного зала, стадиона, спортивных и игровых площадок на улице;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями физкультуры начального звена, посещение кружков, секций;
  • участие в игровых программах, совместных праздниках и спортивных соревнованиях дошкольников и первоклассников;
  • экскурсии дошкольников по гимназии, участие в общих мероприятиях, просмотр спектаклей, концертов;
  • посещение библиотеки и Пушкинского музея гимназии; участие в совместных литературных мероприятиях;
  • отдых дошкольников в летнем оздоровительном лагере «Солнышко» на базе гимназии.

Ежегодно проводятся экологические акции «Кормушка», «Скворечник» (родители дошкольников или школьники на уроках труда делают их своими руками), дошкольники ходят на экскурсию в экологическую зону гимназии,  в теплицу, где поливают и опрыскивают растения, высаживают новые (с помощью педагога – эколога), наблюдают за питомцами теплицы.

Посещение экспозиции «Три ратных поля России» позволяет решать  вопрос и патриотического воспитания детей.

Частые и желанные гости в группах - наши выпускники. Беседы и встречи с учащимися гимназии, которые посещали наши подготовительные группы, их участие в утренниках и мероприятиях для воспитанников, совместные игры, чтения, художественное творчество – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.  Ежегодно в конце мая месяца в дошкольных группах проводится Выпускной бал – в  виде отчетного концерта, который посещают гости из гимназии.  

Успешным в школе, также, будет тот ребенок, который хорошо адаптирован в социальном плане – умеет устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, не стесняется задать вопрос, умеет организовать свое время, связно высказать мысли, работать с книгой и другими источниками информации, у которого высокий уровень познавательных интересов и познавательной активности, сформированный в дошкольном детстве.

Второе направление - взаимодействие педагогов.

Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности успешно решается в гимназии при тесном их взаимодействии. Воспитатели подготовительных групп гимназии являются активными участниками методического объединения учителей начальных классов.

Консультации учителей начальных классов помогают педагогам и родителям познакомиться с основными составляющими ФГОС. Используются следующие формы сотрудничества:

  • изучение образовательных технологий, используемых педагогами дошкольных групп и начальной школы,
  • совместные педагогические советы,
  • семинары, мастер-классы, психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей,
  • открытые показы образовательной здоровьесберегающей деятельности в дошкольных группах и открытых уроков физкультуры в первых классах.

Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первом классе школы и непосредственно – образовательной деятельности в подготовительных группах. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

В работу по преемственности привлекаются и родители:

- совместная проектная деятельность детей и родителей;

- совместные родительские собрания по темам:

1. Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе.
2.Психологическая готовность ребёнка к школе.
3. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

- дискуссионные встречи;

- вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами, учителями физкультуры;

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к учебной деятельности, визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).

Постоянно организуются выставки детских поделок и совместных работ родителей  и детей.

В.А. Сухомлинский говорил: «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»

Литература:

1.   Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. 

2.     Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.

3.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013 г.)  //http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

4.      Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

5.     Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»

Н.М. Осипьян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных ...

Формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования.

Статья об обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образовапния в  соответствии ФГОС....

Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....

Интерактивные технологии в сфере взаимодействия ДОУ и начальной школы как фактор обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступени образования

В статье раскрыта  актуальность изучения проблемы преемственности в условиях внедрения ФГОС, представлен анализ возможностей взаимодействия ДОУ и начальной школы с использованием интерактивных те...

«Сотрудничество образовательных учреждений в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования как необходимое условие успешности ребенка».Семинар-практикум

Основные ориентиры в осуществлении преемственности между ДОУ и начальной школой с учетом требований ФГОС ДО. Речевое развитие дошкольников, как фактор подготовленности к школе.Соавтор: старший воспита...

«Эффективные формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования»

Эффективные формы работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования. Из опыта работы...