Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных образовательных стандартах общего образования (в том числе дошкольного и начального) прямо указано, что образовательные программы смежных уровней должны обладать такой существенной характеристикой как преемственность, которая на современном этапе рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка. 

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли, таким образом, обеспечивается развитие творческой личности в системе образования, что очень важно, поскольку в настоящее время возрастает  ценность людей, способных создавать новое. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,  т.е. умения учиться.

Предполагается, что универсальные учебные действия у выпускников начального звена должны быть сформированы в результате изучения всех предметов начальной школы. Федеральным стандартом дошкольного образования определено, что на этапе завершения дошкольного образования при соблюдении требований к условиям реализации программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности, т.е. целевые ориентиры программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников и предпосылок к учебной деятельности детей дошкольного возраста может стать ТРИЗ-педагогика, которая предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, следствием чего является  формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_timofeeva_t.a._dou_108.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ТРИЗ-педагогики в условиях реализации ФГОС

Тимофеева Татьяна Анатольевна,

старший воспитатель

МБДОУ «ДСОВ № 108»

Проблема непрерывности и преемственности всегда была и до сих пор остаётся  одной из самых насущных и важных в системе образования. Так, в действующем законе «Об образовании в РФ», в федеральных образовательных стандартах общего образования (в том числе дошкольного и начального) прямо указано, что образовательные программы смежных уровней должны обладать такой существенной характеристикой как преемственность, которая на современном этапе рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Преемственность – процесс двухсторонний. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит,  действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает накопленный им потенциал. Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности зачастую остаются декларативными.

Обычно под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. С ростом вариативности форм и методов обучения, с внедрением в детских садах и школах вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей на различных ступенях образования. И если на уровне целей и задач благодаря действующим стандартам  согласованность представлена (хотя бы формальная), то на уровне методов, средств и форм она практически отсутствует. Усугубляет ситуацию и то, что средние и высшие педагогические заведения обучают студентов факультетов дошкольного и начального школьного образования практически изолированно друг от друга, в содержание их учебных планов и программ включается незначительное количество вопросов по рассматриваемой проблеме. Вследствие этого специалисты, окончившие вышеназванные факультеты, совершенно не компетентны в области обучения и воспитания детей соответствующих смежных возрастов: они не знакомы со спецификой смежного звена образовательной системы, с программами обучения и пр.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли, таким образом, обеспечивается развитие творческой личности в системе образования, что очень важно, поскольку в настоящее время возрастает  ценность людей, способных создавать новое. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,  т.е. умения учиться.

Предполагается, что универсальные учебные действия у выпускников начального звена должны быть сформированы в результате изучения всех предметов начальной школы. Федеральным стандартом дошкольного образования определено, что на этапе завершения дошкольного образования при соблюдении требований к условиям реализации программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности, т.е. целевые ориентиры программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников и предпосылок к учебной деятельности детей дошкольного возраста может стать ТРИЗ-педагогика, которая предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, следствием чего является  формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Для формирования таких качеств мышления как анализ, синтез, системность, диалектичность и пр. можно использовать различные методы ТРИЗ: мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, морфологический анализ, методика моделирования маленькими человечками, метод проб и ошибок, метод синектики (поиск аналогов, похожестей, ассоциативных связей), системный оператор.

 ТРИЗ-педагогика помогает ребенку стать личностью – свободной, разносторонне развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, не пасующей перед трудностями и неудачами, т. е. творческой личностью, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности; она ориентирована  на самопознание и саморазвитие, развитие волевых качеств личности; формирование самостоятельной оценочной деятельности; освоение приемов исследовательской деятельности; формирование ключевых компетентностей.

 Эффективность применения подходов ТРИЗ для формирования УУД  доказана многочисленными экспериментальными результатами, полученными в разных уголках России. Интегрируясь в предмет, образовательную область, программу, ТРИЗ влияет на их содержание, вытесняет из них репродуктивные формы обучения, заменяя их на более подходящие новому содержанию, но одновременно  принимает на себя все нормы построения учебного процесса в школе (предметно-урочную систему, формы и правила проведения контроля усвоенного материала, оценивание путем выставления оценок и др.)  и образовательной деятельности в ДОУ. Уже в дошкольном и младшем школьном возрасте при изучении начальных понятий ТРИЗ у детей формируются навыки универсальных учебных действий, которые в дальнейшем используются ими как при освоении любых учебных дисциплин, так и в различных жизненных ситуациях. ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

Помимо этого, ФГОС дошкольного и начального общего образования прямо указывает на то, что и в дошкольном учреждении, и в начальной школе образовательный процесс должен быть направлен на становление личности ребёнка: развитие его компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности и ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, т.е. на разностороннее общее творческое развитие ребёнка, соответствующее его потенциальным возможностям. Именно такая направленность развития, учитывающая и сохраняющая самоценность дошкольного детства, обеспечивает общую и специальную готовность к школьному обучению. Следовательно, в начальной школе продолжение разностороннего творческого развития детей, наряду с освоением важнейших учебных навыков должно стать одним из приоритетных  направлений деятельности. Добиться этого можно путём создания единого образовательного пространства детский сад – школа на основе сквозного использования ТРИЗ-РТВ - технологии для максимального развития творческих способностей каждого ребёнка.

Таким образом, одним из решений проблемы обеспечения преемственности в методах, средствах, технологиях обучения и формах организации в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе в условиях введения ФГОС можно рассматривать ТРИЗ-педагогику, которая хорошо вписывается и дополняет своими методиками решения задач любую систему обучения, интегральна и многофункциональна по своему характеру, способствует развитию творческих способностей и творческого воображения, самореализации и самовыражению личности, интересна и детям, и взрослым, отвечает требованиям ФГОС как дошкольного, так и начального общего образования, обеспечивает не только качественный, но и увлекательный процесс обучения.

Литература:

1. Жукова О.Г.  Система работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы по обеспечению преемственности в развитии практических умений и творческих способностей детей. –  Ж. «Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С Пушкина. – Научная библиотека КиберЛенинка, выпуск № 4/том 3/2013

2. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС /Ред., сост.: И.А. Бурлакова, Г.В. Дон, Т.Л. Кузьмишина. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – 158 с.