«Влияние музыки на духовно – нравственное воспитание детей»
консультация

Елена Александровна Федосова

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Светлячок»

Консультация для педагогов ДОУ:

«Влияние музыки

на духовно – нравственное воспитание детей»

Подготовила и провела муз. руководитель

высшей квалификационной категории:

Федосова Елена Александровна

г. Богородск

2023 г.

«Музыкальное воспитание —

это не воспитание музыканта, а,

прежде всего, воспитание человека».

(В. А. Сухомлинский)

Сл. 2 Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. А так же существует угроза, что мы можем просто не достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, когда по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Я говорю о звуковой среде, вспомните, что звучит по радио, когда вы возитесь на кухне, на какую волну настроены приемники в маршрутных такси, что транслируют музыкальные каналы телевидения. Даже если мы вроде бы не обращаем внимание, негативное воздействие не становится меньше. Человеку зрелому, сформировавшемуся это повредить не может. А вот с молодежью все намного сложнее и опаснее, («Я убью тебя лодочник», «Муси-пуси», или «Невеста – честная, е….» и т.д.). Поэтому на наши плечи ложится важная задача: заложить основы нравственности, воспитать моральные ценности у детей, начиная с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям, к себе и своей семье. 

Сл. 3 Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где среди важнейших принципов определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной организации на основе духовно-нравственных ценностей, а так же отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.

Сл. 4 Основные понятия «нравственный» и «духовный» в педагогике определяется так: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека; нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Сл. 5 Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Сл. 6 Духовно – нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

  • художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, кино, мультфильмы, музыка);
  • социально – средовые (события, происходящие в окружении ребёнка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда);
  • деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения).    

Сл. 7 Особая роль в духовно – нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. Ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и моя задача, как музыкального руководителя - средствами музыкального искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, учить их видеть прекрасное в окружающей жизни. Не зря гласит народная мудрость: «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого».

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях. 

Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства.

Сл. 8 Все виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но, всё – таки, основным видом является слушание или восприятие.

Сл. 9 Слушая народную музыку и произведения великих русских композиторов, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы, радости, горести, любви к ближнему.

В общении с детьми раннего возраста мы обращаемся колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе. Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем — всем окружающим. Так же на музыкальных занятиях уже в раннем возрасте дети слушают маленькие пьески про животных: «Кошечка, «Зайка», «Собачка» и др. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Пробуют пропевать звукоподражания Гав - гав, Мяу - мяу. Подрастая, дети начинают сопереживать котику, который заболел («Котик заболел» Гречанинов) и радоваться вместе с ним, когда тот выздоровел («Котик выздоровел» Гречанинов).

Сл. 10 По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов-классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа. В процессе восприятия музыкальных произведений дети знакомятся с историей и культурой родного края и России. Усваивают представления о природе, природных явлениях и временах года. П.И.Чайковский «Осенняя песнь», «Подснежник», «Весна»; А.Вивальди «Осень»; Г.В.Свиридов «Метель» и др. Сл. 11 Не забываем так же и о любви к животным. Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»: «Куры и петухи», «Кукушка в чаще леса», «Птичник», «Лебедь», «Слон» и др.

Сл. 12 Следующий раздел музыкального занятия – это песня. Песня наиболее близка и доступна детям. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Пение способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема, умению многоканально мыслить, способствует развитию словесной памяти, расширению ее объема. Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду, животным.        (Дети младшего возраста с удовольствием поют песни «Цыплята», «Серенькая кошечка», кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам).

Сл. 12 Музыкально – ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка.

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными.

В своей работе, на своих занятиях я стараюсь создать определенный эмоциональный настрой для углубления эмоциональных переживаний детей, для развития их творческих способностей. Подбирая репертуар и используя музыку, обращаю внимание, чтобы дети знали: что Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми, а образы, к которым привлекаю внимание детей, яркими, конкретными, вызывающими интерес. Разнообразный репертуар по содержанию и по форме дает возможность найти в каждом произведении свою особенную изюминку, которая может запомниться детям надолго и эмоционально воздействовать на них, а так же позволяют успешно выполнять программные задачи.

Сл. 13 Но как я уже говорила ранее, для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход. Для того чтобы зародить у детей интерес к хорошей музыке, воспитать в них чувство вкуса, вызвать эмоциональный отклик, нужно создать развивающую среду и в детском саду и дома.

Посещая детский сад, большую часть времени ребенок проводит в группе, и поэтому здесь обязательно должно найтись место для музыкального уголка. Чем и как должен быть оборудован музыкальный уголок мы говорили с Вами уже не раз. У всех в папках взаимодействия должен быть перечень примерного наполнения музыкального уголка. Сегодня ещё раз хочу напомнить вам, что в каждой группе должна быть медиатека. И я ещё раз предлагаю Вашему вниманию примерный перечень музыкальных произведений, который должен быть на группе. Как минимум это пять дисков с музыкой: для свободной деятельности; музыка для пробуждения после сна; релаксирующая (расслабляющая); организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности), ну и, конечно, диск с детскими песнями.

Сл. 13 Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детейразвивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыкидругим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и учит их творчески преобразовывать окружающий мир.

Сл. 14 Духовно-нравственное воспитание помогает вырастить хорошего человека:

Добрый ___________________________  Р

Отзывчивый _______________________  Е

Внимательный ______________________ Б

Способный к переживанию ____________ Ё

Патриот __________________________    Н

Уважительный к взрослым и сверстникам _О

Имеющий своё мнение _______________   К

Сл. 15 Закончить хотелось бы восточной мудростью «Если хочешь обеспечить  будущий год - сей просо. Если рассчитываешь на десятилетия - сажай деревья. Если же твои планы охватывают целое столетие –  воспитывай  людей».

Примерный перечень музыкальных произведений:

 Музыка для свободной деятельности детей

И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский «Клоуны»

С.С.Прокофьев «Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

И. Гайдн «Серенада»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

А. Рубинштейн «Мелодия»

Г. Свиридов «Военный марш»

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини «Менуэт»

Э. Григ «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. Моцарт «Сонаты»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-Санс «Аквариум»

П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28".

М.И. Глинка "Камаринская".

В.-А. Моцарт "Турецкое рондо"

А. Дворжак  «Славянский танец»

Ф. Лист  «Утешения»

Д. Шостакович «Романс».

Р. Шуман  «Май, милый май!»

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси "Облака», «Лунный свет»

И. Бах  «Ария из сюиты № 3» 

А.П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета.

К.-В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

В.-А. Моцарт "Реквием".

К. Сен-Санс "Карнавал животных." « Лебедь»

Ф. Шуберт "Вечерняя серенада», «Аве Мария»

И. Брамс "Вальс  3".

Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы".

Г.-Ф. Гендель "Музыка на воде".

Т.Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен  «Лунная соната»

Э. Григ  «Песня Сольвейг»

Н. Римский-Корсаков  «Море»

П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен  «Ноктюрн соль минор»

Г. Свиридов  «Романс»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. – С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония  40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.Чайковский. "Времена года"

Детские песни:

1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).

3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин,

      М.Минков).

5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).

6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин, Г. Гладков).

7. «Лучики надежды и добра» (ел.и муз. Е. Войтенко).

8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

А также др. песни В.Шаинского, А.Рыбникова, Г.Гладкова, Е.Крылатова, Г.Струве, современных авторов. Музыка из мультфильмов и детских фильмов. Классичкская музыка в обработке для малышей. Разнообразные колыбельные. И, конечно, звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и т.д.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

В начале нового тысячелетия в истории России наступает эпоха формирования нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Одной из ак...

Консультация для родителей «Влияние семьи на духовно - нравственное воспитание детей».

Консультация для родителей  «Влияние семьи на духовно    -  нравственное воспитание детей»....

Консультация для родителей. "Негативное влияние современной поп музыки, на духовно-нравственное воспитание ребенка"

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не з...

Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание детей

Основы нравственности закладываются, прежде всего, в семье....

Доклад "Влияние музыки на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - сре...