Разработка педагогического совета "Социализация современного дошкольника в условиях ДОУ"
методическая разработка

Рожкова Наталья Леонидовна

Презентация проведения педагогического совета по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет на тему: «Социально-коммуникативные навыки дошкольников как средство развития личности»

Цель: стимулирование активности и повышение компетентности педагогов по вопросу использования современных педагогических технологий социализации дошкольников.

Форма проведения: круглый стол

Участники: педагогический коллектив

ПЛАН ПЕДСОВЕТА

1. О выполнении решения педсовета № 1 от 30.08.2022г., ст. в-ль

2. «Социализация современного дошкольника в образовательной организации».                педагог-психолог

3. Итоги тематической проверки «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»», ст. воспитатель

4. Педагогическая разминка: «Крестики-нолики», старший воспитатель.                

5.  Работа в группах. Формы работы с детьми и с родителями по данному направлению/воспитатели  

6.«Методическая находка.  Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет».

-«Ситуация месяца»

-«Квест-технология» в работе с дошкольниками.

 -Технология Свирской Л.В. «Детский совет» /воспитатели

7. Домашнее задание:

•        разработать тему социальной акции с учетом событий в стране, ситуаций в учреждении или с целью оказания помощи, попавшим в трудную ситуацию.

•        Составить мини-план-программу по технологии «Дети –волонтёры».        

8. Решение педсовета.

Ход педсовета.

 1. Выступление старшего воспитателя с информацией о выполнении решения педсовета №1 от 30.08.2022г. (прилагается).

Слайды презентации:

СЛ.1. 

Задачи социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО

• 1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

 • 2. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

• 3. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий детей.

 • 4. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивных установок к различным видам труда и творчества.

• 5. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовности к совместной деятельности со сверстниками.

СЛ.2.

Проблемы социализации современных дошкольников

 •  Чрезвычайная занятость родителей

• Отсутствие «дворовой» социализации

• Изолированность ребенка в семье

  •  Повышенная агрессивность

• Дефицит гуманных форм поведения

 • Отчужденность

СЛ.№3.

Задача детского сада: Организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.

Фундаментом развития социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения.

СЛ.4.

Саморегуляция-это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками. Каким же образом решить проблемы социализации в детском саду?

2.Сообщение педагога психолога. «Социализация современного дошкольника в ДОУ» (консультация прилагается).

3.  Аналитическая справка «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников» (прилагается).

 4. Педагогическая разминка: «Крестики-нолики»

А сейчас мы поиграем, проверим ваши знания по социально-коммуникативному развитию. (Проводит старший воспитатель)

Участники объединяются в 2 команды (игра «Ручеёк» - 2 колонки - команды «Крестики» и «Нолики»)

Каждая команда по очереди выбирает цифру на табло. Ведущий зачитывает вопрос. Члены команды отвечают и при правильном ответе ставят на табло свой знак (х или 0). Если ответ не правильный, свой знак ставит вторая команда.

Игра проводится по принципу детской игры «Крестики-нолики»

  1. В какой образовательной области решаются задачи игровой деятельности?  (социально-коммуникативной)
  2. В каких играх (с правилами или творческих) решаются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников? Докажите почему.
  3. В какой из образовательных областей стоит задача по формированию осторожного отношения к опасным для человека ситуациям?
  4. В какой образовательной области решаются задачи развития моральных и нравственных ценностей? (с.-к.)
  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценной работы по реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие»? (психология, педагогика, медицина, риторика, физиология)
  6. Какие виды деятельности позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного развития?  (общение, игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, музыкальная, изобразительная, двигательная)
  7. Назовите 2-3 игры на формирование навыков социализации дошкольников.
  8. Саморегуляция – это…
  9. Социализация – это…

СТ.В. : Сложно ли было отвечать на вопросы? Почему случались затруднения? Таким образом, можно сделать вывод о необходимости самообразования педагогов по данному направлению.

5.  Работа в группах. Формы работы с детьми и с родителями по данному направлению.         

Ст.в.: (на слайде слова В.Сухомлинского).

СЛ.5.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш».

 В. А. Сухомлинский

В данное время большинство семей озабочено решением проблем финансового, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.

Поэтому для успешной социализации ребенка необходимо установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Успешная социализация дошкольника — один из самых главных вопросов для дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.

Ими могут быть:

 – семья (родители или лица, их заменяющие)

– детский сад (в первую очередь воспитатели);

– общество (сверстники, друзья).

Семья и ДОУ — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции разнятся, но для полноценного развития ребёнка требуется их взаимодействие. Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена.

Взаимопонимание и сотрудничество редко возникает сразу. Это долгий процесс, требующий терпения, неуклонного следования выбранной цели. На данном пути, самое главное надо, удержаться от всплесков эмоций и разочарований. В настоящее время детском саду используются всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с детьми и родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Продолжаем работать в группах.

1 команда: Создать коллаж «Формы работы с детьми», направленные на формирование коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости и саморегуляции поведения.  

2 команда: Создать коллаж «Формы работы с родителями» по данному направлению. 

Вывод: Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен.

6. «Методическая находка.  Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет».

СЛ. 6.

СТВ.: Сегодня мы с вами перечисляли различные формы работы по социально-коммуникативному развитию детей.

Но вернемся к ФГОС, который предписывает что необходимо создание условий, которые бы способствовали успешной социализации, то есть таких форм организации работы с детьми, которые бы в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей.

- это способы поддержки детской инициативы

- взаимодействие педагогического коллектива

Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.

Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации

• Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).

 • Любовь к экспериментам.

 • Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.

• Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.

• Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.

• Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий.

  • Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.

Сейчас мы познакомимся с новой формой организации детской деятельности.

Выступление педагогов.

 «Ситуация месяца»- Занина О.С.

 «Квест-технология» в работе с дошкольниками. – Метленок В.Н.

Технология Свирской Л.В. «Детский совет» - Зайцева Н.А.

СТВ.: Приемлемы ли эти формы работы с дошкольниками в нашем ДОУ?

Ваши высказывания по данному вопросу.

7. Практическая часть:

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностному развитию и воспитанию дошкольников, которое является одним из компонентов проекта ФГОС дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Получая от воспитательного процесса нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.        

  Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на поиск и создание условий, направленных на развитие интегративных качеств личности ребенка, формирование у него адаптационных способностей к требованиям социума. Необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей.

В современном мире         маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции.

 «Социальные акции дошкольников» -  это эффективная форма работы, которая направлена на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагает работу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемых действий и завершающий этап.        

 Важным условием и успехом акции – является мотивация – осознанного отношения к делу и действиям. Социальная акция проводится один раз в месяц. Она может быть связана с тематикой месяца или недели. Дети раздают памятки и листовки с призывом к соблюдению безопасности в окружающем мире, быту и т.п.

Педагогическая технология «Дети волонтеры» помогает решать следующие задачи:

​- Развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;

​- Создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по заказу и рассказу воспитателя.

- Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей. Поддержка индивидуальности и инициативности детей через не директивную помощь.

- Создание условий для развития навыка общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками.

- Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми.

- Создать условия для эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка.

- Создать условия для развития самостоятельности и ответственности детей.

- Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях.

Преступаем к презентации домашнего задания - подгруппы воспитателей по 2-3 чел. получили заранее задание

  1. План социальных акций на год:

- по теме ЗОЖ, педагоги 1-2 группы;

- с учетом событий в стране и темой календарного плана, педагоги 3, 5, 6 группы.

2. Мини-план-программа по технологии «Дети –волонтёры» - педагоги 4 группы.

Итог. Сегодня вы пополнили методическую копилку своими предложениями и творческими находками.

Предлагаю каждому педагогу оценить свой вклад в работу группы, разместив на дереве осенние листья

 

Красный – не доволен, сделал не все, что мог

Желтый – мог бы лучше

Зеленый – сделал все, что в моих силах.

 

Проект решения педсовета:

  1. Принять к исполнению рекомендации по итогам тематической проверки. Срок до 01.12.2022г.
  2. Повышать уровень педагогических знаний о работе с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков посредством самообразования – срок-постоянно.
  3. Активизировать работу с родителями по реализации задач социализации дошкольников, используя различные формы работы. Срок до 01.12.2022г.
  4. Использовать формы в организации педагогического процесса в подготовительной к школе группе - «Дети волонтеры», во всех остальных дошкольных группах - «Социальная акция». Срок в течение учебного года, по плану.
  5. Регулярно проводить специально организованные мероприятия, используя формы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости и саморегуляции поведения.
  6. Организовывать разнообразную игровую деятельность; изучать новые направления работы с детьми.

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, цель анкетирования: выявление уровня усвоения общественных и социальных отношений воспитанниками группы; понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

2. Проводите ли Вы работу по совершенствованию развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками?  Да / нет

3. Если да, то какую? _______________________________________________

4. Что беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми? __________________________________________________________________

5. Как Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошие). __________________________________________________________________  

6. Вы следите за тем, как общается Ваш ребенок?  Да / нет

7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности и т. д.? ______________________________

8. Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении?  Да / нет _______________________________________________________________

9. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для социального развития Вы знаете?

_______________________________________________________________

10. Нуждаетесь ли Вы в психолого – педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.    Да / нет

Спасибо!

В какой образовательной области решаются задачи игровой деятельности?

В каких играх (с правилами или творческих) решаются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников? Докажите почему.

В какой из образовательных областей стоит задача по формированию осторожного отношения к опасным для человека ситуациям?

В какой образовательной области решаются задачи развития моральных и нравственных ценностей?

В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценной работы по реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие»?

Какие виды деятельности позволяют реализовать задачи социально-коммуникативного развития?  

Назовите 2-3 игры на формирование навыков социализации дошкольников

Саморегуляция – это…

Социализация – это


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Психолого – педагогическая характеристика современного дошкольника»

За последнее десятилетие существенно изменилась жизнь, социальный и предметный мир, процессы воспитания, как в семье, так и в детских образовательных организациях.  Современные дошкольники ...

Методическая разработка педагогического проекта для дошкольников «Весёлая олимпиада»

Разработка комплекса педагогических мероприятий по популяризации занятий спортом.Проект поддерживает идею здорового образа жизни всей семьи....

отчет учителя - логопеда на педсовете "Решение речевых проблем современных дошкольников в условиях ДОУ" 2017 год.

Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с...

Презентация для педагогического совета «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО»

  На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие твор...