Главные вкладки

    Консультация «Психолого – педагогическая характеристика современного дошкольника»
    консультация на тему

    Панкратова Светлана Вячеславовна

     

    За последнее десятилетие существенно изменилась жизнь, социальный и предметный мир, процессы воспитания, как в семье, так и в детских образовательных организациях.  Современные дошкольники растут в других социальных, экономических и культурных условиях, чем прошлое поколение. Эти особенности выделяют и отечественные, и зарубежные педагоги и психологи.

    Остановимся на изменениях, которые отмечаются в нашей стране. Смена общественно – экономической формации, переход от социализма к рыночной экономике сопутствовали значительному материальному расслоению населения. Новые социально – экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, и прежде всего – отношений между родителями и детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_0.docx19.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация

    «Психолого – педагогическая характеристика современного дошкольника»

    За последнее десятилетие существенно изменилась жизнь, социальный и предметный мир, процессы воспитания, как в семье, так и в детских образовательных организациях.  Современные дошкольники растут в других социальных, экономических и культурных условиях, чем прошлое поколение. Эти особенности выделяют и отечественные, и зарубежные педагоги и психологи.

    Остановимся на изменениях, которые отмечаются в нашей стране. Смена общественно – экономической формации, переход от социализма к рыночной экономике сопутствовали значительному материальному расслоению населения. Новые социально – экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, и прежде всего – отношений между родителями и детьми. Современные родители имеют возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия для развития и образования. Теперь главную семейную ценность представляет собой забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения хорошего образования. Но вместе с тем заметно снижается ценность детско – родительских отношений, общения с детьми, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. Это происходит потому, что у родителей нет времени и сил на воспитание своего ребенка и забота о развитии ребенка стала передаваться профессиональным педагогам – няням, воспитателям детских садов, школьным учителям. Основной особенностью современного общества стал стремительный рост новых информационных технологий, который оказывает большое влияние на развитие современных дошкольников. В первую очередь информационные технологии приводят к существенным изменениям коммуникативной сферы человеческой жизни, так как они позволяют людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личное общение друг с другом. В связи с этим социальные изменения привели к изменениям в психическом развитии современных дошкольников. По данным психологов, произошли сдвиги в наступлении кризиса 7 лет.  Многочисленными исследованиями показано, что уровень психологической зрелости современных дошкольников заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 20 лет назад. В настоящее время кризис 7 лет переживают не дети подготовительной к школе группы, а младшие школьники 7 – 8 лет. Были проанализированы результаты исследований педагогов и родителей, чтобы составить «педагогический» портрет современного дошкольника.  Итак, сегодня дети намного раньше знакомятся с основами грамотами – чтением, письмом, счетом, пользуются электронными устройствами. Но наряду с положительными сторонами развития современных дошкольников многие психологи и педагоги отмечают и отрицательные стороны развития детей. Страдает физическое развитие, дети болезненны, с трудом адаптируются к условиям детского сада. Заметны нарушения зрения, осанки и физической подготовки. Большие изменения претерпевает психологическое развитие: страдают многие психические функции, такие как воображение, память, внимание, восприятие. Отмечается слабость произвольной сферы, неумение слышать другого человека, слабость воображения, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания. Многие современные дошкольники имеют задержку психического развития. Подрастающее поколение обладают «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами. Личностное развитие детей во все времена связано с героями, на которых они равняются. Но герои современных мультфильмов резко отличаются от персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер – способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем не опережая. Наряду с физическим и психологическим развитием большие изменения происходят и в речевом развитии современных дошкольников. Отмечается более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, недостаточное развитие связной речи. У детей от года до пяти лет отмечается высокий уровень задержек речевого развития, причем сюда относится не только нарушение звукопроизношения, а комплексное отставание в развитии речевых компонентов. В отличие от их сверстников середины 70 – х. Также серьезную проблему вызывает исчезновение сюжетно – ролевой игры их жизни современных дошкольников. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства, как основное условие развития личности ребенка, искажена. Современные дошкольники теряют интерес к общению друг с другом, такое общение носит формальный или поверхностный характер. Также современные дети на низком уровне осваивают социальные нормы, правила поведения  в обществе, способы взаимодействия со взрослыми. Педагогами отмечается снижение нравственного развития дошколят, которое заключается в том, что дети не всегда понимают, что такое хорошо и что такое плохо, или не хотят вести себя в соответствии с этими правилами. Отмечается повышенная агрессивность маленьких детей, которая объясняется просмотром фильмов и мультфильмов, сюжеты которых содержат совершенно недетские составляющие – драки, смерть, убийство, криминальные разборки.

    ( «Трансформеры», «Черепашки – ниндзя», «Супермен») Наряду с этим для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Многие дети испытывают дефицит общения и обделены вниманием родителей. Однако и современному ребенку свойственна доброта. Как и в прошлые годы, дети желают мира на земле. Чтобы не было войн и болезней. Современных детей отличают повышенная раздражительность и возбудимость. Часто встречаются и апатичные дети, не проявляющие интереса к занятиям и склонные к интеллектуальной лени. Таким образом, по мнению Д. Б. Эльконина, изменения, произошедшие за последние 20 лет, связанные с научно – технической революцией, фундаментальными открытиями в науке и новыми стратегиями исследования, поставили проблему поиска новых исследований характера развития современных дошкольников.

    Литература

    1. Андреева А.А. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии// Психолог в детском саду – 2010. - №2
    2. Келли К. Маленькие граждане большой страны // Новое литературное обозрение. – 2003. - №60

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д...

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольника

    Шаблон для психолого-педагогичекой характеристики дошкольника...

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ТНР

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ТНР для ПМПК....

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ЗПР (образец)

    В данном документе представлена психолого-педагогическая характеристика на дошкольника старшей группы компенсирующей направленности...

    Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

    Статья будет полезна для повышения уровня самообразования педагогов дошкольных учреждений, работающих с детьми с нарушениями речи....

    Шаблон психолого-педагогической характеристики дошкольника.

    Методическая помощь в написаниии специалистами характеристики дошкольника....

    Психолого - педагогическая характеристика на дошкольника

    У ребёнка сформированы представления о себе, окружающем предметном и социальном мире, в достаточной степени сформировано умение наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений....