Мастер-класс по написанию психолого-педагогической характеристики на дошкольника
консультация

Жирнова Ульяна Константиновна

Для детей в возрасте от 0 до 18 лет осуществляется проведение обследования в Территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях с целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении.

При направлении детей на Территориальную МППК составляется психолого-педагогическая характеристика на ребёнка. В характеристике отражаются дефициты ребёнка, возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.

Данный мастер-класс для педагогов поможет привести к единому все требования написания такой характеристики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_napisanie_psihologo-pedag.harakteristiki.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»

(МБДОУ д/с № 29 «Сибирячок»)

Мастер-класс для педагогов

по составлению психолого-педагогической характеристики

на ребенка-дошкольника на ТПМПК

Подготовила:

педагог-психолог

У.К. Жирнова

  1. Консультация по содержанию и написанию психолого-педагогической характеристики.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Общие сведения:

  • фамилия, имя, отчество ребенка;
  • дата рождения ребенка;
  • информация о семье:

История обучения ребенка

  • обучался ли где-либо до поступления в эту образовательную организацию;
  • оставался ли на дублирование группы (в какой);
  • причины перевода из другой образовательной организации (в случаях, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации).

Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации:

  • группа
  • программа обучения образовательная основная/адаптированная (АОП/АООП);
  • форма обучения (указывается, если ребенок обучается на дому, дистанционно и др.)
  • возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации;
  • особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации;
  • отношение к детской продуктивной, игровой, познавательной деятельности;
  • отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее;

По областям: 

как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы (принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий; проявляет ли заинтересованность, стремление выполнить задания; в игровой деятельности – наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками – стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает ли сам игру и стремится ли быть понятым сверстниками и т.п.). Формулировки должны быть объективны, не использовать субъективные характеристики, такие как «много-мало», «часто-редко», «быстро-медленно». При необходимость деятельность ребенка сравнивается либо со сверстниками, либо с самим собой.

  • В области  «Познавательное развитие»
  • В области «Художественно-эстетическое развитие»
  • В области «Физическое развитие» (группа здоровья, общая и мелкая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют и т.п.)
  • В области «Речевое развитие» (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли и т.п.)

В завершение характеристики оценивается:

  • Уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в группе)
  • Общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом)
  • Игровые навыки.
  • Социально-коммуникативные навыки (взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети)
  • Навыки самообслуживания.
  • Какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.);
  • Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания),
  • Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.).
  • Краткое заключение и рекомендации.

ПРИМЕР

«Михаил обучается по образовательной программе дошкольного образования. Программу детского сада усваивает на среднем уровне.

Основные проблемы ребёнка связаны с нарушением звокопроизношения, с усвоением программы в речевой области.

При своевременной и систематичной коррекционно-развивающей работе всех участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов ДОУ и родителей) данные проблемы могут быть устранены. Родители заинтересованы в своевременной коррекции.»

ОБЩЕЕ

Если это психолого-педагогическая характеристика, то педагог может использовать терминологию узких специалистов (описание не должно противоречить заключениям узких специалистов) и медицинские заключения (только со ссылками на заключения врачей).

В чем вероятная причина недостатков в обучении:

  • нет понимания материала,
  • понимание есть, но резко нарушено внимание,
  • понимание есть только при индивидуальной работе, в группе с другими детьми самостоятельно работать не может,
  • понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.

Характеристика обучаемости:

Должно быть указание на то, какие виды помощи использует педагог: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать. Насколько эффективна помощь:

-недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата),

- низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).

Конкретизировать информацию о соблюдении дисциплины можно с помощью выбора подходящих из следующих формулировок:

-Нарушений дисциплины практически нет.

-Нарушений дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие.

-Нарушает дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм.

-Не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен.

-Специально мешает другим детям.

Для ребенка любого возраста в характеристику включаются сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, не различение правой и левой сторон и т.п.).

В Характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.

  1. Проведение мастер-класса по составлению психолого-педагогической характеристики на дошкольника старшего возраста (с нарушением речи) на ТПМПК.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика психолого-педагогического изучения личности старшего дошкольника

Представлена система мониторинга психодиагностических показателей развития личности старшего дошкольника...

Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ

Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Психолого-педагогическая поддержка интеллектуально одаренных дошкольников 5-7 лет.

Как построить работу с интеллектуально-одаренными детьми....

Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников в области здоровья

Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы в психологических,педагогических  и медицинских исслед...