Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ
методическая разработка на тему

Будницкая Елена Александровна

Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"

Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx22.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические основы музыкального развития дошкольников.

Формирование художественного восприятия дошкольников - одна из важнейших проблем современного дошкольного образования.

Один из важнейших вопросов педагогики и психологии - вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте.

Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений; учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее; у них развивается музыкальное восприятие-мышление — универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования.

В последнее время внимание, общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения. Еще в начале 30-х годов ХХ в. выдающийся отечественный психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».

 Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.  

Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы.  

Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.

Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.

Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости.

 Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью

Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

 Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.

 Основные задачи психолого-педагогической работы:

- приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;

- развитие музыкально-художественной деятельности.

Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

 - развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками (Социализация, Познание);

- развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами (Социализация, Художественное творчество, Чтение);

- формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки (Познание);

 - стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний (Познание, Чтение);

-  способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры) (Коммуникация);

- учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий (Социализация, Коммуникация);

Универсальные учебные действия-

это  умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта или совокупность способов действия ребенка (а также связанных с ними навыков учения), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 Способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса (умение учиться), обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся широкие ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

 Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

- определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

- построение содержания образовательных областей и образования в целом с ориентацией на сущностные знания;

- определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

- выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития воспитанников;

- определение круга образовательных областей, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

- разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

- разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Содержание дошкольного образования в части приобщения детей к музыкальному искусству может быть реализовано в детском саду с помощью следующей формы работы: совместное слушание произведений.

Сначала приучаем внимательно слушать музыку, не разговаривать во время исполнения, уметь внимательно слушать небольшое музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь, сопереживая  настроение. Педагог включает  музыкально- дидактические игры с определенным содержанием и правилами.   Подбирая  детские инструменты и игрушки, предлагаем детям  поиграть с ними, угадать, на чем он играет, сравнить тихое и громкое звучание. Постепенно  музыкально-дидактические игры усложняются.  Основой методики слушания музыки является выразительное исполнение произведения, теплота и задушевность педагога, передающего его отношение к художественному образу.Необходимы наглядные приемы, в частности показ игрушки, что доставляет радость слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне.  Применяем персонажи кукольного театра. Можно применять короткие пояснения.  Такой эмоциональный фон настраивает малышей внимательно и с интересом  слушать песню, усваивая знакомые слова.  Более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому способствует качественное исполнение произведения. Развитию интереса  к музыке помогают и некоторые яркие особенности произведения, в частности изобразительные. Нужно проигрывать эти моменты отдельно, заостряя внимание детей.  Разученные на занятии дидактические игры должны закрепляться воспитателем в часы досуга.

Используемая литература:

Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1953, 1955; Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр, М., 1958...

Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Н. А. Метлов - Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях М.: «Издательство Учпедгиз», 1939

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. -л.: апн РСФСР, 1947.

Кабалевский Д.Б. Как слушать и понимать музыку. – М.: Музыка, 1974

Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1997-255с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М, 2005

Усова А.П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 1970. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет

теоретический материал  по развитию  рисования у детей 4 – 5  лет....

Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".

Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...

Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и  явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый  источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...

Психолого-педагогические основы познавательного развития детей.

Ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная деятельность, она  определяет психическое развитие ребёнка. Предметная деятельность создаёт  благоприятные условия для раз...

Психолого-педагогические основы речевого развития дошкольников 4-5 лет

Речь человека является особым видом его деятельности и отражает мышление человека, реализуя его языковыми средствами (словом, словосочетанием, предложением).Процесс речевого развития дошкольника являе...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...