Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с ЗПР для представления на ЦПМПК
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чуприна Наталия Юрьевна

Такая психолого-педагогическая характеристика наиболее полно раскрывает особенности дошкольника с ЗПР: его эмоционально-личностное моторное, познавательное и речеве развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика для ЦПМПК

Общие сведения:- поступил в ДО-3  в 2018 году;  

Состав семьи: семья полная, многодетная, благополучная;

программа обучения - АООП для обучающихся с ЗПР (Протокол ЦПМПК №…… от 26.10.2018); форма обучения – очная (группа компенсирующей направленности, подготовительная к школе группа); получает психолого-педагогическую помощь учитель-дефектолог, педагог-психолог,  учитель-логопед.

Показатели эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.

Отмечается положительная динамика в эмоционально-личностном и социально-коммуникативном развитии. Снизился уровень негативных проявлений в поведении и эмоциональной сфере, повысился уровень самоконтроля, ребенок стал эмоционально стабильнее по сравнению предыдущими этапами в развитии.

Арсений проявляет готовность к взаимоотношениям  со сверстниками и взрослыми. Стремится к общению и взаимодействию с ними. Понимает и учитывает элементарные социальные нормы и правила безопасного поведения. Стремится к самостоятельности. Имеет положительную самооценку. Понимает и выполняет инструкции, иногда необходимо уточнение и направляющая помощь. Мальчик умеет ориентироваться на образец, способен к переносу. Проявляет способность к волевым усилиям. Личностные особенности: контактный, общительный, тревожно-мнительный, на занятиях неуверенный. Если знает правильный ответ, то сомневается, начинает волноваться, отвечает тихо. Арсений нуждается в похвале и одобрении со стороны взрослого.

Общая характеристика деятельности Характер деятельности целенаправленный, осмысленный. Темп деятельности удовлетворительный. Арсений проявляет интерес к большинству заданий. Общая работоспособность снижается по мере утомления. Критичность адекватная. Старается работать внимательно, допускает ошибки, некоторые из них может заметить и исправить сам, но чаще требуется  помощь педагога.

        Состояние тонкой моторики В оптико-кинетической организации движений наблюдаются  поиск поз, с последующим правильным выполнением. Задания на динамическую  организацию движений  выполняет правильно, но в замедленном темпе. Удерживает программу. Захват сформирован. Ведущая рука – правая. Тонус руки повышен.

Интегративные умения Линии четкие, ровные, следуют по образцу, отмечается отрыв карандаша только при резкой смене направления. Арсений ориентируется на странице в клетку. Может правильно найти необходимую клетку для начала работы. Графика удовлетворительная. Может перерисовать по точкам простую фигуру. На странице в клетку может писать цифры, печатные буквы, графические ряды. Воспроизводит графические ряды из двух и более  сменяющихся звеньев. Графические диктанты и конструирование по клеточкам вызывают затруднения. При копировании сложной фигуры – фигура (структурно и метрически) близка к образцу. Может нарисовать дом, дерево, человека, машину. Рисунки узнаваемы.

Восприятие: восприятие целостное, осмысленное. Сенсорные эталоны сформированы. Пространственно-временные представления: знает названия частей тела,  ориентируется в схеме тела, знает и называет времена года, может назвать по памяти и разложить картинки по порядку. При перечислении признаков времен года нуждается в  помощи педагога (наводящие вопросы). Знает части суток. Путает дни недели. Понимает и называет простые предлоги. Сложные путает.

Внимание: концентрация и распределение  внимания снижены.

Память: объем слухоречевого запоминания снижен. Зрительная память: трудно запоминает образ букв, цифр.  

Особенности мышления: при работе с заданиями, характерны замедленность мыслительных процессов, нерешительность. Самостоятельное понимание скрытого смысла по методике «Проблемные ситуации» возможно, но требуется разъясняющая  помощь. Простые логические закономерности (методика «Заборчик») устанавливает. Задания "Матрицы Равена" выполняет с ошибками. Необходима разъясняющая помощь. Арсений способен самостоятельно выполнить простые задания на анализ и синтез частей целого изображения ("Разрезная картинка", "Сложи квадрат" (простые)). Методику «Последовательные картинки» может выполнить. Часто требуется направляющая помощь в виде вопросов, уточнений, приводящих к осмыслению причинно-следственной связи. При составлении самостоятельного рассказа по серии картинок нуждается в помощь в виде наводящих вопросов. "Четвертый лишний" выделяет, может затрудниться с обоснованием выбора.

Представления о целостной картине мира: Проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира. Объем знаний и представлений об окружающем мире снижен.

Математические представления: На данный момент у ребенка сформирован счет в пределах 10. Способен сравнить группы предметов. Цифры знает. Может путать их при  написании. Может выполнять примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с использованием счетных палочек и при помощи взрослого.

Речевое развитие Речь смазанная. Темп речи обычный. Голос глухой, немодулированный. Речевое дыхание неритмичное: нарушение дифференциации носового вдоха и ротового выдоха: ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.

Артикуляционный аппарат нарушение прикуса.

Артикуляционная моторика  Тонус языка неравномерный. При нагрузке  появляется дрожание языка. Наблюдается смазанность и  снижение амплитуды движений, утомляемость мышц артикуляционного аппарата. При произнесении шипящих наблюдается отклонение широкого кончика языка влево.

Звукопроизношение на февраль 2020г. соноры поставлены, автоматизированы. Свистящие в стадии автоматизации. Шипящие произносятся смазано (боковые) из-за особенностей артикуляционной моторики ребенка. Процесс автоматизации  идет медленно. Шипящие звуки в этом учебном году произносятся качественней. Наблюдается дефект озвончения.

Фонематический слух формируется, нарушена дифференциация акустически и артикуляционно  сходных звуков; наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных («з»-«с»; «ш»-«ж»), твердых и мягких («щ»-«сь»).

 Слоговая структура слова  отмечаются пропуски слогов.

 Словарь: Словарь значительно увеличился, но  все еще остается неточным.

Грамматический строй речи Мальчик может допускать  ошибки  согласования слов в словосочетании и предложении, иногда затрудняется в составлении предложно-падежных конструкций.  Синтаксические навыки сформированы на уровне, соответствующем  более младшей возрастной группе.

Связная речь Арсений может  пересказывать простые тексты, рассказы, составлять небольшие рассказы по сюжетной картине и по серии картин. Ему нужна помощь педагога в виде разъясняющей помощи, наводящих вопросов. При выполнении задания по развитию связной речи испытывает неуверенность, сомнения.

        Продуктивная деятельность Во время  занятий по продуктивной деятельности ведет себя спокойно, сдержанно, слушает объяснения педагога.  На замечания воспитателя по поводу допущенных ошибок реагирует по-разному:  расстраивается, начинает волноваться, ждет помощи педагога. В игре предпочитает второстепенные роли. Предпочитает играть в машинки, конструктор  (Лего). На занятиях по ознакомлению с художественной литературой проявляет интерес. Внимательно слушает, принимает активное участие в обсуждении прочитанного.

Рекомендуется уточнение дальнейшего образовательного маршрута на ЦПМПК.

Дата составления характеристики …….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика психолого-педагогического изучения личности старшего дошкольника

Представлена система мониторинга психодиагностических показателей развития личности старшего дошкольника...

Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ

Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...

Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с ОВЗ для представления на ПМПК

Общие сведения:Дата поступления в образовательную организацию 28.05.2019 годаПрограмма обучения (авторы или название ОП/АООП): Программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. ...

ПРОЕКТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ в ДОУ: « Создание психолого-педагогических условий в группе ДОУ для развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста»

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообра...