Развивающая предметно-пространственная среда
учебно-методический материал

Кудосова Людмила Григорьевна

Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет приобщился к музыке, научился ее слушать, понимать и любить. И оттого, насколько интересно, качественно и профессионально будет организовано музыкальное образование в детском саду зависит развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника, приобщение к искусству, музыке, литературе, театру и народному творчеству. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда как техническая составляющая, для получения музыкальных впечатлений, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала.

             ФГОС, как нормативный правовой документ дошкольного образования, предусматривает обеспечение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможности достижения необходимого и достаточного уровня развития и в нём представлены требования к предметно-развивающей среде и условиям, необходимым для полноценного проживания ребенком дошкольного детства:

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. И, в частности, образовательная среда, должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
  • Доступность среды предполагает:

а) доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

б) свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

             Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям: уголок для сюжетно-ролевых игр; уголок ряжения (для театрализованных игр); изобразительный, музыкальный. Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). (Центр онлайн обучения «Экстерн»)

            В наш век информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) не менее важно обеспечение образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии педагогическими ресурсами. Для музыкального образования важно активно использовать дидактические видео и фото презентации, созданные для развития музыкальных чувств: ритма, темпа, лада, а также обучении игре на простейших музыкальных инструментах; видеофильмы доступных концертов и детских музыкальных спектаклей, в том числе и созданных творческими стараниями самих детей; картины великих художников для полихудожественного воспитания; демонстрация наследия яркого народного творчества для воспитания патриотических чувств ребенка и приобщения к народному искусству. Использование музыкальным руководителем интернет странички позволяет повысить качество воспитания музыкальности ребенка с помощью родителей, так как появляется возможность создания цикла видео занятий на развитие определенных музыкальных способностей в домашних условиях и стимулирования интереса каждого ребёнка. А консультации и рекомендации на темы, связанные с музыкальным образованием детей позволит и их родителям повысить свою музыкально – культурную компетентность.        

             Создавая благоприятную среду для образовательной деятельности также стоит помнить, что ребенку не свойственно принимать информацию пассивно. Только активно участвуя в предложенных обстоятельствах, будь то слушание, пение, танцы, игра или оркестр он испытает радость, эмоциональный восторг или просто удовлетворение от творчества, деятельности. Ребенок любознателен от природы, ему важно ощутить себя первооткрывателем, постигнуть истину в изучаемых вопросах. И поэтому взрослый должен поддерживать, направлять, одобрять и при этом быть равноправным соучастником действия, а не руководителем. Ненавязчиво расширять творческий потенциал и фантазию малыша, активизировать творческую познавательную и практическую деятельность, совершенствовать детские способности.

            Важно помнить, что уровень развития детей разный. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в музыкальном развитии по

ФГОС предполагает уважение взрослыми детей, участие в формировании положительной самооценки дошкольников, уверенности в собственных силах и способностях, и запрещает искусственно ускорять или замедлять процессы их развития.

            Самое же главное в музыкальном развитии дошкольников по ФГОС — общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы. Назначение любого из них — это отражение действительности в образах, и поэтому задача каждого специалиста, воспитателя заключается в обучении ребенка восприятию, размышлению, декорированию идеи художника, режиссера, писателя.    

            Формы организации деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении отражены в планах воспитательно-образовательной работы. Это позволяет планомерно и последовательно осуществлять процесс музыкально – образовательной деятельности. Своевременно внедрять новые педагогические технологии для того, чтобы разнообразить средства музыкального воздействия на воспитанника. Создавать систему специальных педагогических условий, обеспечивающих становление, саморазвитие и образование дошкольника.

            В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно - образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности, определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей, содержания работы с воспитателями и родителями

            В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта и принципами основной общеобразовательной Программы ДОУ музыкальному руководителю предоставлено право выбора способов реализации образовательного процесса по художественно – эстетическому развитию в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.

Общие образовательные задачи музыкального образования.

•        Пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность.

•        Приобщать ребенка к культуре своей страны и воспитывать уважение к другим народам и культурам.

•        Взаимодействовать с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей.

            Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое с значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Развитие музыкальности зависит взаимодействия ребенка с музыкой, от «погружения» в содержание музыкальных произведений, от восприятия и переживания им музыкальных образов и адекватного выражения воспринятого образа различными художественными средствами.

            Глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его художественный вкус, музыкальную эрудицию. Он не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем дошкольном возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

            Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Здесь важно показать ребенку способы пользования выразительными средствами (голос, движение, музицирование) для создания художественного образа.

            Культура восприятия при прослушивании позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими музыкальное развитие дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....