КОНСПЕКТ ООД социально-коммуникативного характера в старшей группе на тему: «Азбука вежливости»
план-конспект занятия (старшая группа)

Чернецова Татьяна Александровна

Цель: воспитывать  у детей вежливость, навыки культурного поведения и общения.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей представления и потребности в доброжелательном общении с окружающими, формировать умение вежливо общаться с взрослыми и сверстниками;

- расширять знания о значении вежливых слов, активизировать и обогащать словарный запас по данной теме: «вежливость», «вежливые слова», «спасибо», «извините», «здравствуйте», «до свидания» и др.;

- формировать умение анализировать конфликтные ситуации на примере собственных поступков и поступков литературных героев;

- учить составлять небольшие рассказы из собственного опыта по серии последовательных слайдов.

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие, внимание, память, наглядно-действенное мышление;

- развивать связную речь, коммуникативные навыки;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими, способствовать формированию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости.

Материалы и оборудование: игрушка – Лунтик, сюжетные картинки, компьютер, мяч, цветок из бумаги, восковые мелки, гуашь, кисточки, магнитофон с аудиозаписью.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Будем вежливы», «Вежливые слова», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как правильно вести себя за столом» и др.;

Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Подскажи словечко», «Кто знает больше вежливых слов», «Найди вежливые слова», «Когда мы это говорим в свободное время».

Рассматривание картин и иллюстраций на данную тему.

Составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.

Чтение художественной литературы: С.Маршак «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости», С.Погореловский «Что значит быть вежливым», А. Кондратьев «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро», В.Осеева «Волшебное слово», Э. Мошковская «Вежливое слово», О.Дриз «Добрые слова», Л.Н. Толстой «Косточка», «Котенок».

Показ кукольного театра «Вежливое слово»

Словарная работа: добро пожаловать, благодарю, до новых встреч, будьте добры, до скорой встречи, очень приятно, будьте здоровы, будьте любезны.

Формы и методы работы: сюрпризный момент, наглядный, словесный, практический, игровой.

Формы и виды организации  детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное   развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро.

- Доброе утро! - Солнцу и птицам.

- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

 

- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра. (Дети здороваются с гостями.)

- Сегодня у нас не совсем обычное занятие, мы с вами будем говорить о вежливости.

 

2. Сюрпризный момент. (Раздается стук в дверь)

Воспитатель: - Ребята, вы слышите, кто-то стучится.

                          Кто бы это мог быть? (воспитатель вносит игрушку Буратино)

Буратино: - Ой, как много здесь ребят!

                                           А что вы тут делаете?

Воспитатель: - У нас идет занятие. Только знаете, ребята, мне кажется, что наш гость что-то забыл нам сказать. Вы догадались, что? (Ответы детей.)

- Правильно, он забыл поздороваться. А мы знаем, что при встрече надо обязательно здороваться.

Буратино: - Но я не умею этого делать.

3. Дидактическое упражнение «Поздоровайся правильно»

Воспитатель: - Ребята, давайте покажем Буратино, как надо правильно здороваться.

(Ребенок выходит за дверь, потом заходит и здоровается со всеми присутствующими.)

Буратино: - Я всё понял.

                  Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Воспитатель: - Здравствуй, Буратино! Молодец!

                          Теперь ты умеешь здороваться.

Буратино: - Мне очень понравилось здороваться.

                  Здравствуйте – это очень красивое слово.

Воспитатель: - Ты прав, Буратино.

                          Что такое «здравствуй»? – лучшее из слов.

                          Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.

                          Вечером расстались, встретились с утра,

                          Значит слово «здравствуй» - говорить пора.

- Но это только одно из многих вежливых слов, которое обязательно надо знать и говорить всем людям. Вежливые слова приятно говорить и приятно слушать. Ещё их называют волшебными, потому что от них всем становится теплее и радостнее.

- А вы, ребята, знаете вежливые слова? Давайте рассмотрим картинки и попробуем догадаться, какие вежливые слова на них спрятались.

4. Беседа по сюжетным картинкам.

1) Девочка угощает мальчика мороженым.

- Что делает девочка?

- Что должен сказать мальчик?

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

- Когда мы говорим эти слова?

- Правильно, это слова благодарности. Их говорят всем, кто нам помогает, угощает, делает для нас что-то хорошее.

Скажем «спасибо» с тобою не раз

За всё, что делают для нас.

2) Девочка помогала маме мыть посуду и нечаянно разбила чашку.

- Как надо поступить девочке?

- Что она должна сказать маме?

- Когда мы говорим эти слова?

- Правильно, это слова извинения. Их говорим, когда мы что-то сделали не так, не правильно или обидели кого-нибудь.

3) Семья завтракает за столом.

- Что делают дети на этой картинке?

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

- Почему вы так думаете?

- Когда надо говорить эти вежливые слова?

Пора за стол, всё для еды накрыто

Приятного желаем аппетита.

4) Утром мама будит сына.

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

- Молодцы, ребята, вы правильно угадали все вежливые слова.

Воспитатель: Но чтобы быть вежливыми, надо не только говорить вежливые слова, но и уметь правильно себя вести, чтобы людям было приятно с вами разговаривать и дружить.

5) Дети не поделили игрушку.

- Что с произошло с детьми?

- Как вы думаете, правильно ли поступили дети?

- Какое здесь спряталось волшебное слово?

- Когда надо говорить эти волшебные слова?

Буратино: - Молодцы, ребята, как много вы знаете.

                 А умеете ли вы сами вести себя вежливо?

Воспитатель: - Наши ребята ещё только учатся вежливости, но мы тебе обязательно покажем, что мы умеем. А сейчас давайте немного отдохнем.

5. Физкультминутка «Вежливые слова»

 Воспитатель: - Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть вежливые слова. Итак, начали, не ошибитесь, пожалуйста.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки,

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте,

Тихо сядьте, пожалуйста!

Молодцы!!!

Буратино: Молодцы, ребята много вы уже умеете.

6. Просмотр серии слайдов на компьютере, беседа, составление детьми мини-рассказов из собственного опыта.

 Воспитатель: - А сейчас давайте покажем и расскажем Лунтику,

                           чему мы уже   научились.

1 слайд  «Как надо вежливо попроситься в игру к другим детям».

- Что делают ребята? (играют)

- Яночка, тебе захотелось поиграть с друзьями?

- Расскажи, как ты это сделала. Что ты сказала девочкам? (Мини–рассказ ребёнка о своих действиях.)

2 слайд «Один ребенок в игре нечаянно сломал постройку другого».

- Что делает Никита? (играет)

- Что случилось дальше? (Полина нечаянно сломала постройку)

- Полина, расскажи, как ты поступила? (мини-рассказ ребёнка о своих действиях)

- Правильно ли поступила Полина?

3 слайд «Один ребенок потерял свою вещь, а другой её нашел».

- Что случилось? (Настя  потеряла свою игрушку)

- Лиза, расскажи, что ты сделала? (мини-рассказ ребенка)

- Правильно ли поступила Лиза?

 

4 слайд «Как попросить помощи у другого человека, если у тебя что-то не получается».

- Карина, расскажи, что ты делала? (раздевалась, пыталась расстегнуть пуговицу)

- Получилось у тебя расстегнуть пуговку? Что ты сделала? (попросила Ксюшу  помочь)

- Как ты попросила Ксюшу помочь тебе? (мини-рассказ ребенка о своих действиях)

Буратино: - Молодцы, ребята, многое вы уже умеете.

 

7. Дидактическая игра с мячом « Подскажи словечко»

(Воспитатель задаёт вопрос и кидает мяч ребенку, ребенок отвечает и бросает мяч обратно)

- Что мы говорим, когда обращаемся к кому-то с просьбой?

- Что мы говорим друг другу, когда ложимся спать?

- Что пожелаем человеку, который чихнул?

- Что надо говорить, когда мы с кем-то прощаемся?

- Что надо сказать, если вдруг вы нечаянно наступили другому на ногу? и др.

 

8. Дидактическая игра «Веришь - не веришь?

  - Вы верите, что вежливого человека называют культурным, воспитанным? Почему?

  - Вы верите, что грубого человека любят больше, чем вежливого? Почему?

  - Вы верите, что есть такая наука этика? Почему?

  - Вы верите, что у нас в стране есть памятник вежливому человеку?

 

9. Рассказывание пословиц о вежливости

Воспитатель: - Буратино,  послушай, какие пословицы о вежливости знают наши дети.

«Слово лечит и слово колечит»

«Добро творить – себя веселить»

«Добрые слова дороже богатства»

«Ссора до добра не доводит»

Буратино: - Молодцы, ребята, какие  замечательные пословицы вы знаете!

 

10. Практическая деятельность детей.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой необычный цветок распустился в нашей группе. Если посмотреть на его лепестки, то можно сразу вспомнить вежливые слова, о которых мы сегодня говорили. Давайте подарим этот цветок Буратино, чтобы он не забывал эти слова. Но только наш цветок совсем не яркий, давайте его украсим.

(Дети садятся за столы.)

Объяснение задания. (Воспитатель объясняет детям как надо украсить лепестки. Каждый ребёнок украшает свой лепесток закрашиванием восковыми мелками и гуашью)

- А чтобы наши ручки были умелыми, давайте с ними поиграем.

12. Итог занятия.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, каким красивым и ярким стал наш цветок.

                          Вам он нравится?

                          Давайте подарим его Буратино.

Буратино: - Спасибо, ребята, мне очень понравилось на вашем занятии.

                 Я теперь всегда буду стараться быть вежливым.

Воспитатель: - Ну, а мы, ребята, тоже будем помнить важные правила.

                          (2 ребёнка читают стихи)

1 ребёнок:

Чтоб никого не обижать,

Друг друга надо уважать.

И не дразниться, не грубить

И «здравствуй» надо говорить.

2 ребёнок:

Если спросишь что-нибудь,

То очень-очень вежлив будь!

И говори волшебное «пожалуйста»

И не забудь волшебное «спасибо»!

Воспитатель: - Ну что ж, давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. И будем чаще делать добрые хорошие поступки.

Словесная игра «Пирамида добра»

- Вежливые слова пусть всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни! (воспитатель угощает детей медальками).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_slova_predv._rabota.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

Слайд 2

Сегодня мы поговорим об очень важных и нужных для человека словах, без которых мы не сможем обойтись, если хотим быть воспитанными, вежливыми людьми.

Слайд 3

ЗД РА ВСТВУЙТЕ

Слайд 4

Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь: Здравствуйте

Слайд 5

ПРИ ВЕ Т

Слайд 6

ДО БРОЕ У ТРО

Слайд 7

С добрым утром , лес зеленый! С добрым утром , липы, клены, С добрым утром , облака И широкая река, С добрым утром – золотистым, Ясным солнечным, росистым!

Слайд 8

ДО БРЫЙ ДЕ НЬ

Слайд 9

Зазеленеет старый пень, Когда услышит: « Добрый день »

Слайд 10

ДО БРЫЙ ВЕ ЧЕР

Слайд 11

Если солнышко садится По деревьям золотится Говорим тогда при встрече Всем знакомым: « Добрый вечер! »

Слайд 12

СПО КО ЙНОЙ НО ЧИ

Слайд 13

ПРИ ЯТ НЫХ С НО В

Слайд 14

СПА СИ БО

Слайд 15

Растает даже ледяная глыба От слова теплого "Спасибо"

Слайд 16

Если больше есть не в силах, Скажем маме мы: Спасибо

Слайд 17

БЛАГОДА РЮ ВАС

Слайд 18

ДАЙ ПО ЖА ЛУЙСТА

Слайд 19

ИЗВИ НИ

Слайд 20

Когда нас бронят за шалости, Говорим: Прости, пожалуйста

Слайд 21

БУ ДЬТЕ ДОБ РЫ

Слайд 22

ПРИ ЯТ НОГО АППЕ ТИ ТА

Слайд 23

БУДЬ ЗДО РО В

Слайд 24

ДОБ РО ПО ЖА ЛОВАТЬ

Слайд 25

ДО СВИ ДА НИЯ

Слайд 26

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят: До свидания

Слайд 27

ПО КА

Слайд 28

СЧАСТ ЛИ ВОГО ПУ ТИ

Слайд 29

ВСЕ ГО ХО РО ШЕГО

Слайд 30

ДО ВСТ РЕ ЧИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Азбука безопасности"

Предлагаю конспект НОД по теме "Азбука безопасности" в соответствии с ФГТ, где четко прослеживается интеграция всех образовательных областей....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Учимся вежливости» (с использованием ИКТ-технологий)

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) направлен на воспитание культуры речевого общения и поведения.Цель:   Формировать у де...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Школа вежливых наук» с использованием ИКТ. Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения.Задачи:Образовательные:- продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении.Развивающие:- развивать умение виде...

Конспект занятия в старшей группе на тему «Азбука безопасности»

Цели: Закрепить правила безопасности.Задачи:1. Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.2. Cистематизировать знан...

План- конспект занятия в старшей группе на тему " Азбука безопасности"

Познавательное развитие на тему : "Азбука безопасности"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Уроки вежливости»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Уроки вежливости»  ...

Конспект в старшей группе на тему: «Азбука безопасности в природе»

Конспект в старшей группе на тему: «Азбука безопасности в природе»...


 

Комментарии

Любопытнова Оксана Леонидовна

Очень содержательный материал и очень красочная презентация!