«Организация экологического воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_ekologicheskogo_vospitaniya_doc.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация экологического воспитания детей раннего и младшего

 дошкольного возраста»

Ребёнок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него в первые, всё удивляет и радует. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия, свежести чувств, как в раннем и младшем дошкольном возрасте.

Ранний и младший возраст - самое благоприятное время для экологического  воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Так ознакомление с объектами природы, с их видами, основными характеристиками, наглядными способами жизни-деятельности в разных условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Мы считаем, что правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. 

Двухлетние и трехлетние малыши очень любознательны и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием занимаются с различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ними слова и действия. Мы знаем, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чём-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Поэтому мы привлекаем внимание малышей интересным событием: игрушкой, новым предметом, сюрпризным моментом, художественным словом, музыкальной минуткой и т.д.

С целью эффективной работы по экологическому воспитанию маленьких детей мы используем следующие способы взаимодействия взрослого с детьми:

  • мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего, отрывом от семьи;
  • медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
  • подкрепление слова образом предмета, его изображением, действием с ним;
  • частое переключение внимания детей с одного предмета (объекта) на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приёмов, вызывающих положительные эмоции малышей;
  • осознанное создание воспитателем в своём поведении (действиях и словах) образца для подражания;
  • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка, поглаживание по голове или др.).

Наша задача в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. Для этого мы используем разнообразные формы и методы: использование персонажей широко известных сказок; наблюдения и экскурсии;  рассматривание картинок, альбомов и фотографий; сюжетно-ролевые  и творческие игры; дидактические, словарные, подвижные и малоподвижные игры; досуги, праздники и развлечения; тактильное восприятие и экспериментирование; художественное слово и чтение художественных произведений.

Весь материал выстроен в систему и по временам года: осень, зима, весна, лето. Каждое время года разделено по месяцам, что очень понятно и доступно для использования в нашей педагогической практике. Все темы мы продумываем и оформляем как тематическое планирование по экологическому воспитанию.

С целью эффективной работы в данном направлении мы используем методическое пособие «Экологическое воспитание детей» С.Н.Николаева, соответствует ФГОС ДО. В пособии представлена  система образовательной работы по экологическому воспитанию детей третьего года, основанная на результатах многолетних исследований известного ученого-педагога С.Н. Николаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....

Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...

Консультация. Формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста....

«Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством организации исследовательской деятельности в огороде на окне»

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в де...

Экологическое воспитание детей раннего возраста через организацию познавательно – исследовательской деятельности

В раннем возрасте, как только ребёнок начинает манипулировать с предметами, начинает зарождаться познавательно-исследовательская деятельность....

Особенности экологического воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В условиях современных экологических вызовов вопрос формирования экологического сознания у детей становится особенно актуальным. Статья посвящена тому, как с раннего возраста можно воспитать у детей б...