Представление педагогического опыта
статья

Попкова Оксана Борисовна

 тема опыта:

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников

посредством проектной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

ПОПКОВОЙ ОКСАНЫ БОРИСОВНЫ

воспитателя МДОУ «Детский сад № 83 комбинированного вида»

г. о. Саранск

по теме:

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников

посредством проектной деятельности».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

          Инновационная педагогическая деятельность по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности», ведется с 2017 г. Основной целью данной работы является создание оптимальных условий для формирования нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

      Современные дети не знают культуры своего края. Современный мир, вместе с техническим прогрессом, принес и частые проявления без духовности и безнравственности среди молодых людей. Чтобы Россия сохранила свои корни нужно, начиная с детского сада, взращивать интерес к сохранению и развитию национальной культуры, языка, вере, любви к природе, возрождать народные традиции.

       Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

     Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

     Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

     В обобщенном мною опыте решены следующие  проблемы:

- создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина, патриота;

- разработано перспективное тематическое планирование по реализации системы работы;

- установлены тесные связи с семьей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.

2. Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о республики Мордовия, знаменитых людях, об искусстве, о Саранске.

3. Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

     Педагогический опыт представлен  проектом «Моя Мордовия», долгосрочным, групповым.

      Так как в основу метода проектов заложена идея:

1.  -  О важности работы по данному направлению в познавательно – игровой форме, учитывая,  что ведущая деятельность дошкольника – игра.

2. - Направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой), то решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

          Особенности работы по воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

       Для решения поставленной задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

       Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам занятий. Собрали традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?»       В нашем детском саду открыт и успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции музей национального быта и культуры. Цель создания музея – сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям мордовских народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проведения занятий в музее, наши воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к уникальной культуре Мордовии. Был создан также национальный уголок в группе. С его помощью дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства и республики Мордовия.    Для изучения мордовской народной одежды в уголке имеется альбом «Мордовский народный костюм». Подобрана литература и иллюстрации о столице республике Саранск и родном городе.

Использование наглядного материала о жизни и труде мордвы помогает нам развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать.

    Большое внимание в группе уделяется подбору краеведческого материала. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Мордовии. Оформлены альбомы, «Кухня мордовского края», «Промыслы мордовского края», «Банк игр по пословицам».

 Теоретическая база опыта.

       В своей работе по данной теме мы используем рекомендации программы регионального модуля «Мы в Мордовии живем», которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края. Используем материал хрестоматии «Фольклор народов среднего Поволжья» автор-составитель А.Ю. Тихонова, методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений «Мордовские народные игры» составитель А.И. Исайкина, «Мордовские народные игры» литературная обработка В.С. Брыжинского.   

   Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

     Для создания системы конкретных педагогических действий по воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности детей дошкольного возраста были поставлены цели:

- приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

- формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;

- воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии, любовь к родному краю.

Для реализации поставленных целей нам необходимо было решить следующие задачи:

- изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

- собрать и систематизировать дидактический материал в группе;

- составить план, разработать занятия;

- систематизировать сведения о труде жителей Мордовии;

- формировать уважение к традициям и обычаям;

- знакомить с устным народным творчеством;

- воспитывать любовь к мордовскому краю;

- прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи.

     Разработан и реализован следующий педагогический проект: « МОЯ МОРДОВИЯ ».

Цель проекта:

Воспитание гражданина и патриота своей страны.

Формирование духовно – нравственных ценностей.

Осознание понятия «Родина»  по схеме: «Я – мой город – мой край – моё Отечество».

      Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе мы планируем беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей.

    Знакомство детей с народной культурой мы начинаем со старшей группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями. Занятия организую в форме беседы на темы: «Народы Республики Мордовия», «Моя Мордовия – мой край родной», «Жители Мордовии», «О природе и жизни людей в Мордовии».

     Мы заметили, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными.

Беседуя с детьми о жителях Мордовии, вносим конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии народов Мордовии. Предлагаем отобрать только те фотографии, на которых изображены мордва. Задаем вопросы: «Почему вы считаете, что это жители Мордовии?», «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятия жителей Мордовии?» и т.д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о мордве.

В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, ввели новые беседы: «История возникновения города», «Промышленность родного города», «Знаменитые люди, прославившие наш край», «Мордовская кухня», «Заповедники и музеи», «Одежда народов Мордовии», «Декоративно-прикладное искусство».

    На всех возрастных этапах, мы в своей работе используем иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

     На занятиях по обучению рассказыванию вносим устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными.

    Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, они научились устанавливать простейшие связи между трудом и бытом мордовских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

    Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий мы используем дидактические игры. Дидактические игры представляют,  большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

     Предлагаем детям игры: «Выложи орнамент», «Составь картинку», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Промыслы Мордовии», «Путешествие по Саранску», «Твой поселок», «Узнай личность», «Прочитай пословицу по картинкам»,  «Что я знаю о Мордовии?».

Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Загадки», «Чудо - вещи вокруг нас».

     Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаем игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках проводим индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие.

  Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

      Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Поэтому предлагаем детям национальные подвижные игры на развитие различных групп мышц. Эти игры оказывают влияние и на развитие интеллектуальных способностей детей.

Анализ результативности. 

     Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

     Анализируя результаты работы по данному направлению, могу отметить:

- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;

- на занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

-  с удовольствием рассказывают о семье, традициях;

-  хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;

-  проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

-   уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

-  интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

 - возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране у дошкольников.

 - у детей появился интерес к истории страны, республики, города, поселка.

     Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

     Использование проектной деятельности в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

      Результат работы позволяет  сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Адресные рекомендации по использованию опыта

- Консультация для педагогов «Формирование этнокультурной осведомленности у дошкольников посредством игровых технологий».

 - Мастер – класс для педагогов  Кастинг программы «Лучше всех» о знаниях родного края.

- Беседы с воспитателями по формированию культуры дошкольников по средствам мордовских пословиц.

- Разработка методического материала  «Картотека дидактических игр

 по приобщению к родной культуре детей дошкольного возраста» успешно используется педагогами ДОУ в работе с детьми.

- Размещаю опыт работы на страницах сайта ДОУ и  личных страницах интернет сообществ http://ds83sar.schoolrm.ru/;  http://infourok/ru/user/; https://www.youtube.com/watch?v=dNnXoGAYOwM/. 

     Данный педагогический опыт может быть адресован воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов.

Наглядное приложение:

Конспект для педагогов на тему:

«Формирование этнокультурной осведомленности у дошкольников посредством игровых технологий».

Одна из задач, стоящих перед мировым сообществом, состоит в сохранении существующих самобытных этнических групп и укреплении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Отсюда и необходимость подготовки образованных членов социума, которые могут успешно жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этнокультуру, но и культуру других этнических групп, способных согласовывать национальные и международные интересы, интегрироваться в общероссийское и общемировое пространство.

Действенным средством решения этой задачи является система образования, и именно ее первая ступень, так как в младшем дошкольном возрасте еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей. Кроме того, в детстве закладываются основы любви и уважения к своему народу, что, в свою очередь, является исходным положением в принятии и понимании культурных ценностей других этнических групп. Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования этнокультурной осведомленности дошкольников.

Актуальность

Современная система дошкольного образования и её содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребенка. В настоящее время вопрос формирования у детей дошкольного возраста этнокультурной осведомленности является актуальным, так как  дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир и формирование у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре – актуальный педагогический вопрос современности.

Широкий круг вопросов, значимых для научного обоснования теории и практики формирования этнокультурной осведомленности дошкольников, а также современное состояние исследований в науке по данной проблеме представлены в ряде работ. Так, актуальность проблемы осмысления целостности и взаимозависимости мира в сочетании с признанием этнокультурных различий, их права на существование освещена в трудах философов и ученых прошлого и настоящего времени (Е. Н. Аникеев, В. В. Аршавский, В. И. Вернадский, В. В. Ильин, И. Киреевский, Н. Лосский, Н. Н. Моисеев, В. С. Ротенберг, А. В. Семушкин, В. Соловьев, Н. Федоров и др.).

Учитывая значимость и актуальность работы, основная цель:

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к истории, культуре и традициям родного края, а также к культуре других наций и народностей посредством игровых технологий.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Основные задачи данной темы можно разделить на три группы:

Образовательные;  Развивающие;  Воспитательные

        Задачи:

Образовательные:

 -     Познакомить детей с мордовскими народными играми.

 -     Расширить представления детей о мордовских народных играх.

 -     Познакомить с традициями мордовского народа, связанными с играми.

 -    Проанализировать технологию использования мордовских народных игр в работе с дошкольниками.

 -     Выявить степень эффективности проведения народных игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.

Развивающие задачи:

–        Развивать познавательный интерес к национальным играм.

–        Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность.

–        Развитие двигательной активности детей, выносливости, ловкости.

–        Развивать умение у детей действовать по правилам.

–        Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Воспитательные задачи:

–        Воспитывать уважение к культурному наследию.

–        Воспитывать уважение к своей малой Родине.

–        Воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре  своего народа в целом.

–        Воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет.

Для ознакомления детей с родным краем используется различные методы и приёмы:

–         словесные (рассказ и объяснение воспитателя, чтение художественной литературы);

–        наглядные (демонстрация наглядных пособий, просмотр кинофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций);

–         игровые (театрализованная деятельность, народные игры, дидактические игры);

–        практические (упражнения в узнавании элементов родной культуры, разработка проектов, поисково-исследовательская деятельность).

Основные определения:

Осведомленность – это наличие сведений, знаний о чём-либо.

Этнокультура — от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.)-совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

        Формирование этнокультурной осведомленности – важная составляющая новой стратегии образования, ориентированная на эффективную динамику этнокультурных процессов в современном мире, воспитание подрастающего поколения «в интересах личности, этноса, государства и общества в целом». Рассматриваемая как образовательная технология, этнокультурная осведомленность (по мнению С. В. Макаренко) предполагает трансляцию этнокультурных знаний, воспитание чувства уважения к своему и другим народам, их традициям, ценностям, понимание и признание всего этнического многообразия мира.

В сегодняшнее время нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным...». В дошкольных учреждениях предусматривается освоение национально-регионального компонента как составной части содержания образования, направленного на ознакомление всех детей с основами этнической культуры.

Приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа. Познание детьми родного края происходит в результате разносторонней деятельности, которая связана с педагогическим процессом в детском саду.

Новизна — ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором говорится, что педагог должен обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, а ведущие место среди которых отводится игре. Вся его деятельность основана на игре.

Через всё многообразие мордовских национальных игр, в которых содержатся огромные возможности для воспитания и развития личности. 

В МДОУ «Детский сад № 83 комбинированного вида» создан мини-музей, который содержит большое количество предметов старины, оформлена изба в стиле прошлого века. Имеются национальные мордовские костюмы, представлена большая коллекция поделок из дерева мастеров села Подлесной Тавлы.

В группе также есть патриотический уголок «Наша Родина» работа по данному направлению существенно улучшила предметно-пространственную среду группы.

Для знакомства детей с нашим родным городом мы приобрели путеводитель по городу Саранску для детей, также 33 места в Мордовии и другой литературы. Знакомили детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой. Среди них самым любимым детьми является сказка. Вместе с детьми обыгрывали литературные произведения («Мышь и сорока», «Лиса и медведь» и другие). Это позволяет сформировать интерес к мордовской национальной культуре, к ее традициям. Для лучшего понимания народного слова разучивали с детьми потешки, пословицы, поговорки. С огромным интересом дети отгадывали  мордовские загадки.

Организовывали показ сказок, презентаций, что позволяет донести до детей нравственные ценности мордовского народа, колорит его обычаев.

В процессе знакомства дошкольников с культурой и традициями родного края, работаем над проектом «Мой край, Мордовия моя». Особое место здесь, конечно же, уделено играм — подвижным и дидактическим. Совместно с детьми изучали и играли в мордовские подвижные игры, такие как: «В платочки», «В гусей и волка», «В журавлей», «В петушка» и другие. Так же на уровне дошкольного учреждения было подготовлено и показано к педагогическому совету №1 «Патриотическое воспитание как компонент социального развития дошкольника» открытое педагогическое мероприятие «Интеллектуальная игра - «Лучше Всех», целью которого было закрепление знаний детей о культуре родного края и мордовского народа через игровые технологии. Кроме того воспитателями других групп было разработано большое количество авторских игр, по ознакомлению дошкольников с культурой родного края - «Лото», «Кубики», «Ходики по родному городу», «Угадай национальный костюм», «Сложи узор», «Что я знаю о Мордовии» и другие.

Ведущая педагогическая идея — грамотное использование игровых технологий позволило существенно повысить знание детей в области этнокультурного компонента культуры родного края, так как, познавая окружающий мир во всем его многообразии, ребенок, получает представления о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса; Языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. В играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры.

Совместная работа с родителями по воспитанию в детях любви к родному краю не проходит даром. Большую помощь оказывают родители, которые привлекаются к пополнению экспонатов в мини-музее краеведения. Вместе с родителями мы организовали выставки поделок из природного материала. «Времена года», «Мамы руки золотые», весной вешали скворечники. Для родителей разработаны консультации: «Воспитание игрой», «Этнокультурное воспитание в условиях семьи». Проводилось анкетирование на тему: «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома?». Беседа за «круглым столом»: «Роль семьи в приобщении детей к мордовской национальной культуре».

Все это помогает обрести историческую память, ощутить свою связь с предками, почувствовать себя связующим звеном в вечном потоке времени от прошлого к будущему. Живое общение с носителями языка и культуры помогает дошкольникам постичь основы этнокультуры, сформировать этнокультурную осведомленность.

Анализ результативности:

Таким образом, видно, что проводимая работа по теме «Формирование этнокультурной осведомленности у дошкольников посредством игровых технологий » способствует привитию интереса к культуре и традициям родного края, выявилась положительная динамика показателей приобщения детей к мордовской культуре в процессе ознакомления с играми. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю, к поселку, родному дому, детскому саду. С большим удовольствием они стремятся изучать и знать как можно больше о своей малой Родине.

        1. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

        2. Сформировались чувства национального достоинства.

        3. Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве Мордовии.

        4. Расширились знания о традициях мордовского народа.

        5. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры мордовского народа.

Вывод: приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Закончу статью словами А.С. Пушкина, смысл которых я думаю, понятен каждому: «Ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Список использованной литературы:

  1. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о род. Крае для маленьких читателей/ Мордов. Гос. Ун-т им. Н.П. Огарева; (авт.-сост. Н.М. Арсентьев, Т.С . Баргова, К.И. Шапкарин). - Саранск: тип. «Крас. Окт.»,2005.- 48 с.
  2. 33 места в Мордовии, которые необходимо посетить / Андрей Прокин. - Саранск: Издатель Константин Шапкарин, 2012. - 56 с.
  3. Дети о Родине / Ред.-сост. К.В. Смородин, А.И. Смородина.- Саранск: Тип. «Крас. Окт.»,2003. - 168 с.
  4. Я люблю Саранск!: сборник стихов / (ред. Н.Ф. Мокшин; сост.: А. Г. Любимов, Б.И. Просвирин). - Саранск, 2012. - 97 с.
  5. Путеводитель по Саранску для детей / Прасилова Наталья. - Саранск : АНО «Дом народных ремесел» Издатель Константин Шапкарин, 2016. - 56 с.
  6.  Россия — наш общий дом. Моя Мордовия: книга для первоклассника Республики Мордовия / И.С Артюхова, М.В. Антонова. М.: ООО «Русское слово — учебник»,2017. - 96 с.
  7. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева (и др.); Мордов. Гос. Пед. Ин-т. - Саранск, 2015. - 84 с.
  8. К. Митропольский, Мордва. Мировоззрения. Их нравы и обычаи/ К. Митропольский // Мирское слово, 1987. - № 3-5.
  9. Беляева, Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы / Н.Ф. Беляева; под ред. В.И. Козлова; Мордов. Гос. пед.ин-т.- Саранск,2001.-260 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...