Дополнительное образование
учебно-методический материал

Агафонова Роза Ильдусовна

Дополнительное образование дошкольников - это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации. Дошкольное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется ФГОС ДО Дополнительное образование не стандартизировано и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»

Дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Юный театрал»

(срок освоения – 1 год)

г. Нижневартовск

Содержание

1.

Пояснительная записка

5

1.1.

Основное содержание Программы

6

1.2.

Направленность

7

1.3.

Цель Программы

7

2.

Принципы отбора содержания и реализации Программы

8

3.

Учебный план

9

3.1.

Учебный план обучения детей 5-6 лет

9

3.2.

Учебный план обучения детей 6-7 лет

9

4.

Ожидаемые результаты реализации Программы

10

5.

Критерии оценки детей

10

6.

Формы подведения итогов

10

7.

Планирование работы с детьми 5-6 лет

10

8.

Планирование работы с детьми 6-7 лет

18

9.

Требование        к        уровню        подготовки        детей        и        педагогическая диагностика

26

10.

Литература

29

«…театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику ... театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».

М. Твен

«...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание».

Г. Ревеш.

  1. Пояснительная записка

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, и позволил нам обратиться к театральной деятельности в нашем дошкольном учреждении, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Особенно богатые возможности театрализованная деятельность предоставляет для развития творческих способностей в дошкольном возрасте, являющемся, по мнению исследователей (Н.С. Лейтес, А.А. Мелик-Пашаев и др.), сенситивным с психологической точки зрения для развития.

Стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе детского воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.

Синтетическая природа театра действует комплексно. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Сказки захватывают детское внимание, увлекая занимательными сюжетами, знакомят детей с различными моделями поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу, любимые герои становятся образцами для подражания.

Таким образом, театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, познавательных, двигательных и т.д.).

Однако в педагогической практике МБДОУ часто недооценивается роль театрализованной деятельности в развитии ребенка. В связи с этим можно отметить следующее:

у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства; наблюдаются бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний; театрализованные игры детей характеризуют примитивность импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности; отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: с одной стороны, признанное искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в развитии ребенка; с другой – дефицит восприятия театрального искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей.

Такое положение дел побудило коллектив изучить данную проблему, в результате чего возникла дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности «Юный театрал».

Теоретической базой при создании данной программы являлись:

  • идеи известных ученых и педагогов (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Комарова, В.И. Петрова и др.) о роли художественно-эстетического воспитания в процессе личностного становления дошкольника, развития его эмоциональной и духовно-нравственной сферы;
  • положения отечественной психологической науки о том, что игра – наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки знаний и эмоций, выражения впечатлений и эффективное средство личностного развития (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.);
  • понимание роли театрализованной деятельности как наиболее эффективного средства художественно-эстетического развития в дошкольном детстве (Н.А. Ветлугина, М.Д. Маханева, Т.Н. Петрова и др.);
  • идеи отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков и др.) о роли воображения в развитии у дошкольников творческих способностей.

Программа представляет собой систему работы по художественно-эстетическому развитию в театрализованной деятельности при взаимодействии всех субъектов воспитательно- образовательного процесса. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства; обосновано поэтапное использование отдельных видов познавательной и творческой деятельности (песенной, танцевальной игровой) в процессе театрального воплощения.

Содержание, формы и методы проведения непосредственно образовательной деятельности по театрализации способствуют одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей. Поэтому, отличительная особенность данной программы от уже существующих в том, что в содержание непосредственно образовательной деятельности включено не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данной непосредственно образовательной деятельности. В программе также предусмотрено знакомство с разными видами театра.

  1. Основное содержание программы:

Программа состоит из блоков, в которые входят учебный план и учебно-тематический план. В учебный план входят следующие темы:

  • Актерское мастерство
  • Сценическая речь
  • Сценическое движение
  • Массовая работа
  • История театра
  • Этикет
  1. Направленность:
  1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.
  2. Духовное развитие детей.
  3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.

  1. Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • создание выразительного художественного образа;
  • воспитание гуманных чувств. Формирование представлений о честности, справедливости, доброте. Воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • развитие умения использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности;
  • знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства;.
  • расширение представлений детей об окружающих их предмета;
  • усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий;
  • освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
  • улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Для формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка посредством театрализованной деятельности необходимо создать следующие условия:

  • единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
  • насыщения        деятельности        интересным        и        эмоционально-значимым        для        детей содержанием;
  • постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • создание ситуации успеха;
  • наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Из многообразия средств выразительности рекомендуется: в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Театрализованная деятельность проводится в рамках кружковой работы и строится по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • реализация творческого потенциала воспитанников;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок

имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используются разнообразные

приемы:

  • выбор роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание ролей в парах.

Во время театрализованной деятельности педагог:

  • внимательно выслушивает ответы и предложения детей;
  • не требует объяснений, если дети не отвечают, а переходит к действиям персонажей;
  • при знакомстве детей с героями произведений выделяет время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • вызывает у детей радость.

Непосредственно образовательная театрализованная деятельность организована в рамках кружка «Юный театрал», проводится 2 раза в неделю во второй половине дня.

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет с октября по май:

-1-ый год обучения (с 5 лет до 6 лет) - учебный предмет рассчитан на 31 недели - 62 занятия в год, продолжительность непосредственно образовательной деятельности - 25 минут.

-2-ой год обучения (с 6 лет до 7 лет) - учебный предмет рассчитан на 31 недели - 62 занятия в год, продолжительность - 30 минут.

Предполагаемый срок реализации Программы 1 год. Ребенок может в любой момент включиться в театрализованную деятельность в рамках кружка «Юный театрал».

  1. Принципы отбора содержания и реализации программы

В основу программы "Юный театрал" положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во- первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

  1. Учебный план
  1. Учебный план обучения детей 5-6 лет

Темы театральных занятий

Общее число занятий, время

Теория, время

Практика, время

1.

Актерское мастерство

15

6ч 15м

15

6ч 15м

2.

Сценическая речь

8

3ч 20м

8

3ч 20м

3.

Сценическое движение

8

Зч 20м

8

Зч 20м

4.

Массовая работа

3

1ч 15м

3

1ч 15м

5.

История театра

5

2ч 05м

3

1ч15м

2

50м

6.

Этикет

2

50 м

2

50м

7.

Постановка спектакля

21

8ч 45

21

8ч 45

8.

Всего занятий

62

25ч 50м

5

2ч05м

57

23ч 45

  1. Учебный план обучения детей 6-7 лет

Темы театральных занятий

Общее число занятий, время

Теория, время

Практика, время

1.

Актерское мастерство

7

3ч 30м

7

3ч 30м

2.

Сценическая речь

9

4ч 30м

9

4ч 30м

3.

Сценическое

движение

10

10

4.

Массовая работа

8

8

5.

История театра

8

4

4

6.

Этикет

2

2

7.

Постановка спектакля

18

18

8.

Всего занятий

62

31ч

6

Зч

56

28ч

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы
  • Творческое развитие детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению.
  • Создание развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
  • Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми.
  • Создание системы педагогического сопровождения детей.
  • Создание системы мониторинга.
  • Выступление перед родителями, воспитанниками МБДОУ.
  • Участие в муниципальных, региональных конкурсах.

  1. Критерии оценки детей

  • Свободно        и        раскрепощенно        держатся        при        выступлениях        перед        взрослыми        и сверстниками.
  • С        увлечением        импровизируют,        используя        мимику,        пантомиму,        выразительные движения и интонацию (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.).
  • Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
  • Раскованы, владеют запасом движений.
  • Высокая        эмоциональная        отзывчивость        на        музыку,        хорошая        ориентировка        в пространстве.
  • Развито восприятие.
  • Быстрое и прочное запоминание текста
  • Интенсивное языковое развитие
  • Обширный словарный запас
  • Умение самостоятельно сыграть свою роль.
  • Большая сосредоточенность внимания.
  • Стремление открыть и исследовать новое.

  1. Формы подведения итогов

Для подведения итогов реализации программы проводятся выступления детского театрального коллектива «Юный театрал» на досугах, развлечениях и концертах для родителей.

  1. Планирование работы с детьми 5-6 лет

№ п/п

Тема

Форма работы, материал

Содержание

1.

История театра

Рассказать детям о театре, его особенности как вида искусства, о видах театра, о главных волшебниках театра. Знакомство с разновидностями кукольного театра (настольный

и пальчиковый театр)

Театр – место для зрелищ, посещение театра «Барабашка» с просмотром спектакля. Беседы по темам с использованием иллюстраций, литературных цитат. Разыгрывание знакомых сказок с куклами настольного и

пальчикового театров.

2.

Актерское мастерство

Развивать память, воображение, фантазию детей. Обучать их распознавать человеческие эмоции, атмосферу событий, место,

время года, дня и уметь уживаться в ней.

Работа над этюдами на выразительность жеста «Лисичка подслушивает»,

«Вкусные конфеты», «Новая кукла» с использованием необходимых атрибутов. Игра «Одно и то же по- разному (человек

«идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.)

3.

Сценическая

Способствовать развитию

Скороговорки, считалки, чистоговорки,

речь

артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонаций, уточняя знания детей об особенностях и повадках

животных.

загадки, стихотворные тексты, упражнения для тренировки голоса и речи. Чтение сказки на нравственную тему (например, «Непослушная Даша»).

4.

Сценическое движение

Учить детей подбирать движения, способы действия, для передачи образа.

Упражнять в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Знакомство детей с невербальными знаками общения. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгревать воображаемые

предметы.

Этюды для передачи различных чувств из

«Психогимнастики» М. Чистяковой. Инсценировка знакомых сказок, передавая настроения с помощью танцевальных, песенных импровизаций. Игра с воображаемыми предметами «Что мы делали, не скажем, что мы делали мы вам покажем!»

Беседа по содержанию сказки

«Непослушная Даша» (выучить песню «О дружбе» и пословицы).

«Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать». «Имейте верных и добрых друзей,

ведь с ними в жизни веселей».

5.

Массовая работа

Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие

сказки, истории из жизни.

Выбор персонажей, средств и предметного окружения по собственному желанию.

Обсуждение морали сочиненного эпизода.

6.

Этикет

Знакомить детей с правилами

поведения в театре.

Работа над словарем: гардероб, фойе,

зрительный зал

7.

История театра

Знакомство детей с театром., Посещение театра-кукол

«Барабашка»

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты,

сценарист, дублер, актер. Разъяснение крылатых выражений «зрительская

культура», «театр начинается с вешалки».

8.

Сценическая речь

Продолжать способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонаций, уточняя знания

детей об особенностях и повадках животных.

Скороговорки, считалки, чистоговорки, загадки, стихотворные тексты, упражнения для тренировки голоса и речи. Чтение Сказки «Непослушная Даша».

9.

Постановка спектакля

Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников.

Совершенствовать

артистические способности.

Выбор ролей в спектакле «Наша Даша»

10.

Актерское мастерство

Продолжать развивать память, воображение, фантазию детей. Обучать их распознавать человеческие эмоции, атмосферу событий, место, время года, дня и уметь уживаться в ней.

Работа над этюдами на выразительность жеста «Лисичка

подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Ваське

стыдно» с использованием необходимых атрибутов. Игра «Одно и то же по- разному (человек «идет», «сидит»,

«бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.)

11.

Сценическая

Продолжать способствовать

Скороговорки, считалки, чистоговорки,

речь

развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонаций, уточняя знания детей об особенностях и

повадках животных.

загадки, стихотворные тексты, упражнения для тренировки голоса и речи.

12.

Сценическое движение

Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгревать воображаемые предметы.

Игра с воображаемыми предметами «Что мы делали, не скажем, что мы делали мы вам покажем!»

Беседа по содержанию сказки

«Непослушная Даша» (выучить песню «О дружбе» и пословицы). «Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать». «Имейте

верных и добрых друзей, ведь с ними в жизни веселей».

13.

Массовая работа

Продолжать побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие

сказки, истории из жизни.

Выбор персонажей, средств и предметного окружения по собственному желанию.

Обсуждение морали сочиненного эпизода.

14.

Постановка спектакля

Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников.

Совершенствовать артистические способности.

Работа над спектаклем «Наша Даша»

15.

Актерское мастерство

Продолжать развивать память, воображение, фантазию детей. Обучать их распознавать человеческие эмоции, атмосферу событий, место, время года, дня и уметь уживаться в ней.

Работа над этюдами на выразительность жеста «Лисичка подслушивает»,

«Вкусные конфеты», «Новая кукла»,

«Ваське стыдно» с использованием необходимых атрибутов. Игра «Одно и то же по - разному (человек «идет»,

«сидит», «бежит», «поднимает руку»,

«слушает» и т. д.)

16.

Сценическое движение

Продолжать учить детей подбирать движения, способы действия, для передачи образа. Упражнять в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Знакомство детей с вевербальными знаками

общения.

Этюды для передачи различных чувств из

«Психогимнастики» М.Чистяковой. Инсценировка знакомых сказок, передавая настроения с помощью танцевальных, песенных импровизаций.

17.

История театра

Знакомить детей с театральными составляющими. Познакомить детей с видами сценического действия (монолог, диалог, мимика, пантомимика).

Показ иллюстраций, фотографий и афиш театров. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?) Используя методику проблемно-речевых ситуаций, формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).

Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Давай поговорим»

18.

Актерское мастерство

Развивать умение выражать

основные эмоции и адекватно реагировать на окружающее.

Этюды из «Психогимнастики» М.Чеховой.

Познавательные занятия на проживание эмоционального состояния

Развивать воображение и

фантазию, творческое содружество в коллективе.

19.

Сценическая речь

Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи, вырабатывать умение пользоваться разным темпом речи. Продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

Словесные игры, скороговорки «Шла Маша по шоссе и сосала сушку», «У елки иголки колки».

Разучивание колядок « Пришла Коляда». Разучить диалогические скороговорки.

  • Расскажите про покупки.
  • Про какие про покупки?
  • Про покупки, про покупки, Про покупочки свои.

Потешки:

«Я медведя поймал», «Зайчишка - трусишка по полю бегал, в огород забежал, морковку нашел, морковку жует, Ой! Кто-то идет», стихи, загадки,

чистоговорки

20.

Актерское мастерство

Развивать творческую инициативу детей в танцевальной, образно-игровой и речевой деятельности.

Закончить чистоговорку и сочинить самому; рифмуя, придумать мелодию на заданный текст, придумать танец в соответствии с характером музыки.

Этюды на передачу различных эмоций.

21.

Актерское мастерство

Ритмопластика. Развивать навык владения собственным телом.

Игра «Снежинки». Муз.композиция — К.Сен-Санс

«Карнавал животных». Ходонович Л.С.

«Кто приехал в зоопарк», «Поход в зоопарк», «Приходи, сказка»- игры- путешествия (Са-фи-дансе) «Слоненок»

— ритмический танец (Са-фи-дансе)

22.

Массовая работа

Побуждать детей использовать в творческих играх различные

виды театров.

Беседа. Куклы, атрибуты по желанию.

23.

Массовая работа

Побуждать каждого ребенка активно участвовать в постановке спектакля.

Воспитывать чувство коллективизма

Драматизации русской народной Сказки «Теремок»

24.

Актерское

мастерство

Психогимнастика. Развивать

мимическую пластику лица.

Игровые упражнения: «Разные лица»

«Жадный медведь»

25.

Актерское мастерство

Учить детей определять по мимике, движению характер героев, их действия.

Изучение объектов и их анализ "Внимательные глазки, ушки, пальчики". Игра "Угадай, что делает коза?" Игра на развитие памяти "В магазине зеркал".

Этюды на выразительность жестов: "Иди ко мне" М.Чистякова "Уходи" М.Чистякова. Этюд на сопоставление разных характеров "Три характера" (муз. Д. Кабалевского). Мимическая игра "Передавалки" И.Петрова (передача мимики). Игра «Отгадай, чей голосок».

Упражнение "Расскажи стихи А.Барто с помощью жестов и мимики"

Театрализованная игра "Веселые

превращения" И.Петрова

26.

Постановка спектакля

Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников.

Совершенствовать

артистические способности.

Работа над спектаклем «Наша Даша»

27.

Спектакль

«Наша Даша»

Развивать умение держаться на сцене.

Продолжать учить регулировать силу голоса, тембр речи, ее

выразительность.

Для детей младшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста

28.

Сценическое движение

Ритмопластика. Развивать пластикность движений, учить владению своего тела.

Игра «Снежинки». Муз. композиция — К.Сен-Санс

«Карнавал животных». Ходонович Л.С.

«Кто приехал в зоопарк», «Поход в зоопарк», «Приходи, сказка»- игры- путешествия (Са-фи-дансе)«Слоненок»

— ритмический танец (Са-фи-дансе)

29.

Постановка спектакля

Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников.

Совершенствовать

артистические способности.

Работа над спектаклем «Как собака друга искала» (чтение сценария, определение характеров героев и т.д.)

30.

Сценическая речь

Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей

Упражнения над голосом в движении "1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть".

Чисто говорки: "Козлик" М.Картушина. Упражнение на координацию движения и речи "Васька-

козел" Я.Аким. Речевое упражнение "Кто за кем идет" М.Картушина. Пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам ("Речетворчество").

Упражнение на развитие интонационной выразительности "Я очень люблю свою маму". Упражнение "Придумай другой конец сказки"". Что такое хорошо и что

такое плохо" (игра-драматизация)

31.

История театра

Знакомить детей с театральными профессиями. Пополнять словарь воспитанников.

«Путешествие в театральное «Зазеркалье»

- беседа — диалог.

Знакомство с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима. Работа над

альбомом «Все о театре»

32.

Актерское мастерство

Учить детей определять по мимике, движению характер героев, их действия.

Изучение объектов и их анализ "Внимательные глазки, ушки, пальчики". Игра "Угадай, что делает коза?" Игра на развитие памяти "В магазине зеркал".

Этюды на выразительность жестов: "Иди ко мне" М.Чистякова "Уходи"

М.Чистякова. Этюд на сопоставление разных характеров "Три характера" (муз.

Д. Кабалевского). Мимическая игра "Передавалки" И.Петрова (передача мимики). Игра «Отгадай, чей голосок». Упражнение "Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики"

Театрализованная игра "Веселые превращения" И.Петрова

33.

Сценическое движение

Игровой стречинг: учить детей рассказывать языком тела о тех или иных предметах,

действиях.

Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем» Объяснение игр, обсуждение движений, оценка и анализ

34.

Сценическая речь

Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей

Упражнения над голосом в движении "1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть".

Чистоговорки: "Козлик" М.Картушина. Упражнение на координацию движения и речи "Васька-козел" Я.Аким. Речевое упражнение "Кто за кем идет" М.Картушина. Пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам ("Речетворчество"). Упражнение на развитие интонационной выразительности "Я очень люблю свою маму". Упражнение "Придумай другой

конец сказки"". Что такое хорошо и что такое плохо" (игра-драматизация)

35.

Актерское

мастерство

Психогимнастика. Развивать

мимическую пластику лица.

Игровые упражнения: «Разные лица»

«Азбука чувств»

36.

Постановка спектакля

Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников.

Совершенствовать артистические способности.

Работа над спектаклем «Как собака друга искала» (распределение ролей, проигрывание эпизодов)

37.

История театра

Углублять знания детей о театре (балет, опера).

Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого

соучастия.

Беседы на тему: «Чем мне нравиться театр», «Зачем людям нужен театр», «Что для меня значит театр».

Экскурсия в театр «Барабашка», беседа с актерами.

38.

Актерское мастерство

Расширять жанровый диапазон спектаклей (спектакль - опера,

фольклорный спектакль на обрядовой основе).

Работа над эпизодами спектаклей. Беседа о фольклоре, опере.

39.

Сценическая речь

Добиваться яркой интонационной выразительности речи

детей.Выявление знаний детей о сказках.

Знакомство с литературной основой сказки. Беседа о смысле сказки. Чтение вариантов Разучивание текстов.

40.

Творческая

деятельность

Ставить детей в поисковую

ситуацию в выборе средств,

Этюды и маленькие постановки

импровизационного характера (опера,

для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений в танцах, действий, жестов, мимики, к передаче игрового образа.

Развивать сценическое творчество.

балет, драматизация, кукольный театр).

41.

Актерское мастерство

Продолжать побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Этюд на выражение основных эмоций "У пчелки хвори". Этюд на развитие эмоций "Дождик, дождик, лей, лей!" Психогимнастика: "Цветок" М.Чистякова.

Имитационное упражнение "Пойми меня" Г.Никашина, игра «Колокольчики».

42.

Постановка спектакля

Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников.

Совершенствовать артистические способности.

Работа над спектаклем «Как собака друга искала» (проигрывание эпизодов)

43.

Актерское мастерство

Продолжать побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Этюд на выражение основных эмоций "У пчелки хвори". Этюд на развитие эмоций "Дождик, дождик, лей, лей!" Психогимнастика: "Цветок" М.Чистякова.

Имитационное упражнение "Пойми меня" Г.Никашина, игра «Колокольчики».

44.

Сценическая речь

Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию

детей

Дыхательные упражнения: "Аромат цветов"

Чистоговорка "Ах, трава-мурава".

Заучивание стихов способом зарисовки: "Подснежник" В.Берестов.

Пересказ сказки методом моделирования: "Цветик-семицветик" В.Катаева, Г.Никашина, игра «Цветы»

45.

Сценическое движение

Продолжать развивать

пластичность движений, учить владению своего тела.

Имитационное упражнение

"Дискотека кузнечиков". Танцы-фантазии: "Вальс цветов" муз. П.Чайковского

46.

Творческая деятельность

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений в танцах, действий, жестов, мимики, к передаче игрового образа.

Развивать сценическое

творчество.

Этюды и маленькие постановки импровизационного характера (опера, балет, драматизация, кукольный театр).

47.

История театра

Углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой

радости, эмоциональных

Рассматривание фотографий с изображением театра.

Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа.

переживаний, творческого

соучастия

48.

Этикет

Продолжать знакомить детей с

правилами поведения в театре.

Работа над словарем: гардероб, фойе,

зрительный зал

49.

Актерское мастерство

Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных

эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

Этюды М. Чехова: «Потерялся»,

«Котята», «Маленький скульптор»,

«Часовой», «Робкий ребенок», «Повар- лгун».

Игры с карточками-пиктограммами:

«Передавалки», «Нарисуй и скажи»

50.

Сценическое движение

Развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные

черты характера

Имитационное упражнение "Дискотека кузнечиков". Танцы-фантазии: "Вальс цветов" муз. П.Чайковского

51.

Актерское мастерство

Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли к спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче

образа.

Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н.Кордо); «Шалунишки- котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы»

52.

Творческая деятельность

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений в танцах, действий, жестов, мимики, к передаче игрового образа.

Развивать сценическое творчество.

Этюды и маленькие постановки импровизационного характера (опера, балет, драматизация, кукольный театр).

53.

Постановка спектакля

Продолжать привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников.

Совершенствовать артистические способности.

Спектакль «Как собака друга искала»

54.

Спектакль

«Как собака друга искала»

Поощрять проявления творческой активности детей, желание доставить радость

зрителям.

Для детей младшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного

возраста

  1. Планирование работы с детьми 6-7 лет

№ п/п

Тема

Форма работы, материал

Содержание

1.

История театра

Углублять знания детей о театре как виде искусства.

Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости,

эмоциональных переживаний, творческого соучастия

Знакомство с жанрами музыкального театра ("опера", "балет", "мюзикл", "музыкальная сказка"), с лучшими образцами, созданными в разное время выдающимися композиторами для детей и с участием детей.

2.

Актерское мастерство

Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства

Разыгрывание по ролям стихов о зверях. Пантомимы: "Волк и Лиса", "К речке быстро мы спустились". Заучивание стихов методом зарисовки. Сочинение сказок об осени, зверях. Конкурс детских

стихов, посвященных осенней поре

3.

Сценическая речь

Учить использовать небольшие монологи более развернутые диалоги между персонажами. Формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к

творчеству;

Игра «Назови свое имя по-разному». Игры «Сочини предложение», (Э.Г. Чурилова).

Игра «Гуси» (диалог). Театрализованная игра "Веселые превращения" И.Петрова. Этюд «Угадай, что я делаю»

4.

Сценическое движение

Продолжать учить детей искусству выразительности движений, жестов

Ритмопластика: "Голубая вода" Креативная гимнастика "Повтори за мной" Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки: "Волны

шипят", "Ныряние". Танец-импровизация "Лягушка и Капельки"

5.

Этикет

Продолжать учить детей культуре общения в театре. Закреплять правила поведения

во время спектакля.

Беседа, проигрывание проблемных ситуаций.

6.

Массовая работа

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения.

Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох.

Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в

театральной игре.

Беседа о сказках. Сочинение небольших сказок совместно с педагогом. Игровые упражнения со свечой, «испорченный телефон». Игры: «Театральная разминка»,

«К нам гости пришли». «Фраза по кругу». Творческая игра «Угадай героя сказки»

7.

Актерское мастерство

Продолжать учить передавать Образ посредством речи, движений, мимики и жестов.

Разыгрывание по ролям стихов о зверях. Пантомимы: "заяц и черепаха".

Заучивание стихов методом зарисовки.

Сочинение сказок об осени, зверях.

8.

Сценическая речь

Дать интонационно-образное представление о стихотворении; Побуждать к образному воплощению в роли.

Развивать силу голоса.

Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки».Упр «1,2, 3,4, 5- будем дружно мы играть». -

Игра «Маски» (понимание мимики). Имитационное упражнение «Кто как

Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений.

ходит».

Игра «Давай поговорим» — стр. 43 (Э.Г. Чурилова). Драматизация стихотворения

С.Я. Маршака «Перчатки».

9.

Постановка спектакля

Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей

спектакля.

Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк.

Инсценировки: по стихотворениям Ю.Копотова — «Волнушки»;

В. И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор овощей»

10.

Актерское мастерство

Обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь

вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию.

Этюды М. Чехова: на внимание,

веру, наивность, фантазию, атмосферу

11.

Сценическая

речь

Продолжать осваивать технику

речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию

Ритмическая игра "Капли". Игра «Закончи

предложенные стихотворения». Проговаривание чистоговорки.

Игра "Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком". Игра со звуками. Игра "Придумай свой

конец сказки"

12.

Сценическое движение

Игровой стречинг: учить детей рассказывать языком тела о тех

или иных предметах, действиях.

Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем» Объяснение игр, обсуждение

движений, оценка и анализ

13.

Музыкальная импровизация

Продолжать развивать выразительность речи, движении; развивать музыкальную интонацию голоса.

Импровизации на стихи и музыку: «Театр мимики», «Театр пластики», «Театр слова», «Театр музыкального звука" Г.Никашина И-Э, «Ветер». Развитие музыкальной интонации ("За звуком звук") Ходонович Л.С. - игра «Кто споет выразительней» Ходонович Л.С,

«Чудесный молоточек». Освоение музыкально-ритмических движений

("Азбука движений")

14.

Постановка спектакля

Продолжать совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных

особенностей персонажей спектакля.

Прочтение сказки «Сказка про храброго зайца», Д. Мамина-Сибиряка – определение характера героев; подбор декорации, костюмов.

Инсценирование отрывков.

15.

Актерское мастерство Сценическое движение

Психогимнастика. Развивать мимическую пластику лица. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно,

обыгревать воображаемые предметы.

Игровые упражнения: «Разные лица»

«Жадный медведь» Игра с воображаемыми предметами «Что мы делали, не скажем, что мы делали мы вам покажем!»

16.

Постановка

спектакля

Продолжать совершенствовать

импровизационные

Инсценировки: по стихотворениям Ю.

Копотова — «Волнушки»; В. И. Мирясова

возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных

особенностей персонажей спектакля.

— «Осенний листок»; Ю. Тувима —

«Спор овощей»

17.

Массовая работа

Продолжать учить детей согласованности движений; действовать в коллективе. Развивать воображение и память.

Дидактическая игра "Логическая цепочка" Подвижная игра "Море волнуется раз".

Ритмический танец "Большая прогулка". Игра на внимание "Рыбка". Подвижная игра "День - ночь". Задания на освоение

коллективных действий ("Это мы")

18.

Актерское мастерство

Психогимнастика. Развивать мимическую пластику лица.

Игровые упражнения: «Разные лица». Динамическое упражнение "На дворе мороз и ветер" А.Ануфриева.

Логопедические упражнения: "Горка". Проговаривание стихотворения с движением "Мы слепили снежный ком" О. Высотская. Ритмическая игра

"Метелица" р.н.п.

19.

Массовая работа

Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли.

Развивать творческую

самостояельность в передаче образа.

Побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол

20.

Сценическая речь

Активизировать в речи детей фразеологизмы.

Воспроизводить стихи осмысленно, в заданном ритме. Учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; чётко и громко произносить слова. Учить согласовывать речь и движение. Развивать воображение. Приобщать к работе в мастерской по изготовлению разных видов

театров.

Выразительное чтение любимых стихотворений.

21.

История театра

Углублять знания детей о театре как виде искусства.

Формировать устойчивый интерес театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого

соучастия

Знакомство детей в театром би-ба-бо. Разыгрывание сценок.

22.

История театра

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей

с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.

Беседа-диалог с детьми:

«Театральные профессии». Вопросы к детям поискового характера. Игра «Эхо».

23.

Массовая работа

Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли.

Развивать творческую самостоятельность в передаче

образа.

Побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол

24.

Сценическое движение

Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. Побуждать детей сочинять танцевальные характеристики персонажей спектакля в жанре

народной пляски.

Свободная пляска (дети самостоятельно придумывают персонаж). Танцевальная импровизация.

25.

Постановка спектакля

Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей

персонажей спектакля.

Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк. Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова —

«Волнушки»; В. И. Мирясова —

«Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор овощей»

26.

Спектакль

Поощрять проявления творческой активности детей, желание доставить радость

зрителям.

Для детей младшего дошкольного возраста Для детей старшего дошкольного возраста

27.

История театра

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: бутафор, гример, костюмер, декоратор.

Беседа-диалог с детьми: «Театральные профессии».

Вопросы к детям поискового характера. Игра «Эхо». Речевая игра. Имитационное упражнение "Пойми меня". Образно-

пластический этюд «Веселые мастера».

28.

Сценическая речь

Упражнять детей в подборе рифм

к словам. Закрепить понятие "рифма". Поощрять совместное стихосложение.

Совершенствовать интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами

речи. Побуждать детей сочинять

Беседа о рифме. Игры по развитию

языковой догадки «Рифма», «Наборщик»,

«Ищем вторую половину». Упражнения на выразительность интонации.

Игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю?». Двигательно- речевая миниатюра «Жук». Игра «Фантазеры» (воображение).

Игра «Сочини продолжение истории». Рассказывание детьми историй.

несложные истории героями, которых являются дети.

Развивать воображение детей;

побуждать к фантазированию.

Самостоятельное обыгрывание сочиненных историй.

29.

Актерское мастерство

Продолжать знакомить с понятия «Эмоция». Развивать способности

детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое состояние. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Учить сочетать речь с пластическими движениями. - Побуждать в обыгрывании мини-

сценок. Воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции. Игра «Угадай эмоцию».

Упражнение «День рождения». Этюд на выражение основных эмоций "У пчелки хвори". Этюд

«Поздравление». Игра "Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой". Игра "Свет мой

зеркальце скажи". Обыгрывание мини- сценки "Полянка".

30.

Массовая работа

Продолжать учить детей проводить несложный анализ литературного произведения. Активизировать словарь.

Развивать творческие способности.

Знакомство со сказкой В.Бианки

«Теремок». Определение главных и второстепенных героев и их характеров.

Определение мизансцен.

31.

Сценическое движение

Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться в образе

животных.

Показ и отработка движений зверей - персонажей сказки

32.

Актерское мастерство

Совершенствовать умение детей пересказывать сказку. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные

черты персонажей сказки. Упражнять в исполнении диалогов с учетом на зрителя. Совершенствовать умение согласовывать движение и речь. Совершенствовать умение

драматизировать сказку.

Беседа по сказке В.Бианки

«Теремок». Пересказ детьми по частям. Упражнение "Зайкина зарядка" М.Картушина. Игра « Угадай героя». Отработка диалогов по сказке «Теремок». Драматизация сказки с помощью конусного театра (показ детям мл.группы).

33.

Сценическое движение

Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и

желание двигаться в образе животных.

Импровизационные упражнения: движений зверей - персонажей сказки

34.

Этикет

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в театре;

вызвать интерес и желание

Беседа-игра: «Как вести себя в театре». Упражнение: «Угадай по звуку».

Ритмическая игра "Капли" М. Картушина.

играть (выполнять роль

«кассира», «билетера»,

«зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать звуковое внимание. Умение соотносить движение со словом, выразительно передавать образы героев.

Совершенствование

грамматического строя речи, диалогической формы речи.

Пантомимы: "Рыбак и рыбки". Этюд «Подружки». Игра «Король».

Самостоятельная сюжетно-ролевая игра

«В театре».

35.

Сценическая речь

Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную

выразительность, чистоту интонации в пении.

Проигрывание сцен сказки В.Бианки

«Теремок».

Упражнения на выразительность интонации. Игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю?».

36.

История театра

Познакомить детей с теневым театром, его происхождением, техникой. Упражнять в координации речи и движения. Развивать чувство ритма, воображение. Побуждать детей передавать свои музыкальные впечатления в творческой музыкальной деятельности.

Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания,

оформления любой техникой.

Беседа о теневом театре, его происхождении. Просмотр фрагмента сказки «Заюшкина избушка» Упражнение

«Зайкин день».

Игра-импровизация под музыку "Хоровод".

37.

Сценическая речь

Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание. Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. Воспитывать коммуникативные навыки общения. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.

Чтение стихотворения «Добрые слова». Беседа обсуждение

смысла стихотворение. Игра «Назови вежливое слово».

Музыкально- ритмическая композиция:

«Если добрый ты».

Игра «Волшебная дверь». Мини- инсценировка «Случай в театре». Подготовка к выступлению.

Подбор костюмов, изготовление

приглашений для родителей.

38.

Сценическое движение

Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и

желание двигаться в образе животных.

Импровизационные упражнения: движений зверей - персонажей сказки

39.

Массовая

Развивать самостоятельность в

Побуждать детей придумывать

работа

организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли.

Развивать творческую самостоятельность в передаче

образа.

небольшие сказки и разыгрывать их

40.

Сценическая речь

Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную выразительность, чистоту

интонации в пении.

Проигрывание сцен сказки В.Бианки

«Теремок». Упражнения на выразительность интонации. Игра- имитация «Догадайся, о ком я говорю?».

41.

Сценическое движение

Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться в образе

животных.

Импровизационные упражнения: движений зверей-персонажей сказки

42.

Сценическая речь

Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную выразительность, чистоту

интонации в пении.

Проигрывание сцен сказки В.Бианки

«Теремок». Упражнения на выразительность интонации. Игра- имитация «Догадайся, о ком я говорю?».

43.

История театра

Углублять знания детей о театре как виде искусства.

Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживании, творческого соучастия; уточнять сведения об основных средствах

выразительности.

Просмотр фильмов о театре: профессии, жанры театральной деятельности.

Просмотр фрагментов спектаклей (музыкальный, балет, опера и т.д.)

44.

Сценическое движение

Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью

движения и мимики. Вызывать

Импровизационные упражнения: движений зверей-персонажей сказки

эмоциональный отклик и

желание двигаться в образе животных.

45.

Сценическая речь

Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную выразительность,

чистоту интонации в пении.

Проигрывание сцен сказки В.Бианки

«Теремок». Упражнения на выразительность интонации. Игра- имитация «Догадайся, о ком я говорю?».

46.

Сценическое движение

Игровой стречинг: учить детей

рассказывать языком тела о тех или иных предметах, действиях.

Игра «Передай позу», «Что мы делали, не

скажем» Объяснение игр, обсуждение движений, оценка и анализ

47.

Массовая работа

Продолжать развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой

обязанности и роли. Развивать

творческую самостоятельность в передаче образа.

Побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью кукол би-ба-бо.

48.

Сценическое движение

Продолжать учить детей искусству выразительности движений, жестов

Ритмопластика: "Голубая вода" Креативная гимнастика "Повтори за мной" Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки: "Волны

шипят", "Ныряние". Танец - импровизация "Лягушка и Капельки"

49.

Постановка спектакля

Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей

персонажей спектакля.

Сказка В.Бианки «Теремок».

50.

Спектакль

Поощрять проявления творческой активности детей, желание доставить радость

зрителям.

Для детей младшего дошкольного возраста Для детей старшего дошкольного возраста

  1. Требования к уровню подготовки детей и педагогическая диагностика

Требования к уровню подготовки детей 5-6 лет.

Направление

Показатели

История театра

Самостоятельно называет виды театров, виды сценического действия, театральные профессии (2-3)

Актерское мастерство

Овладеть жестами отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия. Проявлять желание участвовать в спектаклях.

Овладение выразительностью жеста.

Сценическое движение

Проявлять интерес к играм-драматизациям. Доброжелательно относиться друг к другу. Пытаться создавать образ героя, используя для этого мимику, жесты.

Уметь импровизировать движения разных жанров. Уметь разыгрывать спектакль по знакомой сказке.

Сценическая речь

Умеет пользоваться разным темпом, интонацией речи. Поддерживает диалог, способен к монологической речи. Сочинять короткие сказки, истории, придумывать диалоги действующих лиц.

Этикет

Знает правила поведения в театре.

Педагогическая диагностика уровня знаний детей 5-6 лет

История театра

Высокий: называет самостоятельно, без подсказки педагога.

Средний: называет с небольшой помощью педагога.

Низкий: называет с помощью педагога.

Актерское мастерство

Высокий: выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом.

Сценическое движение

Высокий: повторяет за педагогом, речь интонационно выразительна.

Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом.

Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом.

Сценическая речь

Высокий: выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом.

Этикет

Высокий: соблюдает правила поведения без напоминания взрослого. Средний: соблюдает правила поведения с небольшим замечанием взрослого.

Низкий: не соблюдает.

Требования к уровню подготовки детей 5-6 лет

Направление

Показатели

История театра

Самостоятельно называет виды театров (кукольный, теневой), виды сценического действия, театральные профессии (3-4). Имеет представление об изготовлении декорации. Испытывает

познавательный интерес к театру.

Актерское мастерство

Овладеть жестами отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия. Проявлять желание участвовать в спектаклях.

Овладение выразительностью жеста.

Интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу.

Сценическое движение

Проявлять интерес к играм-драматизациям. Доброжелательно относиться друг к другу. Пытаться создавать образ героя, используя для этого мимику, жесты. Проявлять желание к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.

Сценическая речь

Сопровождает собственные движения и движения кукол речью. Сочиняет монологи на заданную тему. Поддерживает диалог.

Умеет пользоваться разным темпом, интонацией речи. Поддерживает диалог, способен к монологической речи. Сочинять короткие сказки, истории, придумывать диалоги

Этикет

Знает правила поведения в театре. Умеет выполнять роли кассира, билетера, зрителя.

Педагогическая диагностика уровня знаний детей 6-7 лет

1.

История театра

Высокий: называет самостоятельно, без подсказки педагога.

Средний: называет с небольшой помощью педагога.

Низкий: называет с помощью педагога.

2.

Актерское мастерство

Высокий: выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно.

Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом.

Низкий:        не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом.

3.

Сценическое движение

Высокий: повторяет за педагогом, речь интонационно выразительна.

Средний: : называет с небольшой помощью педагога.

Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом.

4.

Сценическая речь

Высокий: выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом.

Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и

вместе с педагогом.

5.

Этикет

Высокий: соблюдает правила поведения без напоминания взрослого. Средний: соблюдает правила поведения с небольшим замечанием взрослого.

Низкий: не соблюдает.

Протокол педагогической диагностики уровня развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

«Юный театрал»

О - не соответствует возрасту; 1 - частично соответствует возрасту; 2 - соответствует возрасту полностью.

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

История театра

Сценическое движение

Сценическая речь

Этикет

Психологически е процессы

Уровень развития

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

0-4 баллов - низкий уровень;

Начало года:

Низкий уровень

Конец года:

Низкий уровень

5-8 баллов - средний уровень;

Средний уровень

Средний уровень

9-10 баллов - высокий уровень.

Высокий уровень

Высокий уровень

  1. Литература

  1. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр
  2. Антипиной Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии, методическое пособие
  3. Гончаровой О.В., Карташовой М.Г., Красевой А.Р. и др. «Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания», допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
  4. Доронова Т.Н. Играем в театр
  5. Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников
  6. Фольклор – музыка – театр /под ред. Мерзляковой С.И.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей детей

«Волшебные ручки»

Срок реализации: 1 учебный год - 2024-2025гг.

Возраст: дети от 4 до 5 лет

Авторы-составители:

Агафонова Р.И.

Мищенко А.Ю.

г. Нижневартовск, 2024

СОДЕРЖАНИЕ:

Паспорт программы………………………………………………

3

Пояснительная записка……………………………………………

5

Учебный план (4-5 года) …………………………………………

8

Календарно-перспективное планирование (4-5 года) ………………

9

Диагностическая карта………………………………………………

25

Методическое обеспечение программы……………………………

25

Заключение …………………………………………………………..

26

Литература……………………………………………………………

26

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности по развитию   творческих способностей у детей 4-5 лет «Волшебные ручки»

Основание для разработки

- Конституция РФ

- Конвенция о правах ребенка

- ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

ФГОС ДО от 17.10.2013 года № 1155

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р)

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства

образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008)

- Закон ХМАО от 07.05.2002 №26-ОЗ «О порядке введения и оказания платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями в Ханты-Мансийском

автономном округе (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26.04.2002, в ред. Закона ХМАО - Югры от 21.12.2004 N 84-оз)

Заказчик Программы

Родители (законные представители) воспитанников ДОУ, педагогический коллектив

Разработчики Программы

Агафонова Р.И.

Мимщенко А.Ю.

Срок реализации

1 год

Цель Программы

Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Задачи Программы

1.Познакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками и способами изобразительной деятельности с использованием различных материалов.

2. Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности.

3. Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности как средству выражения чувств, эмоций, отношений, приобщения к миру прекрасного.

4. Воспитывать самостоятельность и художественный        вкус при выполнении работ.

Ожидаемые

конечные результаты реализации Программы

1. Повышение уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

2.        Овладение детьми простейшими нетрадиционными техниками, инструментами и способами выполнения работ в изобразительной деятельности.

3. Расширение и обогащение художественного опыта детей.

4. Повышение уровня самостоятельности и художественного вкуса при выполнении работ.

Формы занятий

групповые: по 4-8 человек в группе

Режим занятий

2 раза в неделю по 20-25 минут

Формы проведения

итогов реализации Программы

Участие в выставках, конкурсах разного уровня

(учреждение, город, округ)

Система организации контроля за

исполнением Программы

Контроль за выполнением программы осуществляет администрация МБДОУ. Результаты контроля представляются на обсуждение Педагогического совета один раз в год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивных видах деятельности. В изобразительной деятельности ребёнок выражает своё внутреннее отношение, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она не только доставляет ему удовольствие, а прежде всего обогащает и формирует его представления об окружающем мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности каждого ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное – эстетическое развитие», составляющая часть которой – изобразительная деятельность. Часто бывает так, что ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, желания и эмоции.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития их воображения и творческого мышления.

Применение нетрадиционных техник выполнения работ в изобразительной деятельности не требуют от детей высокоразвитых технических умений, дает им возможность более свободно демонстрировать свои умения и навыки с помощью изобразительных средств, что позволяет развивать фантазию и творческие способности.

Новизна Программы заключена в подходе к занятиям. Предлагаемые в них техники изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги с помощью фантазии и разных средств превращается в знакомые ребенку предметы или объекты. Выполнение работ с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать и творить.

Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи для творческой самореализации личности каждого ребенка. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов выполнения работ, их особенностями, многообразием материалов, используемых в изобразительной деятельности, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Цель программы: Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Задачи программы:

1.Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками и способами изобразительной деятельности с использованием различных материалов.

2. Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности.

3. Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности, как средству выражения чувств, эмоций, отношений, приобщения к миру прекрасного.

4. Воспитывать самостоятельность и художественный        вкус при выполнении работ.

В ходе        реализации программы дети знакомятся со следующими техниками изобразительной деятельности:

- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

- рисование свечой, солью;

- рисование мыльной пеной;

- рисование по мокрой бумаге;

- рисование путем разбрызгивание краски;

- «точечный рисунок»;

- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);

- рисование жесткой кистью (тычок);

- пластилинография;

- аппликация с элементами рисования;

- аппликация с элементами лепки и др.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Повышение уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

2.        Овладение детьми простейшими нетрадиционными техниками, инструментами и способами выполнения работ в изобразительной деятельности.

3. Расширение и обогащение художественного опыта детей.

4. Повышение уровня самостоятельности и художественного вкуса при выполнении работ.

Организуя занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, желания и интересы, а также принципы реализации Программы.

Принципы реализации Программы:

- От простого к сложному - где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

- Принцип развивающего обучения - заключается в правильном определении ведущих целей обучения (познавательной, развивающей, воспитательной).

- Принцип наглядности - выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

- Принцип индивидуализации - обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей.

- Принцип доступности материала - изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Методика работы построена на использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче изобразительных образов.

Методы и приемы обучения нетрадиционной изобразительной деятельности:

- создание игровой (проблемной ситуации), художественное слово;

- показ образца работы;

- объяснение последовательности выполнения работы (средства, материалы, техники выполнения);

- индивидуальное выполнение работ детьми;

- помощь детям, имеющим затруднения;

-  подведение итогов занятия.

Педагогическая значимость программы.

Использование в работе с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает толчок к развитию детского интеллекта, развивает творческую активность детей, учит их нестандартно мыслить. У детей возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает самостоятельно творить и экспериментировать. Использование нетрадиционных способов выполнения работ в рисовании, лепке, аппликации – это увлекательная, завораживающая деятельность. Это большая возможность для детей научиться думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Формы занятий: мини – групповые (по 5-6 человек в группе).

Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25 минут.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Всего занятий в год

Количество часов в год

25 мин

2 раза

68

28 ч 30 мин

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ВИДАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(по методике «Диагностика изобразительной деятельности»

Г.А. Урунтаевой).

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).

Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.

ФИ

ребен

ка

Техни-

ческие навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Самостоятельность при выполнении работ

Отношение к изобразит.

деят-сти

Речь в процессе рисования

Итог

1

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

2

3

4

5

6

Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материалы, необходимые для рисования: клеенки на столы, бумага, кисти разных размеров, стаканчики для воды, краски акварельные, краски гуашевые, коктейльные трубочки, соль и др.

Материалы, необходимые для лепки: клеенки на столы, пластилин, стеки, формочки и др.

Материалы, необходимые для аппликации: клеенки на столы, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, бумажные салфетки и др.

Наглядно-тематические пособия: тематические плакаты и иллюстрации, шаблоны и образцы работ, технологические карты – последовательности выполнения работ, альбомы для художественного творчества «Наш вернисаж» и т.д.

ТСО: интерактивная доска, музыкальный центр и картотекой CD- дисков, ноутбук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который бывает им недоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной техники необходимо использовать для полноценного развития детей. Они помогают детям почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться окружающему нас миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству и фантазии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:

Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с..

2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 192с.

5.        Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л.

7. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и 2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 2006.

8. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/д: Феникс, 2008. – 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...