Дополнительное образование
учебно-методический материал
Дополнительное образование дошкольников - это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации. Дошкольное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется ФГОС ДО Дополнительное образование не стандартизировано и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности и вариативности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87.66 КБ | |
| 36.02 КБ |






Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»
Дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Юный театрал»
(срок освоения – 1 год)
г. Нижневартовск
Содержание
1. | Пояснительная записка | 5 | |
1.1. | Основное содержание Программы | 6 | |
1.2. | Направленность | 7 | |
1.3. | Цель Программы | 7 | |
2. | Принципы отбора содержания и реализации Программы | 8 | |
3. | Учебный план | 9 | |
3.1. | Учебный план обучения детей 5-6 лет | 9 | |
3.2. | Учебный план обучения детей 6-7 лет | 9 | |
4. | Ожидаемые результаты реализации Программы | 10 | |
5. | Критерии оценки детей | 10 | |
6. | Формы подведения итогов | 10 | |
7. | Планирование работы с детьми 5-6 лет | 10 | |
8. | Планирование работы с детьми 6-7 лет | 18 | |
9. | Требование к уровню подготовки детей и педагогическая диагностика | 26 | |
10. | Литература | 29 | |
«…театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику ... театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».
М. Твен
«...Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание».
Г. Ревеш.
- Пояснительная записка
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, и позволил нам обратиться к театральной деятельности в нашем дошкольном учреждении, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.
Особенно богатые возможности театрализованная деятельность предоставляет для развития творческих способностей в дошкольном возрасте, являющемся, по мнению исследователей (Н.С. Лейтес, А.А. Мелик-Пашаев и др.), сенситивным с психологической точки зрения для развития.
Стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе детского воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
Синтетическая природа театра действует комплексно. Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Сказки захватывают детское внимание, увлекая занимательными сюжетами, знакомят детей с различными моделями поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу, любимые герои становятся образцами для подражания.
Таким образом, театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики), чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, познавательных, двигательных и т.д.).
Однако в педагогической практике МБДОУ часто недооценивается роль театрализованной деятельности в развитии ребенка. В связи с этим можно отметить следующее:
у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства; наблюдаются бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний; театрализованные игры детей характеризуют примитивность импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности; отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
Возникает противоречие: с одной стороны, признанное искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в развитии ребенка; с другой – дефицит восприятия театрального искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей.
Такое положение дел побудило коллектив изучить данную проблему, в результате чего возникла дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности «Юный театрал».
Теоретической базой при создании данной программы являлись:
- идеи известных ученых и педагогов (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Комарова, В.И. Петрова и др.) о роли художественно-эстетического воспитания в процессе личностного становления дошкольника, развития его эмоциональной и духовно-нравственной сферы;
- положения отечественной психологической науки о том, что игра – наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки знаний и эмоций, выражения впечатлений и эффективное средство личностного развития (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.);
- понимание роли театрализованной деятельности как наиболее эффективного средства художественно-эстетического развития в дошкольном детстве (Н.А. Ветлугина, М.Д. Маханева, Т.Н. Петрова и др.);
- идеи отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков и др.) о роли воображения в развитии у дошкольников творческих способностей.
Программа представляет собой систему работы по художественно-эстетическому развитию в театрализованной деятельности при взаимодействии всех субъектов воспитательно- образовательного процесса. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства; обосновано поэтапное использование отдельных видов познавательной и творческой деятельности (песенной, танцевальной игровой) в процессе театрального воплощения.
Содержание, формы и методы проведения непосредственно образовательной деятельности по театрализации способствуют одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей. Поэтому, отличительная особенность данной программы от уже существующих в том, что в содержание непосредственно образовательной деятельности включено не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данной непосредственно образовательной деятельности. В программе также предусмотрено знакомство с разными видами театра.
- Основное содержание программы:
Программа состоит из блоков, в которые входят учебный план и учебно-тематический план. В учебный план входят следующие темы:
- Актерское мастерство
- Сценическая речь
- Сценическое движение
- Массовая работа
- История театра
- Этикет
- Направленность:
- Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.
- Духовное развитие детей.
- Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.
- Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
- развитие интонационной выразительности речи;
- создание выразительного художественного образа;
- воспитание гуманных чувств. Формирование представлений о честности, справедливости, доброте. Воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- развитие умения использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности;
- знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства;.
- расширение представлений детей об окружающих их предмета;
- усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий;
- освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
- улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Для формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка посредством театрализованной деятельности необходимо создать следующие условия:
- единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
- насыщения деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- создание ситуации успеха;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Из многообразия средств выразительности рекомендуется: в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Театрализованная деятельность проводится в рамках кружковой работы и строится по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- реализация творческого потенциала воспитанников;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок
имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого используются разнообразные
приемы:
- выбор роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Во время театрализованной деятельности педагог:
- внимательно выслушивает ответы и предложения детей;
- не требует объяснений, если дети не отвечают, а переходит к действиям персонажей;
- при знакомстве детей с героями произведений выделяет время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- вызывает у детей радость.
Непосредственно образовательная театрализованная деятельность организована в рамках кружка «Юный театрал», проводится 2 раза в неделю во второй половине дня.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет с октября по май:
-1-ый год обучения (с 5 лет до 6 лет) - учебный предмет рассчитан на 31 недели - 62 занятия в год, продолжительность непосредственно образовательной деятельности - 25 минут.
-2-ой год обучения (с 6 лет до 7 лет) - учебный предмет рассчитан на 31 недели - 62 занятия в год, продолжительность - 30 минут.
Предполагаемый срок реализации Программы 1 год. Ребенок может в любой момент включиться в театрализованную деятельность в рамках кружка «Юный театрал».
- Принципы отбора содержания и реализации программы
В основу программы "Юный театрал" положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во- первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
- Учебный план
- Учебный план обучения детей 5-6 лет
Темы театральных занятий | Общее число занятий, время | Теория, время | Практика, время | ||||
1. | Актерское мастерство | 15 | 6ч 15м | 15 | 6ч 15м | ||
2. | Сценическая речь | 8 | 3ч 20м | 8 | 3ч 20м | ||
3. | Сценическое движение | 8 | Зч 20м | 8 | Зч 20м | ||
4. | Массовая работа | 3 | 1ч 15м | 3 | 1ч 15м | ||
5. | История театра | 5 | 2ч 05м | 3 | 1ч15м | 2 | 50м |
6. | Этикет | 2 | 50 м | 2 | 50м | ||
7. | Постановка спектакля | 21 | 8ч 45 | 21 | 8ч 45 | ||
8. | Всего занятий | 62 | 25ч 50м | 5 | 2ч05м | 57 | 23ч 45 |
- Учебный план обучения детей 6-7 лет
№ | Темы театральных занятий | Общее число занятий, время | Теория, время | Практика, время | |||
1. | Актерское мастерство | 7 | 3ч 30м | 7 | 3ч 30м | ||
2. | Сценическая речь | 9 | 4ч 30м | 9 | 4ч 30м | ||
3. | Сценическое движение | 10 | 5ч | 10 | 5ч | ||
4. | Массовая работа | 8 | 4ч | 8 | 4ч | ||
5. | История театра | 8 | 4ч | 4 | 2ч | 4 | 2ч |
6. | Этикет | 2 | 1ч | 2 | 1ч | ||
7. | Постановка спектакля | 18 | 9ч | 18 | 9ч | ||
8. | Всего занятий | 62 | 31ч | 6 | Зч | 56 | 28ч |
- Ожидаемые результаты реализации Программы
- Творческое развитие детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению.
- Создание развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
- Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми.
- Создание системы педагогического сопровождения детей.
- Создание системы мониторинга.
- Выступление перед родителями, воспитанниками МБДОУ.
- Участие в муниципальных, региональных конкурсах.
- Критерии оценки детей
- Свободно и раскрепощенно держатся при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
- С увлечением импровизируют, используя мимику, пантомиму, выразительные движения и интонацию (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.).
- Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
- Раскованы, владеют запасом движений.
- Высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, хорошая ориентировка в пространстве.
- Развито восприятие.
- Быстрое и прочное запоминание текста
- Интенсивное языковое развитие
- Обширный словарный запас
- Умение самостоятельно сыграть свою роль.
- Большая сосредоточенность внимания.
- Стремление открыть и исследовать новое.
- Формы подведения итогов
Для подведения итогов реализации программы проводятся выступления детского театрального коллектива «Юный театрал» на досугах, развлечениях и концертах для родителей.
- Планирование работы с детьми 5-6 лет
№ п/п | Тема | Форма работы, материал | Содержание |
1. | История театра | Рассказать детям о театре, его особенности как вида искусства, о видах театра, о главных волшебниках театра. Знакомство с разновидностями кукольного театра (настольный и пальчиковый театр) | Театр – место для зрелищ, посещение театра «Барабашка» с просмотром спектакля. Беседы по темам с использованием иллюстраций, литературных цитат. Разыгрывание знакомых сказок с куклами настольного и пальчикового театров. |
2. | Актерское мастерство | Развивать память, воображение, фантазию детей. Обучать их распознавать человеческие эмоции, атмосферу событий, место, время года, дня и уметь уживаться в ней. | Работа над этюдами на выразительность жеста «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла» с использованием необходимых атрибутов. Игра «Одно и то же по- разному (человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.) |
3. | Сценическая | Способствовать развитию | Скороговорки, считалки, чистоговорки, |
речь | артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонаций, уточняя знания детей об особенностях и повадках животных. | загадки, стихотворные тексты, упражнения для тренировки голоса и речи. Чтение сказки на нравственную тему (например, «Непослушная Даша»). | |
4. | Сценическое движение | Учить детей подбирать движения, способы действия, для передачи образа. Упражнять в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Знакомство детей с невербальными знаками общения. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгревать воображаемые предметы. | Этюды для передачи различных чувств из «Психогимнастики» М. Чистяковой. Инсценировка знакомых сказок, передавая настроения с помощью танцевальных, песенных импровизаций. Игра с воображаемыми предметами «Что мы делали, не скажем, что мы делали мы вам покажем!» Беседа по содержанию сказки «Непослушная Даша» (выучить песню «О дружбе» и пословицы). «Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать». «Имейте верных и добрых друзей, ведь с ними в жизни веселей». |
5. | Массовая работа | Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, истории из жизни. | Выбор персонажей, средств и предметного окружения по собственному желанию. Обсуждение морали сочиненного эпизода. |
6. | Этикет | Знакомить детей с правилами поведения в театре. | Работа над словарем: гардероб, фойе, зрительный зал |
7. | История театра | Знакомство детей с театром., Посещение театра-кукол «Барабашка» | Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер. Разъяснение крылатых выражений «зрительская культура», «театр начинается с вешалки». |
8. | Сценическая речь | Продолжать способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонаций, уточняя знания детей об особенностях и повадках животных. | Скороговорки, считалки, чистоговорки, загадки, стихотворные тексты, упражнения для тренировки голоса и речи. Чтение Сказки «Непослушная Даша». |
9. | Постановка спектакля | Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников. Совершенствовать артистические способности. | Выбор ролей в спектакле «Наша Даша» |
10. | Актерское мастерство | Продолжать развивать память, воображение, фантазию детей. Обучать их распознавать человеческие эмоции, атмосферу событий, место, время года, дня и уметь уживаться в ней. | Работа над этюдами на выразительность жеста «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Ваське стыдно» с использованием необходимых атрибутов. Игра «Одно и то же по- разному (человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.) |
11. | Сценическая | Продолжать способствовать | Скороговорки, считалки, чистоговорки, |
речь | развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонаций, уточняя знания детей об особенностях и повадках животных. | загадки, стихотворные тексты, упражнения для тренировки голоса и речи. | |
12. | Сценическое движение | Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгревать воображаемые предметы. | Игра с воображаемыми предметами «Что мы делали, не скажем, что мы делали мы вам покажем!» Беседа по содержанию сказки «Непослушная Даша» (выучить песню «О дружбе» и пословицы). «Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать». «Имейте верных и добрых друзей, ведь с ними в жизни веселей». |
13. | Массовая работа | Продолжать побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, истории из жизни. | Выбор персонажей, средств и предметного окружения по собственному желанию. Обсуждение морали сочиненного эпизода. |
14. | Постановка спектакля | Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников. Совершенствовать артистические способности. | Работа над спектаклем «Наша Даша» |
15. | Актерское мастерство | Продолжать развивать память, воображение, фантазию детей. Обучать их распознавать человеческие эмоции, атмосферу событий, место, время года, дня и уметь уживаться в ней. | Работа над этюдами на выразительность жеста «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Ваське стыдно» с использованием необходимых атрибутов. Игра «Одно и то же по - разному (человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.) |
16. | Сценическое движение | Продолжать учить детей подбирать движения, способы действия, для передачи образа. Упражнять в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Знакомство детей с вевербальными знаками общения. | Этюды для передачи различных чувств из «Психогимнастики» М.Чистяковой. Инсценировка знакомых сказок, передавая настроения с помощью танцевальных, песенных импровизаций. |
17. | История театра | Знакомить детей с театральными составляющими. Познакомить детей с видами сценического действия (монолог, диалог, мимика, пантомимика). | Показ иллюстраций, фотографий и афиш театров. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?) Используя методику проблемно-речевых ситуаций, формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание). Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Давай поговорим» |
18. | Актерское мастерство | Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на окружающее. | Этюды из «Психогимнастики» М.Чеховой. Познавательные занятия на проживание эмоционального состояния |
Развивать воображение и фантазию, творческое содружество в коллективе. | |||
19. | Сценическая речь | Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи, вырабатывать умение пользоваться разным темпом речи. Продолжать работать над интонационной выразительностью речи. | Словесные игры, скороговорки «Шла Маша по шоссе и сосала сушку», «У елки иголки колки». Разучивание колядок « Пришла Коляда». Разучить диалогические скороговорки.
Потешки: «Я медведя поймал», «Зайчишка - трусишка по полю бегал, в огород забежал, морковку нашел, морковку жует, Ой! Кто-то идет», стихи, загадки, чистоговорки |
20. | Актерское мастерство | Развивать творческую инициативу детей в танцевальной, образно-игровой и речевой деятельности. | Закончить чистоговорку и сочинить самому; рифмуя, придумать мелодию на заданный текст, придумать танец в соответствии с характером музыки. Этюды на передачу различных эмоций. |
21. | Актерское мастерство | Ритмопластика. Развивать навык владения собственным телом. | Игра «Снежинки». Муз.композиция — К.Сен-Санс «Карнавал животных». Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк», «Поход в зоопарк», «Приходи, сказка»- игры- путешествия (Са-фи-дансе) «Слоненок» — ритмический танец (Са-фи-дансе) |
22. | Массовая работа | Побуждать детей использовать в творческих играх различные виды театров. | Беседа. Куклы, атрибуты по желанию. |
23. | Массовая работа | Побуждать каждого ребенка активно участвовать в постановке спектакля. Воспитывать чувство коллективизма | Драматизации русской народной Сказки «Теремок» |
24. | Актерское мастерство | Психогимнастика. Развивать мимическую пластику лица. | Игровые упражнения: «Разные лица» «Жадный медведь» |
25. | Актерское мастерство | Учить детей определять по мимике, движению характер героев, их действия. | Изучение объектов и их анализ "Внимательные глазки, ушки, пальчики". Игра "Угадай, что делает коза?" Игра на развитие памяти "В магазине зеркал". Этюды на выразительность жестов: "Иди ко мне" М.Чистякова "Уходи" М.Чистякова. Этюд на сопоставление разных характеров "Три характера" (муз. Д. Кабалевского). Мимическая игра "Передавалки" И.Петрова (передача мимики). Игра «Отгадай, чей голосок». Упражнение "Расскажи стихи А.Барто с помощью жестов и мимики" |
Театрализованная игра "Веселые превращения" И.Петрова | |||
26. | Постановка спектакля | Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников. Совершенствовать артистические способности. | Работа над спектаклем «Наша Даша» |
27. | Спектакль «Наша Даша» | Развивать умение держаться на сцене. Продолжать учить регулировать силу голоса, тембр речи, ее выразительность. | Для детей младшего дошкольного возраста Для детей старшего дошкольного возраста |
28. | Сценическое движение | Ритмопластика. Развивать пластикность движений, учить владению своего тела. | Игра «Снежинки». Муз. композиция — К.Сен-Санс «Карнавал животных». Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк», «Поход в зоопарк», «Приходи, сказка»- игры- путешествия (Са-фи-дансе)«Слоненок» — ритмический танец (Са-фи-дансе) |
29. | Постановка спектакля | Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников. Совершенствовать артистические способности. | Работа над спектаклем «Как собака друга искала» (чтение сценария, определение характеров героев и т.д.) |
30. | Сценическая речь | Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей | Упражнения над голосом в движении "1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть". Чисто говорки: "Козлик" М.Картушина. Упражнение на координацию движения и речи "Васька- козел" Я.Аким. Речевое упражнение "Кто за кем идет" М.Картушина. Пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам ("Речетворчество"). Упражнение на развитие интонационной выразительности "Я очень люблю свою маму". Упражнение "Придумай другой конец сказки"". Что такое хорошо и что такое плохо" (игра-драматизация) |
31. | История театра | Знакомить детей с театральными профессиями. Пополнять словарь воспитанников. | «Путешествие в театральное «Зазеркалье» - беседа — диалог. Знакомство с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима. Работа над альбомом «Все о театре» |
32. | Актерское мастерство | Учить детей определять по мимике, движению характер героев, их действия. | Изучение объектов и их анализ "Внимательные глазки, ушки, пальчики". Игра "Угадай, что делает коза?" Игра на развитие памяти "В магазине зеркал". Этюды на выразительность жестов: "Иди ко мне" М.Чистякова "Уходи" М.Чистякова. Этюд на сопоставление разных характеров "Три характера" (муз. |
Д. Кабалевского). Мимическая игра "Передавалки" И.Петрова (передача мимики). Игра «Отгадай, чей голосок». Упражнение "Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики" Театрализованная игра "Веселые превращения" И.Петрова | |||
33. | Сценическое движение | Игровой стречинг: учить детей рассказывать языком тела о тех или иных предметах, действиях. | Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем» Объяснение игр, обсуждение движений, оценка и анализ |
34. | Сценическая речь | Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей | Упражнения над голосом в движении "1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть". Чистоговорки: "Козлик" М.Картушина. Упражнение на координацию движения и речи "Васька-козел" Я.Аким. Речевое упражнение "Кто за кем идет" М.Картушина. Пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам ("Речетворчество"). Упражнение на развитие интонационной выразительности "Я очень люблю свою маму". Упражнение "Придумай другой конец сказки"". Что такое хорошо и что такое плохо" (игра-драматизация) |
35. | Актерское мастерство | Психогимнастика. Развивать мимическую пластику лица. | Игровые упражнения: «Разные лица» «Азбука чувств» |
36. | Постановка спектакля | Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников. Совершенствовать артистические способности. | Работа над спектаклем «Как собака друга искала» (распределение ролей, проигрывание эпизодов) |
37. | История театра | Углублять знания детей о театре (балет, опера). Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру, как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия. | Беседы на тему: «Чем мне нравиться театр», «Зачем людям нужен театр», «Что для меня значит театр». Экскурсия в театр «Барабашка», беседа с актерами. |
38. | Актерское мастерство | Расширять жанровый диапазон спектаклей (спектакль - опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе). | Работа над эпизодами спектаклей. Беседа о фольклоре, опере. |
39. | Сценическая речь | Добиваться яркой интонационной выразительности речи детей.Выявление знаний детей о сказках. | Знакомство с литературной основой сказки. Беседа о смысле сказки. Чтение вариантов Разучивание текстов. |
40. | Творческая деятельность | Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, | Этюды и маленькие постановки импровизационного характера (опера, |
для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений в танцах, действий, жестов, мимики, к передаче игрового образа. Развивать сценическое творчество. | балет, драматизация, кукольный театр). | ||
41. | Актерское мастерство | Продолжать побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения. | Этюд на выражение основных эмоций "У пчелки хвори". Этюд на развитие эмоций "Дождик, дождик, лей, лей!" Психогимнастика: "Цветок" М.Чистякова. Имитационное упражнение "Пойми меня" Г.Никашина, игра «Колокольчики». |
42. | Постановка спектакля | Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников. Совершенствовать артистические способности. | Работа над спектаклем «Как собака друга искала» (проигрывание эпизодов) |
43. | Актерское мастерство | Продолжать побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения. | Этюд на выражение основных эмоций "У пчелки хвори". Этюд на развитие эмоций "Дождик, дождик, лей, лей!" Психогимнастика: "Цветок" М.Чистякова. Имитационное упражнение "Пойми меня" Г.Никашина, игра «Колокольчики». |
44. | Сценическая речь | Продолжать развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей | Дыхательные упражнения: "Аромат цветов" Чистоговорка "Ах, трава-мурава". Заучивание стихов способом зарисовки: "Подснежник" В.Берестов. Пересказ сказки методом моделирования: "Цветик-семицветик" В.Катаева, Г.Никашина, игра «Цветы» |
45. | Сценическое движение | Продолжать развивать пластичность движений, учить владению своего тела. | Имитационное упражнение "Дискотека кузнечиков". Танцы-фантазии: "Вальс цветов" муз. П.Чайковского |
46. | Творческая деятельность | Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений в танцах, действий, жестов, мимики, к передаче игрового образа. Развивать сценическое творчество. | Этюды и маленькие постановки импровизационного характера (опера, балет, драматизация, кукольный театр). |
47. | История театра | Углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных | Рассматривание фотографий с изображением театра. Театральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа. |
переживаний, творческого соучастия | |||
48. | Этикет | Продолжать знакомить детей с правилами поведения в театре. | Работа над словарем: гардероб, фойе, зрительный зал |
49. | Актерское мастерство | Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость, горе, удивление, испуг); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. | Этюды М. Чехова: «Потерялся», «Котята», «Маленький скульптор», «Часовой», «Робкий ребенок», «Повар- лгун». Игры с карточками-пиктограммами: «Передавалки», «Нарисуй и скажи» |
50. | Сценическое движение | Развивать у детей выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера | Имитационное упражнение "Дискотека кузнечиков". Танцы-фантазии: "Вальс цветов" муз. П.Чайковского |
51. | Актерское мастерство | Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли к спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. | Инсценировки: «Воробушки» (по стихотворению В. Берестова); «Лось» (по стихотворению Н.Кордо); «Шалунишки- котятки потеряли перчатки» (по английской народной песенке в переводе И. Родина); «Три мамы» |
52. | Творческая деятельность | Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе средств, для передачи образа, развивать способность к свободному выбору движений в танцах, действий, жестов, мимики, к передаче игрового образа. Развивать сценическое творчество. | Этюды и маленькие постановки импровизационного характера (опера, балет, драматизация, кукольный театр). |
53. | Постановка спектакля | Продолжать привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников. Совершенствовать артистические способности. | Спектакль «Как собака друга искала» |
54. | Спектакль «Как собака друга искала» | Поощрять проявления творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. | Для детей младшего дошкольного возраста Для детей старшего дошкольного возраста |
Планирование работы с детьми 6-7 лет
№ п/п | Тема | Форма работы, материал | Содержание |
1. | История театра | Углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия | Знакомство с жанрами музыкального театра ("опера", "балет", "мюзикл", "музыкальная сказка"), с лучшими образцами, созданными в разное время выдающимися композиторами для детей и с участием детей. |
2. | Актерское мастерство | Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства | Разыгрывание по ролям стихов о зверях. Пантомимы: "Волк и Лиса", "К речке быстро мы спустились". Заучивание стихов методом зарисовки. Сочинение сказок об осени, зверях. Конкурс детских стихов, посвященных осенней поре |
3. | Сценическая речь | Учить использовать небольшие монологи более развернутые диалоги между персонажами. Формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; | Игра «Назови свое имя по-разному». Игры «Сочини предложение», (Э.Г. Чурилова). Игра «Гуси» (диалог). Театрализованная игра "Веселые превращения" И.Петрова. Этюд «Угадай, что я делаю» |
4. | Сценическое движение | Продолжать учить детей искусству выразительности движений, жестов | Ритмопластика: "Голубая вода" Креативная гимнастика "Повтори за мной" Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки: "Волны шипят", "Ныряние". Танец-импровизация "Лягушка и Капельки" |
5. | Этикет | Продолжать учить детей культуре общения в театре. Закреплять правила поведения во время спектакля. | Беседа, проигрывание проблемных ситуаций. |
6. | Массовая работа | Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения. Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. | Беседа о сказках. Сочинение небольших сказок совместно с педагогом. Игровые упражнения со свечой, «испорченный телефон». Игры: «Театральная разминка», «К нам гости пришли». «Фраза по кругу». Творческая игра «Угадай героя сказки» |
7. | Актерское мастерство | Продолжать учить передавать Образ посредством речи, движений, мимики и жестов. | Разыгрывание по ролям стихов о зверях. Пантомимы: "заяц и черепаха". Заучивание стихов методом зарисовки. Сочинение сказок об осени, зверях. |
8. | Сценическая речь | Дать интонационно-образное представление о стихотворении; Побуждать к образному воплощению в роли. Развивать силу голоса. | Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки».Упр «1,2, 3,4, 5- будем дружно мы играть». - Игра «Маски» (понимание мимики). Имитационное упражнение «Кто как |
Учить выразительно двигаться, участвовать в драматизации произведений. | ходит». Игра «Давай поговорим» — стр. 43 (Э.Г. Чурилова). Драматизация стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки». | ||
9. | Постановка спектакля | Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. | Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк. Инсценировки: по стихотворениям Ю.Копотова — «Волнушки»; В. И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор овощей» |
10. | Актерское мастерство | Обучать детей интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу; развивать память и фантазию. | Этюды М. Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазию, атмосферу |
11. | Сценическая речь | Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию | Ритмическая игра "Капли". Игра «Закончи предложенные стихотворения». Проговаривание чистоговорки. Игра "Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком". Игра со звуками. Игра "Придумай свой конец сказки" |
12. | Сценическое движение | Игровой стречинг: учить детей рассказывать языком тела о тех или иных предметах, действиях. | Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем» Объяснение игр, обсуждение движений, оценка и анализ |
13. | Музыкальная импровизация | Продолжать развивать выразительность речи, движении; развивать музыкальную интонацию голоса. | Импровизации на стихи и музыку: «Театр мимики», «Театр пластики», «Театр слова», «Театр музыкального звука" Г.Никашина И-Э, «Ветер». Развитие музыкальной интонации ("За звуком звук") Ходонович Л.С. - игра «Кто споет выразительней» Ходонович Л.С, «Чудесный молоточек». Освоение музыкально-ритмических движений ("Азбука движений") |
14. | Постановка спектакля | Продолжать совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. | Прочтение сказки «Сказка про храброго зайца», Д. Мамина-Сибиряка – определение характера героев; подбор декорации, костюмов. Инсценирование отрывков. |
15. | Актерское мастерство Сценическое движение | Психогимнастика. Развивать мимическую пластику лица. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгревать воображаемые предметы. | Игровые упражнения: «Разные лица» «Жадный медведь» Игра с воображаемыми предметами «Что мы делали, не скажем, что мы делали мы вам покажем!» |
16. | Постановка спектакля | Продолжать совершенствовать импровизационные | Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова — «Волнушки»; В. И. Мирясова |
возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. | — «Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор овощей» | ||
17. | Массовая работа | Продолжать учить детей согласованности движений; действовать в коллективе. Развивать воображение и память. | Дидактическая игра "Логическая цепочка" Подвижная игра "Море волнуется раз". Ритмический танец "Большая прогулка". Игра на внимание "Рыбка". Подвижная игра "День - ночь". Задания на освоение коллективных действий ("Это мы") |
18. | Актерское мастерство | Психогимнастика. Развивать мимическую пластику лица. | Игровые упражнения: «Разные лица». Динамическое упражнение "На дворе мороз и ветер" А.Ануфриева. Логопедические упражнения: "Горка". Проговаривание стихотворения с движением "Мы слепили снежный ком" О. Высотская. Ритмическая игра "Метелица" р.н.п. |
19. | Массовая работа | Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостояельность в передаче образа. | Побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол |
20. | Сценическая речь | Активизировать в речи детей фразеологизмы. Воспроизводить стихи осмысленно, в заданном ритме. Учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; чётко и громко произносить слова. Учить согласовывать речь и движение. Развивать воображение. Приобщать к работе в мастерской по изготовлению разных видов театров. | Выразительное чтение любимых стихотворений. |
21. | История театра | Углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия | Знакомство детей в театром би-ба-бо. Разыгрывание сценок. |
22. | История театра | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. | Беседа-диалог с детьми: «Театральные профессии». Вопросы к детям поискового характера. Игра «Эхо». |
23. | Массовая работа | Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. | Побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью тростевых и напольных кукол |
24. | Сценическое движение | Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку. Побуждать детей сочинять танцевальные характеристики персонажей спектакля в жанре народной пляски. | Свободная пляска (дети самостоятельно придумывают персонаж). Танцевальная импровизация. |
25. | Постановка спектакля | Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. | Сказки: «Сказка про храброго зайца», Д. Мамин-Сибиряк. Инсценировки: по стихотворениям Ю. Копотова — «Волнушки»; В. И. Мирясова — «Осенний листок»; Ю. Тувима — «Спор овощей» |
26. | Спектакль | Поощрять проявления творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. | Для детей младшего дошкольного возраста Для детей старшего дошкольного возраста |
27. | История театра | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Познакомить детей с профессиями: бутафор, гример, костюмер, декоратор. | Беседа-диалог с детьми: «Театральные профессии». Вопросы к детям поискового характера. Игра «Эхо». Речевая игра. Имитационное упражнение "Пойми меня". Образно- пластический этюд «Веселые мастера». |
28. | Сценическая речь | Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие "рифма". Поощрять совместное стихосложение. Совершенствовать интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами речи. Побуждать детей сочинять | Беседа о рифме. Игры по развитию языковой догадки «Рифма», «Наборщик», «Ищем вторую половину». Упражнения на выразительность интонации. Игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю?». Двигательно- речевая миниатюра «Жук». Игра «Фантазеры» (воображение). Игра «Сочини продолжение истории». Рассказывание детьми историй. |
несложные истории героями, которых являются дети. Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию. | Самостоятельное обыгрывание сочиненных историй. | ||
29. | Актерское мастерство | Продолжать знакомить с понятия «Эмоция». Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое состояние. Совершенствовать диалогическую форму речи. Учить сочетать речь с пластическими движениями. - Побуждать в обыгрывании мини- сценок. Воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. | Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции. Игра «Угадай эмоцию». Упражнение «День рождения». Этюд на выражение основных эмоций "У пчелки хвори". Этюд «Поздравление». Игра "Придумай веселый и грустный диалог между Белкой и Стрелкой". Игра "Свет мой зеркальце скажи". Обыгрывание мини- сценки "Полянка". |
30. | Массовая работа | Продолжать учить детей проводить несложный анализ литературного произведения. Активизировать словарь. Развивать творческие способности. | Знакомство со сказкой В.Бианки «Теремок». Определение главных и второстепенных героев и их характеров. Определение мизансцен. |
31. | Сценическое движение | Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться в образе животных. | Показ и отработка движений зверей - персонажей сказки |
32. | Актерское мастерство | Совершенствовать умение детей пересказывать сказку. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки. Упражнять в исполнении диалогов с учетом на зрителя. Совершенствовать умение согласовывать движение и речь. Совершенствовать умение драматизировать сказку. | Беседа по сказке В.Бианки «Теремок». Пересказ детьми по частям. Упражнение "Зайкина зарядка" М.Картушина. Игра « Угадай героя». Отработка диалогов по сказке «Теремок». Драматизация сказки с помощью конусного театра (показ детям мл.группы). |
33. | Сценическое движение | Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться в образе животных. | Импровизационные упражнения: движений зверей - персонажей сказки |
34. | Этикет | Продолжать знакомить детей с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание | Беседа-игра: «Как вести себя в театре». Упражнение: «Угадай по звуку». Ритмическая игра "Капли" М. Картушина. |
играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать звуковое внимание. Умение соотносить движение со словом, выразительно передавать образы героев. Совершенствование грамматического строя речи, диалогической формы речи. | Пантомимы: "Рыбак и рыбки". Этюд «Подружки». Игра «Король». Самостоятельная сюжетно-ролевая игра «В театре». | ||
35. | Сценическая речь | Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную выразительность, чистоту интонации в пении. | Проигрывание сцен сказки В.Бианки «Теремок». Упражнения на выразительность интонации. Игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю?». |
36. | История театра | Познакомить детей с теневым театром, его происхождением, техникой. Упражнять в координации речи и движения. Развивать чувство ритма, воображение. Побуждать детей передавать свои музыкальные впечатления в творческой музыкальной деятельности. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой. | Беседа о теневом театре, его происхождении. Просмотр фрагмента сказки «Заюшкина избушка» Упражнение «Зайкин день». Игра-импровизация под музыку "Хоровод". |
37. | Сценическая речь | Побуждать к активному восприятию стихотворения. Понять смысловое содержание. Учить исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы. Воспитывать коммуникативные навыки общения. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. | Чтение стихотворения «Добрые слова». Беседа обсуждение смысла стихотворение. Игра «Назови вежливое слово». Музыкально- ритмическая композиция: «Если добрый ты». Игра «Волшебная дверь». Мини- инсценировка «Случай в театре». Подготовка к выступлению. Подбор костюмов, изготовление приглашений для родителей. |
38. | Сценическое движение | Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться в образе животных. | Импровизационные упражнения: движений зверей - персонажей сказки |
39. | Массовая | Развивать самостоятельность в | Побуждать детей придумывать |
работа | организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. | небольшие сказки и разыгрывать их | |
40. | Сценическая речь | Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную выразительность, чистоту интонации в пении. | Проигрывание сцен сказки В.Бианки «Теремок». Упражнения на выразительность интонации. Игра- имитация «Догадайся, о ком я говорю?». |
41. | Сценическое движение | Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться в образе животных. | Импровизационные упражнения: движений зверей-персонажей сказки |
42. | Сценическая речь | Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную выразительность, чистоту интонации в пении. | Проигрывание сцен сказки В.Бианки «Теремок». Упражнения на выразительность интонации. Игра- имитация «Догадайся, о ком я говорю?». |
43. | История театра | Углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживании, творческого соучастия; уточнять сведения об основных средствах выразительности. | Просмотр фильмов о театре: профессии, жанры театральной деятельности. Просмотр фрагментов спектаклей (музыкальный, балет, опера и т.д.) |
44. | Сценическое движение | Поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения и мимики. Вызывать | Импровизационные упражнения: движений зверей-персонажей сказки |
эмоциональный отклик и желание двигаться в образе животных. | |||
45. | Сценическая речь | Продолжать осваивать технику речи, закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, развивать диалогическую, монологическую и полилогическую форму речи, интонационную выразительность, чистоту интонации в пении. | Проигрывание сцен сказки В.Бианки «Теремок». Упражнения на выразительность интонации. Игра- имитация «Догадайся, о ком я говорю?». |
46. | Сценическое движение | Игровой стречинг: учить детей рассказывать языком тела о тех или иных предметах, действиях. | Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем» Объяснение игр, обсуждение движений, оценка и анализ |
47. | Массовая работа | Продолжать развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. | Побуждать детей придумывать небольшие сказки и разыгрывать их с помощью кукол би-ба-бо. |
48. | Сценическое движение | Продолжать учить детей искусству выразительности движений, жестов | Ритмопластика: "Голубая вода" Креативная гимнастика "Повтори за мной" Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки: "Волны шипят", "Ныряние". Танец - импровизация "Лягушка и Капельки" |
49. | Постановка спектакля | Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. | Сказка В.Бианки «Теремок». |
50. | Спектакль | Поощрять проявления творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. | Для детей младшего дошкольного возраста Для детей старшего дошкольного возраста |
- Требования к уровню подготовки детей и педагогическая диагностика
Требования к уровню подготовки детей 5-6 лет.
Направление | Показатели |
История театра | Самостоятельно называет виды театров, виды сценического действия, театральные профессии (2-3) |
Актерское мастерство | Овладеть жестами отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия. Проявлять желание участвовать в спектаклях. Овладение выразительностью жеста. |
Сценическое движение | Проявлять интерес к играм-драматизациям. Доброжелательно относиться друг к другу. Пытаться создавать образ героя, используя для этого мимику, жесты. Уметь импровизировать движения разных жанров. Уметь разыгрывать спектакль по знакомой сказке. |
Сценическая речь | Умеет пользоваться разным темпом, интонацией речи. Поддерживает диалог, способен к монологической речи. Сочинять короткие сказки, истории, придумывать диалоги действующих лиц. |
Этикет | Знает правила поведения в театре. |
Педагогическая диагностика уровня знаний детей 5-6 лет
История театра | Высокий: называет самостоятельно, без подсказки педагога. Средний: называет с небольшой помощью педагога. Низкий: называет с помощью педагога. |
Актерское мастерство | Высокий: выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. |
Сценическое движение | Высокий: повторяет за педагогом, речь интонационно выразительна. Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. |
Сценическая речь | Высокий: выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. |
Этикет | Высокий: соблюдает правила поведения без напоминания взрослого. Средний: соблюдает правила поведения с небольшим замечанием взрослого. Низкий: не соблюдает. |
Требования к уровню подготовки детей 5-6 лет
Направление | Показатели |
История театра | Самостоятельно называет виды театров (кукольный, теневой), виды сценического действия, театральные профессии (3-4). Имеет представление об изготовлении декорации. Испытывает познавательный интерес к театру. |
Актерское мастерство | Овладеть жестами отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия. Проявлять желание участвовать в спектаклях. Овладение выразительностью жеста. Интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу. |
Сценическое движение | Проявлять интерес к играм-драматизациям. Доброжелательно относиться друг к другу. Пытаться создавать образ героя, используя для этого мимику, жесты. Проявлять желание к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. |
Сценическая речь | Сопровождает собственные движения и движения кукол речью. Сочиняет монологи на заданную тему. Поддерживает диалог. Умеет пользоваться разным темпом, интонацией речи. Поддерживает диалог, способен к монологической речи. Сочинять короткие сказки, истории, придумывать диалоги |
Этикет | Знает правила поведения в театре. Умеет выполнять роли кассира, билетера, зрителя. |
Педагогическая диагностика уровня знаний детей 6-7 лет
1. | История театра | Высокий: называет самостоятельно, без подсказки педагога. Средний: называет с небольшой помощью педагога. Низкий: называет с помощью педагога. |
2. | Актерское мастерство | Высокий: выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. |
3. | Сценическое движение | Высокий: повторяет за педагогом, речь интонационно выразительна. Средний: : называет с небольшой помощью педагога. Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. |
4. | Сценическая речь | Высокий: выполняет сразу после показа педагога и самостоятельно. Средний: выполняет после показа педагога и вместе с педагогом. Низкий: не выполняет после неоднократного показа педагога и вместе с педагогом. |
5. | Этикет | Высокий: соблюдает правила поведения без напоминания взрослого. Средний: соблюдает правила поведения с небольшим замечанием взрослого. Низкий: не соблюдает. |
Протокол педагогической диагностики уровня развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
«Юный театрал»
О - не соответствует возрасту; 1 - частично соответствует возрасту; 2 - соответствует возрасту полностью.
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | История театра | Сценическое движение | Сценическая речь | Этикет | Психологически е процессы | Уровень развития | ||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. | |||||||||||||
11. | |||||||||||||
12. | |||||||||||||
0-4 баллов - низкий уровень; | Начало года: Низкий уровень | Конец года: Низкий уровень |
5-8 баллов - средний уровень; | Средний уровень | Средний уровень |
9-10 баллов - высокий уровень. | Высокий уровень | Высокий уровень |
- Литература
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр
- Антипиной Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии, методическое пособие
- Гончаровой О.В., Карташовой М.Г., Красевой А.Р. и др. «Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания», допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Доронова Т.Н. Играем в театр
- Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников
- Фольклор – музыка – театр /под ред. Мерзляковой С.И.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей детей
«Волшебные ручки»
Срок реализации: 1 учебный год - 2024-2025гг.
Возраст: дети от 4 до 5 лет
Авторы-составители:
Агафонова Р.И.
Мищенко А.Ю.
г. Нижневартовск, 2024
СОДЕРЖАНИЕ:
Паспорт программы……………………………………………… | 3 |
Пояснительная записка…………………………………………… | 5 |
Учебный план (4-5 года) ………………………………………… | 8 |
Календарно-перспективное планирование (4-5 года) ……………… | 9 |
Диагностическая карта……………………………………………… | 25 |
Методическое обеспечение программы…………………………… | 25 |
Заключение ………………………………………………………….. | 26 |
Литература…………………………………………………………… | 26 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 4-5 лет «Волшебные ручки» |
Основание для разработки | - Конституция РФ - Конвенция о правах ребенка - ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. ФГОС ДО от 17.10.2013 года № 1155 - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р) - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008) - Закон ХМАО от 07.05.2002 №26-ОЗ «О порядке введения и оказания платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями в Ханты-Мансийском автономном округе (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26.04.2002, в ред. Закона ХМАО - Югры от 21.12.2004 N 84-оз) |
Заказчик Программы | Родители (законные представители) воспитанников ДОУ, педагогический коллектив |
Разработчики Программы | Агафонова Р.И. Мимщенко А.Ю. |
Срок реализации | 1 год |
Цель Программы | Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. |
Задачи Программы | 1.Познакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками и способами изобразительной деятельности с использованием различных материалов. 2. Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности. 3. Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности как средству выражения чувств, эмоций, отношений, приобщения к миру прекрасного. 4. Воспитывать самостоятельность и художественный вкус при выполнении работ. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Повышение уровня развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 2. Овладение детьми простейшими нетрадиционными техниками, инструментами и способами выполнения работ в изобразительной деятельности. 3. Расширение и обогащение художественного опыта детей. 4. Повышение уровня самостоятельности и художественного вкуса при выполнении работ. |
Формы занятий | групповые: по 4-8 человек в группе |
Режим занятий | 2 раза в неделю по 20-25 минут |
Формы проведения итогов реализации Программы | Участие в выставках, конкурсах разного уровня (учреждение, город, округ) |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за выполнением программы осуществляет администрация МБДОУ. Результаты контроля представляются на обсуждение Педагогического совета один раз в год. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивных видах деятельности. В изобразительной деятельности ребёнок выражает своё внутреннее отношение, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она не только доставляет ему удовольствие, а прежде всего обогащает и формирует его представления об окружающем мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности каждого ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное – эстетическое развитие», составляющая часть которой – изобразительная деятельность. Часто бывает так, что ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, желания и эмоции.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития их воображения и творческого мышления.
Применение нетрадиционных техник выполнения работ в изобразительной деятельности не требуют от детей высокоразвитых технических умений, дает им возможность более свободно демонстрировать свои умения и навыки с помощью изобразительных средств, что позволяет развивать фантазию и творческие способности.
Новизна Программы заключена в подходе к занятиям. Предлагаемые в них техники изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги с помощью фантазии и разных средств превращается в знакомые ребенку предметы или объекты. Выполнение работ с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать и творить.
Актуальность Программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи для творческой самореализации личности каждого ребенка. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов выполнения работ, их особенностями, многообразием материалов, используемых в изобразительной деятельности, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Концептуальной основой данной Программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Цель программы: Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Задачи программы:
1.Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками и способами изобразительной деятельности с использованием различных материалов.
2. Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности.
3. Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности, как средству выражения чувств, эмоций, отношений, приобщения к миру прекрасного.
4. Воспитывать самостоятельность и художественный вкус при выполнении работ.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками изобразительной деятельности:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- рисование свечой, солью;
- рисование мыльной пеной;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивание краски;
- «точечный рисунок»;
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- рисование жесткой кистью (тычок);
- пластилинография;
- аппликация с элементами рисования;
- аппликация с элементами лепки и др.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Повышение уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
2. Овладение детьми простейшими нетрадиционными техниками, инструментами и способами выполнения работ в изобразительной деятельности.
3. Расширение и обогащение художественного опыта детей.
4. Повышение уровня самостоятельности и художественного вкуса при выполнении работ.
Организуя занятия по нетрадиционной изобразительной деятельности, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, желания и интересы, а также принципы реализации Программы.
Принципы реализации Программы:
- От простого к сложному - где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип развивающего обучения - заключается в правильном определении ведущих целей обучения (познавательной, развивающей, воспитательной).
- Принцип наглядности - выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации - обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей.
- Принцип доступности материала - изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Методика работы построена на использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче изобразительных образов.
Методы и приемы обучения нетрадиционной изобразительной деятельности:
- создание игровой (проблемной ситуации), художественное слово;
- показ образца работы;
- объяснение последовательности выполнения работы (средства, материалы, техники выполнения);
- индивидуальное выполнение работ детьми;
- помощь детям, имеющим затруднения;
- подведение итогов занятия.
Педагогическая значимость программы.
Использование в работе с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает толчок к развитию детского интеллекта, развивает творческую активность детей, учит их нестандартно мыслить. У детей возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает самостоятельно творить и экспериментировать. Использование нетрадиционных способов выполнения работ в рисовании, лепке, аппликации – это увлекательная, завораживающая деятельность. Это большая возможность для детей научиться думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Формы занятий: мини – групповые (по 5-6 человек в группе).
Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25 минут.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Всего занятий в год | Количество часов в год |
25 мин | 2 раза | 68 | 28 ч 30 мин |
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ВИДАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по методике «Диагностика изобразительной деятельности»
Г.А. Урунтаевой).
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
№ | ФИ ребен ка | Техни- ческие навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Самостоятельность при выполнении работ | Отношение к изобразит. деят-сти | Речь в процессе рисования | Итог | ||||||||
1 | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материалы, необходимые для рисования: клеенки на столы, бумага, кисти разных размеров, стаканчики для воды, краски акварельные, краски гуашевые, коктейльные трубочки, соль и др.
Материалы, необходимые для лепки: клеенки на столы, пластилин, стеки, формочки и др.
Материалы, необходимые для аппликации: клеенки на столы, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, бумажные салфетки и др.
Наглядно-тематические пособия: тематические плакаты и иллюстрации, шаблоны и образцы работ, технологические карты – последовательности выполнения работ, альбомы для художественного творчества «Наш вернисаж» и т.д.
ТСО: интерактивная доска, музыкальный центр и картотекой CD- дисков, ноутбук.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который бывает им недоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной техники необходимо использовать для полноценного развития детей. Они помогают детям почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться окружающему нас миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству и фантазии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с..
2. Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения №3/2008; №5,7/2009.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 192с.
5. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л.
7. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и 2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 2006.
8. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/д: Феникс, 2008. – 87.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития»
Форум руководителей, педагогов и специалистов сферы дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей «Дополнительное образование в интересах устойчивого развития&raqu...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
