НОД по духовно- нравственному воспитанию в дошкольном учреждении
план-конспект урока (старшая группа)

Петрова Екатерина Сергеевна

Актуальность: духовно-нравственное воспитание проявляет значимую роль в дошкольном воспитании и обучении. В настоящее время духовно-нравственное воспитание утратило силу. И современная молодежь   предпочитают материальную ценность, чем нравственно-духовную. Молодые люди, на сегодняшний день, не знают что такое милосердие, примирение, прощение, доброта, любовь, великодушие. Подрастающее поколение лишено этих чувств, поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо вводить уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольный возраст является главным для закладывания основ нравственного, духовного и любого другого воспитания. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_nr-duh.vospitaniyu.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка НОД по духовно- нравственному воспитанию в дошкольном учреждении

«Страна Друзей»

 

Пояснительная записка

Цель: Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Задачи:

• воспитывать стремление совершать добрые поступки и всегда быть доброжелательным.

•продолжать формировать представление о том, что доброта есть проявление души;

• стимулировать развитие мыслительных способностей детей;

• развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;

• способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей

Состав воспитанников: 12 мальчиков, 12 девочек.

Актуальность: духовно-нравственное воспитание проявляет значимую роль в дошкольном воспитании и обучении. В настоящее время духовно-нравственное воспитание утратило силу. И современная молодежь   предпочитают материальную ценность, чем нравственно-духовную. Молодые люди, на сегодняшний день, не знают что такое милосердие, примирение, прощение, доброта, любовь, великодушие. Подрастающее поколение лишено этих чувств, поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо вводить уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольный возраст является главным для закладывания основ нравственного, духовного и любого другого воспитания. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Место НОД в программе дошкольного образования: основная единица образовательного процесса.

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры:

       Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того, как ребенок растет, мы должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача взрослых  — развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Форма проведения занятия: занятие- путешествие.

Предполагаемый результат:

  • Дети имеют четкое представление о правилах доброжелательного отношения сверстников умеют разговаривать вежливо, приветливо, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей;
  • У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
  • Созданы условия для эмоционально привлекательной среды, развивающей духовно-нравственные качества детей.

Дидактическое обеспечение:

Дидактическое оснащение и оборудование: интерактивная доска, ноутбук.

Мотивационно-ориентировочная часть: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.

Организация детской деятельности:

  • Способы организации детей: фронтальный.
  • Методы и приемы:

• игровой метод (прием  сюжетной игры),

• словесный метод (объяснение, вопросы к детям),

• практический метод (действие с предметами);

• метод прямого воздействия (прием показа способов действия).

  • Средства: конверт с письмом, песня «Что такое доброта» (Барбарики); волшебная коробочка, в котором находятся картинки с изображением добрых и плохих поступков героев; ноутбук, интерактивная доска; сердечки (по количеству детей).

Ход образовательной деятельности

(Дети заходят в группу)

Воспитатель: Какое сегодня чудесное утро. А знаете ребята, когда я сегодня шла на работу со мной поздоровалось солнышко теплое, небо голубое. И у меня поднялось настроение. На душе стало тепло и весело. Так давай те и мы с вами поздороваемся и поприветствуем друг друга. Я приглашаю вас в наш «Круг радости и доброты» для того, чтобы весело поприветствовать друг друга. Ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья.

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце, а поможет нам это сделать сердечко. (игра «Сердечко») Мы с вами будем передавать сердечко и желать друг другу доброго утра, называя ласково имя того, кому вы будете передавать сердечко.

Воспитатель. Ребята, я сегодня пришла на работу и увидела письмо. В нем было написано, что злой Волшебник заколдовал всех жителей страны «Друзей», и они совсем забыли, что значит дружить друг с другом. Поможем им вспомнить правила дружбы?

Ответы детей…

Воспитатель: как вы думаете же нам добраться туда?

Ответы детей…

Воспитатель: А я вам предлагаю отправится на поезде. А вот и поезд «Дружбы», который сейчас отправляется в страну «Друзей», прошу всех занять места.

(Дети рассаживаются на приготовленные стулья, импровизированный поезд).

Воспитатель: И первая наша остановка - это «Доброта».

Подумайте и скажите, что такое «доброта»?

Ответы детей:

Воспитатель:  Доброта - это чуткость, отзывчивость по отношению друг к другу. Это помощь людям, животным и растениям. Доброта это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Подумайте, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Ответы детей:

Воспитатель: Какого человека мы можем назвать добрым? Какой он добрый человек? Какими качествами он обладает?

Ответы детей: Внимательный, заботливый, добродушный, отзывчивый, нежадный.

Воспитатель: Бывает добрый человек – а бывает какой? Какого человека мы можем назвать недобрым?

Ответы детей: Злой, жадный, грубый, равнодушный.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, а доброту можно увидеть?

Ответы детей…

Воспитатель: А если человек помог донести сумки бабушке, перевести через дорогу? Какой это поступок? (Значит, доброту можно увидеть в поступках, в чувствах)

Воспитатель: Как вы думаете: легко ли быть добрым?

Ответы детей:

Воспитатель: Добрым быть очень трудно (иногда приходится жертвовать своими силами и временем).

Воспитатель: Молодцы ребята много знаете о доброте. Вот мы и вспомнили с вами первое правило дружбы. Нужно быть добрым друг к другу и другим и совершать добрые поступки.

Воспитатель: мне очень понравился как вы отвечали на вопросы. А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

Пальчиковая игра «Добро»

Если пальчики грустят – доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать- (каждый палец зажимаем в кулачок)

Воспитатель: Верно, ребята. Медлить нам никак нельзя! Дальше едем мы друзья. Занимай свои места! И следующая остановка «Вежливость».

Воспитатель: Ребята, смотрите, какая у нас красивая коробочка. Как вы думаете что в ней?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно в ней иллюстрации с изображением хороших и плохих поступков в играх детей.

-Ребята, что изображено на картинках?

-Что они делают?

-Как играют дети?

-Ребята, а что вы видите на этой картинке, получается ли у детей игра? Почему?

- Правильно. Потому, что один не хочет уступить другому, отбирает игрушки, злится и получается ссора. А все это происходит от злости и зависти.

Воспитатель: Ребята, человек может быть вежливым, если он по-настоящему воспитанный. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняясь, не лукавствуй,

А скажи погромче… (здравствуй).

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

Ну (извините).

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу… (привет).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите (До свидания).

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать… (пожалуйста).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят: (Благодарю).

Тебе подарят что-нибудь -

Благодарить не позабудь!

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте (любезны,

Будьте (добры).

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо)

Воспитатель: ребята, а за что нужно извиняться?

Ответы детей:

Воспитатель: да ребята, нужно извиниться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.

Воспитатель: Хорошо. Второе правило дружбы- нужно быть вежливым.

Воспитатель: Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием. Отправляемся дальше. И следующая остановка «Уважение»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним рассказ который называется «Волшебное слово», а написала его Валентина Александровна Осеева которая в своих рассказах описывает истории о поведении детей, заставляет нас задуматься, порассуждать. И каждый раз, учит нас быть добрее и умнее, уважать других людей.

Воспитатель: ребята,

- Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком?

- Как можно назвать его поведение?

- Вам нравится поведение Павлика?

- Как старик помог мальчику?

- Как изменилось отношение родных к мальчику?

Ответы детей:

Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово «уважать»(быть вежливым, внимательным, заботиться, помогать, делать добрые дела)

Вот и третье правило дружбы «Уважение».

Воспитатель: Ребята, отдохнем немного

Физкультминутка «Доброта»

Друзья, за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Мы собрались в этот круг -

Рядом доброта вокруг.

Разлилась волна добра

В каждом пусть живет она.

По крупинке соберём -

Доброту к груди прижмем,

Вверх подбросим к облакам -

И с небес польется к нам,

Мягкой струйкой доброта.

Игра эта так проста.

С добром в мире всем тепло -

В стужу греет нас оно.

Жить с добром намного легче

От невзгод оно нас лечит.

Подари друзьям добро

И вернется к вам оно.

Воспитатель: Отлично. Занимаем места в поезде и поехали дальше…Ну, вот ребята и наша последняя остановка «Страна Дружбы». Выходите все ко мне и скажите о каких правилах дружбы мы с вами сегодня разговаривали.

Ответы детей:

Воспитатель: Теперь жители этой страны вспомнили правила и разрушили колдовство злого волшебника и опять научились дружить друг с другом. А теперь ребята давайте нашу дружбу  скрепим танцем «Дружба» (песня «Что такое доброта» (Барбарики))

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие и пришло время отправляться в детский сад. Поехали…

Воспитатель: Выходите из поезда и подойдите ко мне, встанем в круг. Ребята, а вам понравилось наше путешествие в страну «Друзей»? Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь мы с вами соберем Пирамиду добра. Что можно доброго, хорошего пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает - выйдет в круг произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание. «Я желаю вам быть послушными!»

(воспитатель после всех высказываний раскачивает пирамиду добра со словами) Пусть наши пожелания услышат все! И пусть они сбудутся!)

Воспитатель: подталкивает лежащие на него ладони, ладошки детей вверх, рассыпая пирамиду, и вверх взлетают, высыпаясь из рук воспитателя, маленькие сердечки.

Воспитатель: Ребята, какие мы с вами молодцы сегодня вы узнали об удивительном человеческом качестве – доброте и дружбе. Вы научились быть добрыми, вежливыми и конечно дружными.

Использованная литература:

  • Добрый мир. Православная культура для малышей. Методические разработки занятий. / Редактор-составитель Л.Л.Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2015
  • Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: монография / Н.В.Космачева. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011. – 158 с.
  • Муратова, И.С. Стратегия воспитания духовно-нравственных отношений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / И.С.Муратова; под ред. М.И.Старова; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-тим. Г.Р.Державина». – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2018. – 352 с.
  • Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2014. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт продуктивного взаимодействия с учреждениями социума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уникальную возможность для  формирования у детей  лучших нравственных качеств дает  общение с людьми старшего поколения, поэтому мы очень ценим нашу дружбу с Центром социального обслужи...

Состояние духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях нашего района.

Для того, чтобы определить состояние того или иного направления в воспитательно-образовательном процессе, а так же для осуществления контроля качества образования проводятся мониторинги. Нашим отделом...

Формирование пространства духовно – нравственного воспитания в дошкольных учреждениях

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

Региональный этап XXV Международных Рождественских образовательных чтений Секция Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях муниципального образования

Данный материал представлен в виде доклада из опыта работы детского сада по теме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родно...

«Роль воспитателя дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Презентация и доклад данного выступления размещены на сайте ДОУ http://wwwdsad-berezkarg.edusite.ru

Совместная работа Бурбиловой Татьяны Григорьевны, воспитателя МКДОУ детского сада «Березка» и Жихаревой Елены Александровны,старшего воспитателя МКДОУ детского сада «Березка» о...