Методическая разработка "Музыкальная сказка как средство развития ребёнка дошкольного возраста"
методическая разработка

Киселева Светлана Викторовна

Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Для развития человека, его общего духовного становления необходимо развивать музыкально - эстетическое сознаниес самого рождения в процессе музыкальной деятельности. Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Но музыка не выполнит свои воспитательные функции, если не развиватьспособности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. И помощник в этом нелёгком деле - сказка, которую любят все: и взрослые, и дети. Потому что сказка - это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли и человека. Сказка - это мир фантазии, переплетённый с реальностью. В музыкальных сказках духовно - нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально - чувственным воздействием. Музыкальная сказка, являясь важным средством умственного развития ребёнка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка"наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребёнка в мир добра. " В. Сухомлинский. Сказка дает мощный толчок развитию добрых чувств в маленьком человеке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная сказка как средство развития ребенка дошкольного возраста

Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста. Доказано, что уже даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).

Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры.  Для развития человека, его общего духовного становления необходимо развивать музыкально-эстетическое сознание с самого рождения в процессе музыкальной деятельности. Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Но музыка не выполнит свои воспитательные функции, если не развивать способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Доктор педагогических наук О.П. Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность».  Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. А помощник в этом нелегком деле – сказка, которую  любят все: и взрослые, и дети. Потому что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли и человека. Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны и фантазия, и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует сопереживанию, соучастию, сотворчеству. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

В работе с младшими дошкольниками по этой теме я использую несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности, некоторые выделяют мелодию. Я помогаю им  высказываться о характере музыки, придумывать сказки, попытаться  в рисунках и элементарных движениях передать музыкальные образы , согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. На музыкальных развлечениях с малышами слушаем, а иногда разыгрываем музыкальные сказки: «Теремок» музыка Т. Попатенко, «Маша и медведь» музыка Е. Тиличеевой. В них звучат и инструментальная, и вокальная музыка, что намного облегчает малышам целостное восприятие музыкальных образов.

Для работы со старшими дошкольниками по теме «Сказка в музыке» использую разработанные  циклы интегрированных тематических занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов, русских народных сказок; просмотр видеоматериалов; музыкальные импровизации (движение и игра на музыкальных инструментах); рисование).

«Волшебное озеро» – цикл из шести интегрированных занятий для детей подготовительной к школе группе включает в себя музыкальные произведения А. Лядова «Волшебное озеро» и «Кикимора», П.И. Чайковского «Баба Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках».

Со старшими дошкольниками продолжаю  слушать и разыгрывать музыкальные сказки, используя лучшие образцы классической музыки. Например, музыкальное развлечение по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», где дети исполняют танцевальные импровизации под музыку К. Сен-Санса «Аквариум», Ф. Шопена «Ноктюрн», Э. Грига «Норвежский танец» и «Утро». А  после театрализации предлагаю выразить свои впечатления в рисунках. Музыкальная сказка «Стрекоза и муравей» (по мотивам басни И.А.Крылова) была показана детьми на осеннем празднике. Здесь звучала музыка  Э. Грига «В пещере горного короля», «Танец Анитры», М.И. Глинки «Вальс-фантазия»,  И. С. Баха «Менуэт» соль-мажор, В. Ребикова «Вальс» из оперы «Елка»,  Ф. Шопена «Вальс», Вивальди. ... "Времена года", концерт № 2.

Детям доставляет радость уже процесс подготовки спектакля, и, конечно, само выступление. И родители, и педагоги отмечали не раз, что ребенок, еще готовясь к своему выходу, совершенно преображается: одухотворенное лицо, ноги в нужной танцевальной позиции, красивая, правильная осанка. И все это происходит  под влиянием музыки, передающей характер героев.

Ежегодное диагностическое обследование детей показывает, что интегрированные занятия по слушанию музыки, включение классической музыки в музыкальные развлечения и праздники, разыгрывание музыкальных сказок и постановка музыкальных спектаклей, просмотр театральных постановок  оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей. А мир музыкальной сказки является прекрасным средством приобщения дошкольников к классической музыке, развития эмоциональной сферы, формирования основ музыкальной культуры.

Музыкальные игры-сказки занимают большое место в повседневной жизни детского сада и свободной деятельности детей. Нередко игры-сказки составляют часть детских праздников. Например, игру «Шёл по Греции медведь» можно провести на Новогоднем  празднике, сказку «Красивая девочка» — на празднике, посвященном 8 Марта.

Музыкальные игры-сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации, выразительность.

Но прежде чем предложить детям слушать сказку, музыкальный руководитель и воспитатель должны хорошо знать ее, освоить текст, выучить музыку и сами художественно ее исполнить. Чем выразительнее будет исполнена музыка, тем ярче и глубже она будет воспринята и тем правдивее и выразительнее передадут дети образы сказки.

Сказка усваивается обычно в несколько этапов.

На первом этапе педагог выразительно читает сказку детям, исполняя по ходу действия, имеющиеся песни и музыку. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. Через  некоторое  временя (примерно через неделю – две) слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2—3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.

На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Освоение и запоминание текста и музыки может идти двумя путями: сказку можно разучивать со всей группой или подгруппами. Дети по просьбе педагога или по собственному желанию повторяют за рассказчиком слова или понравившиеся песни.

На третьем этапе дети усваивают повествовательный текст и мелодии песен, начинают исполнять их в игре. Руководитель неназойливо подсказывает детям, например: откуда выходить действующим лицам, в каком направлении двигаться, где героям встретиться и т. д. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Необходимо  поощрять  то, как дети сами самостоятельно прочувствовали образ, поддержать их творческие находки.

Если дети затрудняются изобразить того  или  иного персонажа, можно напомнить его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; лиса хитрая, лукавая; ветер сильный, порывистый  и т. д.).

На четвертом этапе в игру можно внести необходимые атрибуты, реквизит.

На пятом этапе участники игры надевают полные костюмы или их элементы. Это помогает  детям углубиться в  образ, сделать его более ярким, эмоциональным.

Чтение текста сказки можно поручить воспитателю или кому-нибудь из детей, кто обладает хорошей памятью и может четко и выразительно прочесть текст. Когда сказка усвоена, участники показывают ее всем детям своей и других групп. Если сказка не включена в праздник, она дается как самостоятельное представление.

Можно организовать приход на этот спектакль как посещение театра. Дети берут в кассе билеты, контролеры проверяют билеты, указывают места, куда сесть, и после третьего звонка начинается исполнение сказки. Желательно для углубления и закрепления впечатлений посмотреть спустя некоторое время эту сказку еще раз с теми же или (еще лучше) с другими исполнителями.

Музыкальная сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»

Презентация опыта «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста»...

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.

 В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В материале рассматриваются виды игр и игровой деятельности...

Мастер-класс для педагогов "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста"

В материале представлен обзор опыта работы по  программе дополнительного образования "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития   р...

Консультация для воспитателей по теме «Значение сказки в речевом развитии ребёнка дошкольного возраста».

Сказка –  это эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана н...

Консультация для родителей «Использование песка как средства развития ребёнка дошкольного возраста»

В данном материале даются краткие сведения об истории возникновения песочной терапии в работе с детьми. Представлены игры с песком для развития мышления, речи и мелкой моторики дошкольников....

Презентация проекта "Плоскостной конструктор Г.В.Урадовских как средство развития ребёнка дошкольного возраста"

Создание условий для испорльзования плолскостного конструктора в образовательном процессе в качестве дидактического материала...

Долгосрочный проект "Плоскостной конструктор Г.В.Урадовских как средство развития ребёнка дошкольного возраста"

Создание условий для использования плоскостного конструктора в образовательном процессе в качестве дидактического материала...