Клубный час
материал по аппликации, лепке

Гуацаева Зарина Черменовна

Клубный час- позитивная социализация ребенка в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas_origami.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

д/сад «Золотой петушок

Клубный час

                 «В Стране Оригами»

                                                                                                          Воспитатель:

Гуацаева Зарина Черменовна

                                                2022 -2023уч. год.

Содержание

        

Пояснительная записка

программа клубного часа по конструированию «В стране оригами» разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет

Программа определяет цель, задачи, содержание, технологию и организацию кружковой работы в условиях работы дошкольного образовательного учреждения.

Программа характеризует модель психолого-педагогической поддержки позитивной социализации, индивидуализации и развития личности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Программа реализуется в форме кружка по конструированию «Волшебный мир оригами» с детьми подготовительной  школе группе.

Актуальность программы в том, что занятия в кружке способствует развитию творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. 

Программа «Волшебный мир оригами» разработана  для того, чтобы через различные действия с бумагой учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.        

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе изготовления поделок из бумаги. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. 

Цель и задачи реализуемой программы.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. 

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Воспитывать положительное отношение к труду,  аккуратность в работе, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Формы, методы и приёмы работы с детьми на занятиях кружка

В процессе кружковой работы используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и интегрированные, занятия-игры, занятия-сказки, занятия-путешествия и другие.

 А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (сочинение сказки, беседа, рассказ, и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по пооперационным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми

•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в подгруппах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Структура организации образовательного процесса

Продолжительность  реализации программы – 1 год с детьми 5-7 лет. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени овладения практическими умениями навыками.

Режим занятий. Занятия кружка проводятся 1 раз в месяц во вторую половину дня.

Продолжительность занятий не более 20 минут.

Методические особенности организации занятий

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

      На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.

Для обучения детей технике оригами предлагается использование нескольких способов.

1 способ - «Обезьянка» - взрослый изготавливает фигурку, стараясь, чтобы его движения были выразительными, ребенок просто копирует эти движения.

2 способ – «Бумажный лабиринт» - взрослый выполняет несколько ходов изготовления фигурки. Ребенок следит за его действиями, а потом воспроизводит их по памяти на своем листке бумаги, соблюдая ту же очередность сгибов.

3 способ – «Внештатная ситуация» - взрослый объясняет ребенку действие, не показывая его, пользуясь «тайным языком», то есть, языком базовых форм и условных знаков оригами.

4 способ – «Загадка» - взрослый предъявляет сложенную фигурку ребенку и просит сделать такую же. Ребенок рассматривает получившуюся конструкцию (при затруднении), разбирает ее со взрослым и изготавливает копию.

5 способ – изготовление поделки по пооперационным картам, схемам-моделям.

Для работы по обучению детей изготовлению поделок в стиле оригами необходимо начать с того, что из 12 базовых форм, принятых в данной технике, необходимо отобрать наиболее простые. Например:

для детей 5-6 лет – «книжка», «треугольник», «воздушный змей»,

для детей 6-7 лет – «дверь», «конверт», «двойной треугольник».

При выполнении поделок в стиле оригами для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок должен быть разделен на ряд последующих действий:

  1. знакомство с образцом готовой поделки с называнием базовой формы, из которой получается поделка.
  2. поэтапное, одновременное складывание поделки с проговариванием действий, производимых с бумажным квадратиком,
  3. оказание индивидуальной помощи,
  4. самостоятельное изготовление поделки.

Для запоминания и закрепления базовых форм и условных знаков можно проводить игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик», «Где, чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и другие.

Конечно, при организации занятий по обучению детей с речевой патологией технике оригами педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Необходимость этого очевидна, ведь дети по различным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Следует учитывать и такие индивидульно-психологические особенности, как медлительность при выполнении заданий частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью при непрерывной зрительной работе, поэтому проведение физминуток и гимнастики для глаз на занятии обязательно.

Задача педагога, проводящего занятия с детьми с нарушениями речи, включать всех в активное и систематическое усвоение программного материала.

Структура занятия:

  1. Занятие хорошо начинать с загадки, стихотворения, вопроса, беседы.
  2. Вначале занятия использовать мимическую гимнастику, то есть улыбнуться друг другу, подарить хорошее настроение детям, вселить в них уверенность.
  3. Подготовить к работе руки, выполнив пальчиковую гимнастику.
  4. Показ изготовления должен производиться на столе или доске. Занимайте место для показа так, чтобы всем детям были видны ваши действия с бумагой.
  5. При объяснении называйте свои действия, соотносите их с картой схемой, образцом. Помните – при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.
  6. Изготовлять поделку нужно в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а при необходимости и помогая им.
  7. Необходимо напоминать детям, что совмещение сторон и углов должно быть точным, а линии сгибов должны тщательно проглаживаться, что при работе с картой-схемой фигурки надо располагать так, как они расположены на карте, следить за условными обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо дать возможность повторить приемы складывания, чтобы ребенок мог самостоятельно изготовить поделку о начала до конца.
  9. Педагог должен иметь дополнительные квадратики для работы. Мелкие детали должны предлагаться детям для приклеивания.
  10. Для поддержания интереса к занятиям оригами и для закрепления знаний и умений детей, необходимо использовать игры и упражнения
  11. Поделки оригами нужно использовать для оформления группы и других помещений детского сада, для игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, в качестве подарков, устраивать выставки и т.д.

При изготовлении поделок дети могут испытывать трудности, что будет огорчать их. С целью сохранения терпения необходимо учить детей использовать правила преодоления трудностей при выполнении поделок:

  • Не огорчайся при неудаче.
  • Если устал – оставь свою работу:
  • Понаблюдай за работой других детей;
  • Полежи на ковре;
  • Посети уголок природы;
  • Посмотри в окошко, сделай зрительную гимнастику.
  • Обязательно вернись к своей работе:
  • Вернись к первоначальной базовой форме,
  • Рассмотри карту-схему и условные обозначения,
  • Обратись за помощью.

За правильное поведение, умение планировать свою деятельность необходимо хвалить детей, поощрять – например, дарить интересные игрушки-оригами, при этом акцентировать внимание на том, что вскоре дети сами научатся делать подобные игрушки, если будут работать по плану и соблюдать правила. Это вселяет в детей веру в свои силы и возможности.

Когда дети освоят приемы работы с бумагой и некоторые базовые формы, то, конечно, у них возникнет желание самостоятельно сделать поделку. Необходимо научить детей как организовать работу. Для этого нужно познакомить детей правилами самостоятельной работы.

         Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

         Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию.

            Сначала дети знакомятся с некоторыми вариантами оригамной аппликации. Затем они знакомятся с плоскими и объёмными моделями, среди них простые и очень сложные, двигающиеся фигурки, многомодульные звёзды, звери, птицы и т. д.

На самых первых этапах квадрат можно сложить несколькими способами. Получившиеся

заготовки называют базовыми формами. Складывая фигурку ребёнок может использовать термины, с помощью которых объясняет последовательность своей работы.

          Для занятий по  оригами нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в котором можно играть.

          Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются диски с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Тема

Цель

Материал

Литература

сентябрь

1

Знакомство детей с искусством оригами

Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Познакомить детей с работой кружка. Дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками. Вызвать интерес к художественному конструированию.

Иллюстрации с изображением различных фигурок, выполненных в технике оригами.

Цветная бумага различных цветов.

Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»

2

Основные термины и элементы складывания

Научить складывать базовые формы-заготовки («треугольник», «дверь», «воздушный змей», «конверт») и правильно их называть. Воспитывать интерес к оригами.                                                                  

Прямоугольники формата А5, квадраты 15*15см

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»

октябрь

1

Ворона

Упражнять детей в аккуратном складывании.

Развивать творческие способности.

Закреплять знания детей о графическом языке оригами.

Иллюстрации с изображением ворон.

Карандаши, фломастеры.

Чёрная односторонняя бумага.

Готовый образец вороны

Оригами для дошкольников

С.Соколова

2

Ёлочка

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.          

          

Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

ноябрь

1

Лягушка

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём  складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)

Квадрат зелёного цвета( 10*10).

Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

2

Зайчик

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность

Квадрат (10*10),заготовки для глаз и мордочки, клей

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

декабрь

1

Снежинки

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см.

Оригами для дошкольников.

С.Соколова

2

Гномик

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога.

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрез, клей, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

январь

1

Зайчик

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и  дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

2

Лиса

Научить детей слушать устные инструкции педагога.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

Квадрат оранжевый ( красный) 15*15см, прямоугольник 15*7,5см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

февраль

1

Закладки для книг

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из квадратного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх

Прямоугольные листы

10*10см.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2

Звездочки

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                          

8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 - другого, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

март

1

Подарок маме

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2

Вертушки

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

апрель

1

Рыбки

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы,  объединяясь в пары создавать морскую композицию.

Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная  обрез.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2

Сова

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.       

                      

Квадрат 10*10,заготовки для глаз, клей, ножницы.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

май

1

Ветка рябины

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2

Моё любимое оригами.

Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Разноцветные квадраты 10*10, ножницы, клей.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

3

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

3 Организационный раздел

3.1  Список литературы

  1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов»./ - Ярославль : «Академия развития», 1998.
  2. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  3. Соколова С. «Сказки из бумаги». – СПб.: «Валери СПб», 1998.
  4. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000.
  5. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами». – М., 2008.
  7. Щеглова О.А. «Оригами. Волшебный мир бумаги». – Ростов н/Д, ИД «Владис», 2008

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся готовить: десерт "Клубничка"

Практическое занятие, направленное на развитие речи и памяти детей. В ходе занятия дети узнают и запоминают рецепт и последовательность приготовления десерта....

Клубный час " Почему плачут березы"

Продолжать знакомить с деревьями нашей зоны. Познакомитьдетей с деревом, ставшим символом России, рассказать о том, что какую пользу береза приносит людям. Продолжать восп...

Клубный час " Мы ждем гостей"

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета. Усвоение воспитанниками  основных правил поведения в гостях. Р...

Клубный час " Хлеб всему голова"

Формировать знания о хлебе, о бережном отношении к хлебу:Воспитывать уважение к трупу хлебороба:Познакомить детей с некоторыми элементами хлебных изделий в старину на Руси. Развивать творче...

Преемственность в жизнь МДОУ д/с №13 "Клубничка" и МДОУ д/с №8 "Капелька"

Накануне "Дня здоровья" в поселке в нашем  МДОУ прошла спартакиада среди педагогов....

Клубный час "Лего" - конструирование Организационные проекты "Клубных часов"

Организационные проекты клуба "Лего" - конструирования при реализации технологии "Клубный час"...