Сценарий клубного часа в импровизации мастерской «ОРИГАМИ», посвящённой общей теме фронтального клубного часа детского сада «Путешествие в искусство» для воспитанников старших и подготовительной к школе групп
методическая разработка (старшая группа)

Голдырева Ирина Сергеевна

Формирование у дошкольников элементарного интереса к теме творчества японского искусства оригами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_klubnogo_chasa_goldyreva.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий клубного часа

в импровизации мастерской  «ОРИГАМИ»,

посвящённой общей теме фронтального клубного часа детского сада

  «Путешествие в искусство»

для воспитанников старших и подготовительной к школе групп

 

 

Цель: Закрепление у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) навыков самостоятельного передвижения в помещениях детского сада. Формирование у дошкольников элементарный интерес к теме творчества японского искусства оригами.

Задачи:

Образовательные: Продолжать расширять представления детей об искусстве оригами. Формировать интерес к конструированию из бумаги, умение следовать устным инструкциям. Поощрять творческую инициативу дошкольников. Закреплять умение ориентироваться в пространстве ДОУ и при необходимости обращаться за помощью к взрослым или сверстникам.

Развивающие: Обеспечивать условия для развития самостоятельности, ответственности за порученное дело, творческой инициативы, умения планировать свою деятельность по заданной теме, а так же развития  связной речи, памяти, логического мышления, мелкой моторики руки при конструировании из бумаги в технике «оригами». Поощрять попытки ребёнка осознано делиться с педагогом и другими детьми своими впечатлениями от посещения клубных часов в других группах ДОУ.

Воспитательные: Воспитывать толерантное отношение к культуре Японии через знакомство с техникой оригами. Продолжать формировать у детей культуру речевого общения, коллективизм, коммуникативные качества (умение доброжелательно общаться, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу, решать спорные вопросы и улаживать конфликт).

 

Предварительная работа:

  1. Подготовить афишу «Мастерская оригами».
  2. Познавательные беседы о японском искусстве оригами.
  3. Оборудовать в раздевалке «Кассу с кассиром» (заранее обыграть с ребёнком).
  4. Игра «Моё любимое искусство».
  5. Разучивание с детьми (помощниками) стихотворений по теме клубного часа.
  6. Изготовление плана – схемы детского сада.
  7. Экскурсии в группы ДОУ.
  8. Подготовить  эскизы схем для изготовления поделок оригами.
  9. Разделить детей на подгруппы и определить капитана, который будет вести группу по плану.
  10. Обсуждение  и повторение правил клубного часа.
  11. Самостоятельное посещение детей групп (участвующих в клубном часе) с различными заданиями.
  12.  Распределение ролей (дети которые остаются в своей группе): кассир, девочка – «принцесса Оригами», помощники (читающие стихи дети).
  13.  Организовать  фотосъемку мастерской.

Словарная работа: Искусство оригами, страна Япония, оригамист – человек, увлекающейся оригами.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация: «Искусство оригами».
  2. Выставка коллективной работы: «Оригами своими руками».
  3. Запись на флешке со спокойной музыкой для проведения рефлексивного круга, музыка «восточные мотивы» для продуктивной деятельности детей.
  4. Схема для выполнения поделки оригами «Кораблик».
  5. Магнитофон.
  6. Ноутбук.
  7. Телевизор.
  8. Листы белой и цветной бумаги.

 

Раздаточный материал (на каждого ребёнка):

  1. Заготовки для поделки оригами прямоугольной формы (формат листа А-4).
  2.  Схема для выполнения поделки оригами «Кораблик» (на подгруппу детей 3-4 человека).
  3. Фломастеры, цветные мелки.
  4. Сумочка для каждого ребёнка (кошелек)
  5.  Монеты достоинством 5, 10, 3, 2, 1 (из картона, для каждого ребенка).
  6.  Билеты стоимостью 6 рублей.
  7. Схема – план помещений ДОУ на каждую группу детей.

Оборудование:

  1. Карта с изображением страны Япония.
  2. Стол с атрибутами кассы.
  3. Заранее подготовленные столы с материалами для творческой мастерской «Оригами», на которых разложен индивидуальный материал для изготовления поделок в технике оригами.

ХОД

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

08.00 – 08.10

Воспитатель: Ребята,  Вы хотите стать мастерами? Чтобы стать мастером, нужно быть очень внимательным, трудолюбивым и творческим. Представьте, что наш детский сад превратился в большую мастерскую. Например, в музыкальном зале будет импровизация «Филармонии», в других группах можно познакомиться с разными видами искусства: народное творчество, скульптура, театральная маска и даже стать юными художниками. Наша группа будет превращена в мастерскую «оригами» (воспитатель показывает поделку оригами «кораблик»). Как Вы думаете, из чего сделан кораблик? (из бумаги).

Утренняя зарядка  «Игрушки оригами»

Общеразвивающие упражнения без предметов:

1. «Плывет кораблик»

И.п.: ноги на ширине ступни, руки опущены вниз. В.: на счёт «1, 2, 3, 4, 5, 6» руки  имитируют движения пловца  (повтор 2 раз).

2.  «Цапля»

И.п.: основная стойка, руки опущены вниз (упражнение на равновесие). В.: на «раз - два» встать на одну ногу, другую согнуть в колене, одновременно руки развести в стороны и постоять 5 секунд; на «три - четыре» вернуться в исходное положение (повтор 5 раз)

3. «Зайчик»

 И.п.: основная стойка, руки на пояс. В.: на «раз» наклониться вперёд и коснуться пальцами кистей рук пола; на «два» выпрямиться, на «три» присесть, ладони приставить к голове  «ушки», на «четыре» - выпрямиться (повтор 5 раз).

4. «Морская звезда»

И.п.: ноги на ширине плеч, прямые руки  расставлены в стороны на уровне плеч. В.: на «раз - два» наклониться (ноги в коленях не сгибать)  и коснуться правой рукой  носка левой ноги; на «три - четыре» наклон  и коснуться левой рукой носка правой ноги (по 3 раза к каждой ноге).

5. «Лягушата»

И.п.: ноги на ширине плеч и глубоко присесть «поза лягушки», руки, согнутые в локтях и подняты вверх «лапки». В.: прыжки вокруг себя (15 секунд в одну сторону + отдых, руки опустить + 15 секунд в другую сторону).

6. «Японец»

И.п.: основная стойка, руки в стороны. В.: на «раз – два» одну ногу поставить ступнёй на колено другой, ладони соединить вместе перед грудью (стоять примерно 5- 6 секунд); на «три – четыре» -  вернуться в исходное положение (повтор 3 раза).

Упражнение на дыхание «Кошечка» И. п.: основная стойка, руки согнутые в локтях у пояса, пальцы собраны в кулак. В.: глубокий вдох; ноги слегка согнуть в коленях,  легкий поворот (лево, право), руки вниз разогнуть пальцы – выдох (повтор три – четыре раза)

ЗАВТРАК АРИГАМИСТОВ

РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ

(дети сидят на ковре в позе лотоса  в  кругу)

Воспитатель: Дети, какие Вы все красивые: ваши глаза, улыбки. Рада,  что в нашей  группе мы все стараемся делать добро (в это время включается спокойная музыка). А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение? Надо чаще улыбаться, и быть добрее друг к другу.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, чтобы зарядить всех хороших  настроением.

УПРАЖНЕНИЕ «РУКИ»

Воспитатель: Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол. За что ты, Иван, любишь свои руки? Анастасия, а ты любишь свои руки?

 Какие добрые и умелые у вас руки. На фоне музыки педагог читает стихи:

           Что за чудо — чудеса:

 Раз рука и два рука!

 Вот ладошка правая,

 Вот ладошка левая.

 И скажу вам, не тая,

 Руки всем нужны, друзья.

           Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.        

 Воспитатель: У всех хорошее настроение? В нашем большом детском саду сегодня состоится фронтальный клубный час «Путешествие в искусство».

         Вас ждут интересные путешествия. Наш детский сад на час превращается в храм искусства. В группах Вас ждут  мастерские, в которых состоятся увлекательные занятия,  где вы можете много нового узнать и также показать свои умения.

        В нашей группе будет работать мастерская «Оригами», в музыкальном зале – откроит свои двери «Филармония», в старшей группе № 10 вас ждёт участие в  «Народном фольклоре», подготовительной к школе группе № 11 мастерская «Театр масок», в подготовительной к школе группе № 12 мастерская «Скульптор», а в группе № 3 мастерская «Юные художники».

        Заранее Вы выбрали, куда пойдёте. Вам предстоит самостоятельно направиться в выбранную группу, где будет проходить клубный час. Только купив  билет, Вас пропустят в группу или музыкальный зал.

        Какие правила клубного часа Вы уже знаете? (ответы детей).

ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ «КЛУБНОГО ЧАСА»

  1. Говорите «здравствуйте» и «до свидания», когда посещаете другую группу  или встречаете взрослых по пути в другие группы.
  2. Если взяли игрушку для игры, то не забудьте положить её на место, когда собираетесь уходить.
  3. Не отнимайте игрушки у других детей, если они взяли её первыми.
  4. Говорите спокойно и внятно.
  5. Ходите по зданию (территории) ДОУ спокойным шагом, не бегая и не прыгая.
  6. Возвращайтесь в группу по окончанию мастерской.
  7. Если нет желания посещать другие группы, то можно остаться в своей группе.

Воспитатель: План - схема будет у капитана группы, который поведёт детей по мастерским нашего детского сада «Путешествие в искусство».

В нашей группе будет  работать мастерская «Оригами», поэтому кассир, экскурсовод и помощники остаются в группе для встречи гостей.

Дети уходят по разным группам.

09.15 – 10.15

В приёмном помещении оборудована касса с кассиром для продажи билетов в мастерскую. Приходящие ребята из других групп покупают билеты.  

        После этого заходят в группу и присаживаются на стульчики. Помощники предлагают гостям рассмотреть поделки оригами, разложенные на выставке.

(дети располагаются на стульчиках на  ковре)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите внимательно на выставку и скажите, из какого материла сделаны эти поделки? (из бумаги). Может, кто-нибудь знает, как по-другому называют поделки, сконструированные (сложенные) из бумаги? (оригами).

Воспитатель:  Сказочная страна Оригами лежит за морем, которое находится в нашем красивом Приморском крае. Как называется море? (Японское).

На одной стороне Японского моря находится волшебная страна родина оригами – Япония, это наши соседи. Именно в эту волшебную страну мы сейчас с вами отправимся, и попасть туда нам поможет  «Принцесса Оригами».

 

(в группу входит девочка в национальной японской одежде)

«Принцесса Оригами»:

Я познакомиться сегодня рада с Вами!
Зовут меня принцесса Оригами.
А вот журавлик на моей ладони,
И, кажется, сейчас он оживёт.
Со мною прилетел он из Японии, 
Из той страны, где солнышко встаёт.

        Воспитатель: Многие удивляются, услышав слово «оригами». Каждый из нас складывал из обычного тетрадного листа самолётик, кораблик, пилотку из газеты, чтобы защититься от солнца, и даже не подозревал, что это  и есть самое настоящее оригами. 

 Оригами – это искусство складывания всевозможных фигурок из бумаги, которое родилось в древней Японии, а сегодня все дети мира играют этими удивительными фигурками. Открою маленький секрет, что попасть в страну Оригами очень сложно, туда пускают только посвященных «оригамистов» (тех людей, которые любят искусство оригами).  Вы готовы стать «оригамистами»?

Дети: Да!

Воспитатель: Начнём наше посвящение. Для этого нужно ответить на вопрос: Из какого материала делают поделки оригами?

Дети: Поделки оригами делают из бумаги.

Воспитатель: И еще разгадать загадку слушайте внимательно.

Сделай  кораблик, солдата, 

         Машину и  шпагу. 

И в этом поможет, простая …бумага

Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием.

А теперь встанем ровно, гордо держа голову, и произнесём клятву «Оригамистов»:

Юные оригамисты – мы умные и смелые,

На руки умелые, в душе красивые,

С улыбкою счастливою.

Покружились, покружились

В оригамистов превратились.

А сейчас с «Принцессой Оригами» мы вручим вам медальоны оригамистов.

(детей награждают медальонами оригамистов)

09.45 – перерыв сок

Воспитатель: Теперь мы готовы к путешествию в страну оригами – Японию.

Сядем на «волшебный самолётик» и произнесем  волшебное заклинание:

(дети имитируют полет самолета и с воспитателем  произносят слова)

За лесами, за горами,

 лежит город Оригами.
«Оригами, оригами,

Пронеси нас над волнами

Одари нас чудесами!»

Вот мы и перенеслись в «Царство оригами»

И в сказочном царстве фигурок бумажных

Научишься добрым, уверенным быть,

И множество разных подарков приятных

Ты сможешь родным и друзьям подарить.

  

Ребенок 1:

Если вам скучно и нечем заняться,
Не над чем от души посмеяться,
Если грустите, смотря в потолок,
Вспомните: есть ведь волшебный листок!
 

Интеллектуальная игра  «Где меня используют?»

        Задача: Расширить представления детей о видах и свойствам бумаги.

Воспитатель:  Ребята, какие  виды бумаги Вы знаете? (ответы детей: цветная, гофрированная, туалетная, альбомная…).

        Давайте вместе подумаем и, рассмотрев образцы бумаги:

  • чертёжная используется для черчения;
  • писчая – для письма, рисования и печатания на машинке;
  • цветная бумага;
  • бумажные обои делают квартиру и другие помещения теплыми, красивыми и уютными;
  • есть промокательная бумага, обёрточная, копировальная, наждачная и туалетная.

 

Почему люди стали делать столько разной бумаги? (предлагается ребятам подумать и ответить на вопрос).

        

        Воспитатель: По фактуре бумага бывает гладкая, шероховатая, гофрированная, тонкая, прозрачная, мягкая, рыхлая и  плотная (предлагается детям посмотреть через бумагу на свет, потом порвать, помять её). 

        А как вы думаете бумага -  прочный материал? (ответы детей) 

        Например, если сделать бумажный кораблик, то он выдержит дальнее плавание или   «терпят крушение»? (ответы детей). Кораблик из бумаги хорош как игрушка.

Ребенок 2:

Сразу весь мир посветлеет вокруг,
Ведь из листка может выпрыгнуть вдруг
Кошка, улитка, собака, гепард,
Фокусник, клоун, с гитарою бард.
Сложим жирафа, дрофу, бегемота,

Мы очень любим такую работу!
 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Побежали ножки сами  (дети бегут на месте)

Заниматься оригами.

Ушки - слышать,          (ладони подносят к ушам и делают вращательные движения)

Глазки - видеть,           (ладони подносят к глазам  - сжимают и разжимают кулаки)

Ручки - складывать должны, (руки перед грудью согнутые в локтях,  ладони вверх, вниз)

Все мы знаем - в оригами  (хлопают в ладоши)

Эти правила важны.

Изготовление поделок оригами «Кораблик»

 Воспитатель: Ходил он смело по морям,

Волну бесстрашно рассекая.

Теперь стоит в морском порту –

Проделав путь немалый,

Храбрец наш мирно отдыхает………….(корабль).

Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем изготавливать маленький кораблик из бумаги, а потом будем отправлять свои корабли в дальнее плавание.

        Ребята, а где же на самом деле могут плавать наши кораблики? (в тазике с водой, чистой луже, в ручейке).

        Правильно! С наступлением весны мы можем запускать кораблики в лужицах и ручейках. Хотите, научу Вас складывать  кораблики?

        Ребята, а какими свойствами должен обладать кораблик?

        Дети: Держаться на воде и не тонуть.

        А как узнать, какие материалы подходят для строительства кораблика?

(Дети выдвигают предположения о способах проверки материалов: железо, пластмасса, картон, дерево)

Воспитатель: 

Мы сегодня будем работать с бумагой.

Я бумагу приготовлю

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Я вот так листок держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

Демонстрация приемов работы, разбор схемы, пояснение.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КОРАБЛИКА

Воспитатель: Я приготовила заготовки из бумаги, какой формы они? (прямоугольной)

 

  1. Кладем перед собой прямоугольный лист и складываем его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.
  2. Снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по его вертикальной стороне) мы находим середину, которую складываем пополам и ещё раз пополам, чтобы найти его центр.
  3. Сгибаем верхние углы к центру под прямым углом.
  4. Правый и левый угол загибаем так, чтобы уголки точно встретились друг с другом. Хорошенько проглаживаем линию сгиба.
  5. У нас с вами остались свободные края снизу. Подогнем их наверх с двух сторон. Вот так, одну загибаю, затем другую, снова проглаживаю линию сгиба.
  6. Сгибаем углы краев вовнутрь.
  7. Какая фигура получилась? (треугольник)
  8. Раскрываем наш треугольник и сводим противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляем новую линию сгиба.
  9. Загибаем нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
  10. У получившегося треугольника сводим противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.
  11. Держим квадрат за верхние уголки и разводим их в сторону, пока не получится кораблик.

Физкультминутка:

Что там чудится в тумане?                          (дети вытягивают руки вперёд)

Волны плещут в океане.                              (дети машут руками, изображая волны)

Это мачты кораблей.                                    (дети вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!                         (дети приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,                                 (ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке                                   (наклоны)

И сжимаем в кулаке.                                       (дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать, —

Надо чаще приседать                                       (приседания)

Самостоятельная работа по складыванию  кораблика в технике оригами.

        Демонстрация готовых изделий

Посмотрите, какие замечательные кораблики получились у Вас. Вы хорошо поработали, кораблики получились ровные, красивые. С ними можно поиграть и отправить их в дальнее плавание в ручейке на улице.

При наличии свободного времени  ребятам предлагаются схемы для изготовления  поделок оригами самостоятельно и с поддержкой  воспитателя.

Воспитатель: Вы сегодня самые лучшие «мастера оригамисты». Оригами похоже на фокус - из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка!

Дети забирают свои поделки и уходят в свою группу.

10.15 – 10.45

Рефлексивный круг по результатам посещения разных групп.

Воспитатель: Ребята вам понравилось работать в творческих мастерских?  Передаём по кругу  мяч и  делимся впечатлениями от посещённых клубных часов в других группах.

Вопросы:

  1. Где вы были?
  2. Чем занимались?
  3. Что больше всего запомнилось?
  4. Что принесли с собой? (дети рассказывают).

Воспитатель: Ребята, Вы молодцы и проявили самостоятельность и продемонстрировали умение перемещаться по зданию детского сада и находить нужную вам группу, вежливо обращаться с просьбами.