Мастер-класс «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей дошкольного возраста»
материал по музыке

Батурина Наталья Александровна

Мастер-класс

 «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей

дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx20.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г.Ярцева Смоленской области

Мастер-класс

 «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей

дошкольного возраста»

 

Разработала:

 музыкальный руководитель

 МБДОУ детский сад №10

Батурина Наталья Александровна

г.Ярцево

2021 год

Название мастер-класса: «Музыкальные коммуникативные игры в развитии детей

дошкольного возраста»

Участники: воспитанники 2 младшей группы

Место проведения: МБДОУ детский сад №10

Педагогические технологии: здоровьесберегающие (ритмика, физкультминутка, музыкотерапия), личностно-ориентированные, технология «Синтез искусств» (слушание музыка, пение, танцы), игровые технологии.

Введение

Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения,  развитие социальных навыков, их поведения и создание условий для свободного и  естественного проявления их индивидуальных качеств. Поэтому музыкальная коммуникативная игра — синтез музыки с речью, движением, с пространственными  и зрительными ощущениями ребёнка.

Цель: включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств

Задачи: развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Теоретическая часть

Музыкальные коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включением в общий сюжет песенок, танцев, которые помогают воплотить замысел игры.

Это могут быть игры-забавы, типа фольклорных потешек и прибауток. Сочетая в них пение и музыку с игровыми шутливыми действиями, взрослый создает эмоционально - выразительную, яркую, непринужденную обстановку. Такие игры помогают заинтересовать, эмоционально увлечь  ребят, переключить их внимание, снять утомление, создать приподнятое настроение.

Детский игровой фольклор учитывает возрастные психологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Фолклор способствует освоению навыков сотрудничества и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера и множество других качеств, необходимых ребёнку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

Музыкальные коммуникативные игры основаны на методах и приёмах, найденные и сформулированные   немецким   композитором  и педагогом  Карлом  Орфом, Музыкальные коммуникативные игры успешно развивают принципы игровой народной педагогики. Педагогической философией Карла Орфа является опора на игру и активную творческую деятельность детей.

Правило для взрослого, организовывающего игры – не навязывать детям свой темп игры перехода от одного её этапа к другому, дать возможность детям пребывать в стихии игры и собственной фантазии столько, сколько им понадобится.Главным является само включение ребёнка в творческий процесс-игру, результат которой – удовольствие, получаемое ребёнком от реализации своих возможностей в процессе творческого взаимодействия с другим.

Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм коммуникативных музыкальных игр. Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.

Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными, последствия — порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми.

Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

В основе танцевальных сюжетов — образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев — это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия.

Это исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.

Практическая часть

Игра «Бинго»

Игровой момент этого танца — произнесение по буквам имени собачки, про которую сложена весёлая песенка. По-английски это будет звучать так: «би», «ай», «эн», «джи», «оу» («Bingo»).

Исходное положение: дети стоят парами по кругу, лицом по линии танца, держась за руку партнёра. Шагают в такт музыке, двигаясь парами по кругу. Прыгают галопом, повернувшись лицом друг к другу и держась за руки «лодочкой».

Дети внутреннего круга остаются на месте, а дети внешнего круга продвигаются от одного партнёра к другому, пожимая им в приветствии руки на каждую букву имени Бинго. Партнёра, попавшего на букву «оу», обнимают и берут за руку, становясь с ним в исходное положение.

Игра продолжается.

Игра «Бабочки и ветерок»

Исходное положение: дети стоят парами, взявшись за руки, в произвольном порядке. Один из них, «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка  касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучит музыка, начинаем импровизировать танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка»  открывает глаза и поворачивает свои руки вверх.)

«Водитель и машины»

Дети разбиваются на пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер «машины». Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины. В процессе игры дети меняются ролями.

Тот кто изображает машину, не должен открывать глаза , проверяя, правильно ли ведет водитель, т.е. полностью довериться своему партнеру по игре. Водитель же должен вести машину аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий».

Игра «Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один из них – зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающийся на бал. «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

На завершающей стадии игр педагог включает музыкальное сопровождение и предлагает детям «нарисовать» звучащую музыку – рисует её, а зеркало воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»)

Игра «Зарядка»

Дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. Педагог предлагает детям вспомнить, какие движения делают во время зарядки, воспроизводит их вместе с детьми.

Дети делают движения зарядки под музыку, повторяя их за ведущим. Роль ведущего передается всем по очереди – по кругу.

Игра «Ткачи»

На первую фразу части «А» ведущий «рисует» в воздухе рукой, руками или всем телом «узор» ковра; на вторую фразу«рисунок» повторяется всеми вместе с ведущим. Дальнейшие повторения части «А» связаны со следующим ведущим.

Часть «В» - раскачивающиеся движения руками и приставные шаги в такт музыке изображают работу татского станка. Движения выполняются всеми участниками и неизменно повторяются при каждом повторе части «В».    Эффективное использование данного материала позволяет достичь положительного эмоционального настроя детей, доброжелательного отношения друг к другу, повышение самооценки неуверенных в себе  детей.

Эффективное использование данного материала позволяет достичь легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

3. Итог мастер-класса. Подводя итоги нашего мастер – класса,  предлагаю вам оценить увиденное. Продолжение игр с детьми.

 Список литературы:

1.      Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и Образовании. – Л. – М., 1986.

2.      Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

3.      Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. Санкт-Петербург, 2000г.

4.      Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М., 1992.

5.      Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е.М. Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.

6.      Образовательная область «Музыка». Методический комплект программы «Детство». Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 г.

7.      Программа «Детство» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. Переработано в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме:"Коммуникативные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста".

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей....

Мастер - класс для музыкальных руководителей "Некоторые аспекты развития ритма у детей дошкольного возраста"

Работа по развитию метроритмического чувства в дошкольном воспитании - одна из приоритетных задач музыкального воспитания. Без развитого чувства ритма сложно продвигаться во всех видах музыкальной дея...

Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование ли...

Мастер класс для педагогов . "Коммуникативные игры."

В процессе игры раскрывается потенциал коллектива. Игры для взрослых и детей....

Мастер класс для педагогов . "Коммуникативные игры."

В процессе игры раскрывается потенциал коллектива. Игры для взрослых и детей....