Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»
материал

Абрамова Надежда Николаевна

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Организация педагогического процесса в нашем детском саду в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Образовательный процесс в ДОУ, основываясь на комплексно-тематическом подходе, учитывает принцип интеграции. Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

Коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка

«Давайте учиться играть вместе с детьми»

Мастер – класс

«Коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»

Цель мастер-класса: Представить педагогам вариативность применения коммуникативных танцев - игр в процессе организации непосредственно образовательной деятельности и обогащение социального опыта дошкольников (на занятиях, развлечениях, совместной деятельности в процессе режимных моментов, на прогулке и т.д.)

 Задачи: 

  • создать положительный эмоциональный настройпедагогов, вовлечьв игровое общение с коллегами, способствовать сплочению коллектива педагогов.
  • создать условия для практического освоения использования коммуникативных игр и танцев в развитии музыкальных способностей ребёнка и в формировании образного свободного восприятия окружающего мира.

План выступления:

1) Теоретическая – презентация, выступление музыкального руководителя Абрамовой Н.Н.

 2) Практическая (показ и разучивание коммуникативных танцев – игр)

        Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Развитие коммуникативных навыков не вызывает особой тревоги, пока дошкольник общается только с домочадцами. Первые сложности возникают при посещении детского сада. Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу — чаще, наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Вот тут-то и возникает жесткое соперничество сверстников, не всегда разрешающееся социально приемлемыми методами. Одни дошкольники проявляют упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой. Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира.

          Дети с трудным поведением не контролируют себя, хотя могут подчиниться контролю со стороны родителей и воспитателей. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация ребенка предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение научить их не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией» воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

         Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Организация педагогического процесса в нашем детском саду в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает поиск и использование адекватных форм образовательной работы. Образовательный процесс в ДОУ, основываясь на комплексно-тематическом подходе, учитывает принцип интеграции. Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

              Цель коммуникативных игр:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
  • развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • развивать умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
  • формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний

           Значение коммуникативных игр: Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

           Коммуникативные игры - (чему учат игры)

  •  помогают адаптироваться к условиям ДОУ
  • снимают телесные зажимы
  •  способствуют эмоциональной разрядке - развивает воображение
  •  развивают мимику и жесты
  •  активизирует внимание
  •  учат соблюдать правила
  • знакомят с чувствами и учат их распознавать
  •  развивают социальные навыки (освоение различных способов решения конфликтных ситуаций)
  • уметь распознавать эмоциональные переживания окружающих и собственные чувства
  • воспитывает положительное отношение к себе, другим людям.

Сегодня я хочу рассказать вам о значении музыкальных коммуникативных игр и познакомить вас с ними. Музыкальные коммуникативные игры можно использовать в режимных моментах, в ходе НОД и в течении всего дня.

           Не секрет, что возможности и способности у детей разные и воспитываются они в разных условиях. Есть дети активные и замкнутые, конфликтные и доброжелательные. Поэтому перед педагогами стоит задача в разных видах детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной, двигательной, музыкальнохудожественной и т.д.) создать условия, которые способствовали в процессе совместной деятельности формированию и развитию чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками.

              В ходе работы передо мной стоит задача помочь детям раскрыться, поверить в себя и социализироваться. В своей работе с детьми : на музыкальных занятиях, индивидуальной работе, праздниках и развлечениях для развития коммуникативных способностей использую музыкальные коммуникативные танцы- игры, игры-приветствия, ритмические игры, игры с музыкальными инструментами.

       Цель: сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным.

        Музыкальные коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального творчества детей. Для создания благоприятной атмосферы доверия, доброты, взаимного расположения и интереса в процессе совместной деятельности, я использую игрыприветствия, которые способствуют установлению дружеского контакты между детьми, а также настраивают на активную работу.  («Здравствуй, дружочек» муз. С Коротаевой,, «Музыкальное приветствие» муз.Е.Кошкарова, « Мы начинаем»муз. Е Кислициной, «Здравствуй, говори» муз.С.Коротаевой, «Здравствуйте, ладошки» муз.М.Картушиной, «Здравствуй друг» муз. М.Картушиной ,) Коммуникативные танцы-игры − это, в основном, танцы с несложными движениями (ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т.д.), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет), вызывая у детей массу положительных эмоций. Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения и могут определять их. Взаимодействие помогает малышу ориентироваться в пространстве, познавать себя, сверстников, по взгляду партнера, понять намерение друг друга. Контакт с партнером усиливается тактильно – рукопожатие, хлопки, как элемент открытости. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми. Многие коммуникативные танцы построены на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Разумеется, не каждый ребенок сможет выйти в круг и станцевать. Можно предложить застеснявшемуся ребенку разные варианты действий: потанцевать вместе со взрослым, с другим ребенком, не выходить в круг, вообще выйти за круг, как бы спрятавшись от детей. В данном случае задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких детей. В детском коллективе всегда есть так называемые «звёзды», а также стеснительные. Дети с высокой популярностью могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как стеснительные дети испытывают эмоциональный голод и обиду, становятся замкнутыми и отчуждёнными. Игры со сменой партнёров снимают эти барьеры, создавая для всех равные условия общения. Разучивание данных танцев, не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз. Можно предложить некоторым участникам исполнить аккомпанемент танца на шумовых и ударных инструментах В некоторых танцах дети с помощью пластики, мимики и жестов создают свои образные картины, учатся умению перевоплощаться в предметы, животных (имитируют движения и повадки), а также импровизировать движения людей различных профессий: врача, сапожника, повара и т.д. Это увлекает ребенка, раскрепощает, пробуждает его фантазию, развивает двигательную свободу, ассоциативно-образное мышление, импровизационные и коммуникативные качества. На развлечения и праздники мы приглашаем гостей, которые становятся активными участниками мероприятия. Играя вместе с детьми, родители учатся выстраивать отношения с ребенком, у них укрепляется чувство уверенности в своихсилах. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку. У них все получается, есть возможность себя выразить, проявить. Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе.

     Для работы я предлагаю вам ознакомиться с составленной мною картотекой коммуникативных игр и танцев и использовать данный материал в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"

Представлен план проведения  Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...

МАСТЕР-КЛАСС по теме «Работа с родителями как средство развития личности ребенка»

Работа с родителями как средство развития личности ребенка...

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»Цель:Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование осмысленного ценностного отношения р...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»...

План проведения семинара для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»

Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»Дата проведения: 3 декабря 2015 годВремя проведения: 9.30 ...

МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.

коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир,  помогут сформировать у них социальную уверенность....