Формирование основ безопасности жизни у дошкольников
консультация

Торопова Светлана Фёдоровна

Методические материалы направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. Материал представлен в виде описания принципов, средств и методов организации работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста в группах ДОО. Данные методические материалы предназначены педагогам и специалистам дошкольных образовательных организаций для создания оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна учреждение

«Кагаöс сöвмöдан шöрин –челядьöс 112 №-а видзанiн» - школаöдз велöдан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара  

Формирование основ безопасности жизни

у дошкольников

методические рекомендации

Разработала:

Торопова С.Ф. –

старший воспитатель МАДОУ

«ЦРР – детский сад № 112»

г. Сыктывкара

                                         

Сыктывкар, 2023

«Методические рекомендации по организации работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста в ДОО». – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара

Авторы – составители:

Торопова С.Ф., старший воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 112» г. Сыктывкара.

Методические материалы направлены на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. Материал представлен в виде описания принципов, средств и методов организации работы по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста в группах ДОО.

Данные методические материалы предназначены педагогам и специалистам дошкольных образовательных организаций для создания оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………... 4  
  2. Принципы организации работы по формированию у детей основ безопасности жизни в ДОО ……………………………………………… 5
  3. Средства ознакомления дошкольников с основами безопасности …… 6
  4. Методы ознакомления детей с основами безопасности ……………….. 8
  5. Заключение ……………………………………………………………….. 9
  6. Список используемой литературы ………………………………........... 10

  1. Введение

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребёнок растёт и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни. Поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, своё здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

         Цель: содействие улучшению работы педагогов и специалистов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребёнка.

2. Закон «Об образовании».

  1. Принципы организации работы по формированию у детей основ безопасности жизни

Организуя работу по формированию у детей основ безопасности жизни, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы:

- Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определенных источников опасности.

- Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

- Принцип учёта условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

- Принцип возрастной адресности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

- Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребёнка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребёнка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга. 

           Далее создаются условия для ознакомления детей с основами безопасности, включающие в себя воспитательную, предметную среду:

- Воспитательная среда: создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, в которой ребёнок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

- Предметная среда: безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребёнка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство обогащается элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуального потенциала, жизненно важных качеств, таких как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

  1. Средства ознакомления дошкольников с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребёнка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребёнка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти своё место в нём, быть активным участником.

  Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребёнка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребёнка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребёнка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребёнка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребёнок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

  Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом»; «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон", сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка», Б. Житков «Пожар». М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; В. Заверюха «Не включайте, дети, газ!», «Дом у старого бульвара», «Здравствуй, здравствуй, Новый год!», «В пожары, не играйте!», «Однажды в детском садике», «Коварное электричество»).  Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

При ознакомлении детей с основами безопасности следует использовать деятельностный подход. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребёнка происходит передача социального опыта: ребёнок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться, не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность даёт ребёнку возможность быть самостоятельным в познании мира.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные игры, а также ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.

  Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их действительность.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об их свойствах, качествах, а затем и их назначении, и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребёнка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

 Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнёт испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретёт уверенность в своей способности преодолевать трудности.

  Через наблюдение ребёнком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка.

Передача опыта от взрослого к ребёнку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребёнок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.

Таким образом, ребёнок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

  1. Методы ознакомления детей с основами безопасности

При ознакомлении детей с основами безопасности используются разнообразные методы:

- метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

- метод моделирования ситуаций даёт ребёнку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.       

- метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

- экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

- игровые приёмы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

- составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

 В деле решения вопроса безопасности ребёнка не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями. Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвящённом проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

  1. Заключение

Таким образом, вопрос формирования основ безопасности жизни является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребёнка примером для подражания.

В перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизни необходимо включать следующие разделы:

- формирование представлений у дошкольников о правилах безопасного дорожного движения;

- организация работы с детьми по пожарной безопасности;

- формирование представлений у воспитанников о безопасном поведении в быту, природе, социуме;

- работа с родителями (законными представителями)

Это поможет участникам учебно-воспитательного процесса дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения при их возникновении.

 

  1. Используемая литература

1. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008.

2. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997.

3. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Байер О.Н., Сизоненко А.Н. «Один дома». Развитие социальной компетентности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста. – Запорожье: ООО «ЛИПС Лтд», 1999.

5. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008.

6. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.

7. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006.

8. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995.

9. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010.

10. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/Сост. Н.А. Извекова; Под ред. Е.А. Романовой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006.

11. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО

Формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО....

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...

Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников

Одно из важных условий  при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю -  формирован...

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни  детей дошкольного возраста и их родителей....

Тематические недели по проекту : «Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей»

Тематические недели по проекту : «Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей»...