Консультация для педагогов "Инженерное творчество в ДОУ"
методическая разработка (старшая группа)

Михайлова Оксана Викторовна

Инженерное творчество в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_inzhenernoe_tvorchestvo.docx29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Толстой «Если ребенок не научится сам ничего творить,

 то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать».

          В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе к ее образовательной составляющей. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление «Начальное инженерное (техническое) творчество».  Научно-техническое развитие ребенка – важнейшее составляющее современной системы образования.

Что же такое детское инженерное творчество?

Детское инженерное творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, моделей, механизмов и других инженерных объектов.

        Детское инженерное творчество напрямую взаимосвязано с  техническим творчеством  – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии.

          Какие же задачи стоят перед организациями дошкольного образования, работающими в области инженерного творчества. Наша главная задача –

воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой специалист технического профиля.

         Инженерное мышление – самое естественное для ребенка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. В процессе образования они получают знания. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое. Основными  из перечисленных видов мышления – творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте.

На начальном этапе основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребенка.

В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме.

В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.

Инженерно-техническая направленность весьма актуальна в условиях быстрого развития науки, техники и производственных технологий. Инженерное образование сегодня формирует экономический потенциал страны, поэтому очень важно заложить основы инженерного мышления в детском саду.

          Первый шаг в мир техники и инженерного творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях.

Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и как действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. «Задатки» инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим  для изучения  техники, «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс – результат», вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).

Для развития инженерного  мышления самое главное – создать у дошкольников установку на творческий поиск, также необходимо создать образовательное среду, в которой ребенок будет развиваться. В группе должны быть созданы условия для осуществления  возможностей детей, склонных к научно-техническому и инженерному творчеству, условий для формирования инженерных компетенций. Разные виды конструкторов «Полидрон», «Лего», «Дары Фребеля» позволят детям развивать мелкую моторику, творческое мышление, способность решать проблемы, когда, например, детали не подходят друг к другу. Дети смогут сооружать замки, башни, машины, лодки и даже дома с тоннелями, по которым можно проползти! У детей будет возможность возводить как огромные, так и небольшие  конструкции, одновременно осваивая понятия фигур, двух- и трёхмерных объектов, а также обучаться работе в команде, претворяя идеи в реальность, также необходимо развивать умение ребенка видеть проблему, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение давать определения понятиям.

 Особое место в развитии основ инженерного творчества  занимает исследовательская деятельность, в процессе которой развивается умение систематизировать, проводить наблюдение или эксперимент, умение делать выводы, структурировать материал, работать с чертежами, моделями, отстаивать свою точку зрения. Необходимо создавать условия для развития познавательной активности ребенка через накопление собственного опыта.

Сочетание индивидуальных и совместных форм инженерного творчества повышает продуктивность, понимание способов деятельности, что позволяет создавать содержательное общение детей. Включение конструирования (как вида инженерного творчества)  в различные повседневные  события (праздники, игры, развлечения) – способствуют формированию потребности, желания конструировать. Организация целенаправленных наблюдений за различными  объектами (на улице, в природном окружении) – является важным этапом для развития детских замыслов.

Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является началом  технического, а затем и инженерного мышления.

 Также  использование робототехники в образовании способствует развитию инженерно – конструкторских способностей дошкольников.

 Робот в образовательном процессе – это, прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область  приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной технической среде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений. Создавая роботов, дошкольники приобретают политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. А еще робототехника – это новое средство наглядности, которое считается эффективным для индивидуализации обучения.

В  группе мы используем различные конструкторы:

- LEGO конструирование;

- Магнитные конструкторы;

- кубики;        

- строительный набор;

- болтовые конструкторы;

- контурные конструкторы;

- лабиринты.

            Конструированию из бумаги и дополнительных материалов мы обучаем в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Создать из плоского материала игрушку объемной формы совсем не просто. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.

Какие же условия необходимо создать для развития инженерного творчества дошкольников?  Самое главное это определить направления деятельности, их, как правило, выделяют четыре:

  1.  Работа с детьми
  2. Работа с родителями
  3. Организация предметно – развивающей среды
  4. Работа с педагогами ДОУ

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

                  Велико значение того, как родители  воспитанников относятся к увлечению своих детей. Контакты с родителями, консультации и помощь необходимы и должны оказывается постоянно. Активное участие родителей в  мероприятиях радует и приносит положительные результаты.

Значение поддержки детского инженерно-технического творчества самими родителями очень велика и значима.

Современный инженер должен осуществлять переработку научных идей в технологию и затем в производство, а также выполнять последовательность «исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя – обеспечение эксплуатации».

Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства. По данным ученых, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности в дошкольном возрасте, чаще всего не соединит свою будущую профессию с техникой. Поэтому, важно как можно раньше выявить и развивать технические наклонности у дошкольников. Это позволит выстроить модель обучения всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Готовить детей к изучению технических наук, значит обучать, и развивать техническое творчество. Это будет содействовать воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОС ДО) обучению основам технических наук поможет внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» целью которой является  именно формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Многие считают, что азы инженерного образования связаны с использованием технических игрушек и средств обучения. Бесспорно, это так, но рассмотрим этот вопрос, с другой стороны. Инженерное мышление – самое естественное для ребенка-дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. И в процессе образования они получают знания. Когда дети возводят башни из кубиков, они изучают основы строительства и понятие «стабильности», Занимаясь лепкой или оригами – пространственного моделирования. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.

Какие же условия необходимо создать в ДОУ, для развития инженерного творчества дошкольников:

  • Расширить перечень ОП технической и опытно-экспериментальной направленности;
  • Расширить перечень дополнительных услуг технической и опытно-экспериментальной направленности (например: мультстудия, леголенд, легомульт, лего-мозаика);
  • Учить детей применять полученные навыки в самостоятельной деятельности;
  • Включить педагогов в процесс разработки технологических карт (программ технической направленности);
  • Помимо детей и педагогов, в процесс обязательно включить родителей (новые формы и новые направления работы: демонстрация детских достижений через проведение детских презентаций, мастер-классов и квестов);
  • Приобрести комплекты тематических Лего, лего wedo, wedo 2.0, оборудование для лаборатории, электронные конструкторы;
  • Пройти курсы по робототехнике;

Приобщение детей к техническому творчеству через использование игрового оборудования, делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, погружает в мир инженерных наук, что формирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для дальнейшего обучения в школе и может повлиять на выбор будущей профессии инженера.

«Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

 как учили этому вчера».

Д. Дьюи

Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Земляничка» п.Саган-Нур»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Консультация для педагогов на тему:

«Условия развития инженерного творчества дошкольников в ДОУ»

Подготовила и провела:

Воспитатель первой квалификационной категории

Михайлова О.В

Проверил: Старший воспитатель

Исаева Н.Н

п. Саган-Нур, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: детское речевое творчество, как условие полноценного общения.

Данная консультация предназначена для развития у детей индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности....

Консультация для родителей:"Творчество для самых маленьких"

как научить ребенка рисовать? С чего начать и как организовать художественную деятельность малыша....

Консультация для родителей:"Творчество для самых маленьких"

как научить ребенка рисовать? С чего начать и как организовать художественную деятельность малыша....

Консультация "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА".

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,влияющих на психическое здоровье ребенка....

Консультация "Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях"

Консультация для родителей "Как  играть с детьми раннего возраста"...