Консультация: детское речевое творчество, как условие полноценного общения.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Данная консультация предназначена для развития у детей индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей? Как ребенка умеющего уже говорить, научить разговаривать? Вопрос актуальный. Это не одно и тоже.
Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен обладать определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.
Разговаривать – беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими людьми.
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Чтобы такие навыки у детей вырабатывались, Нужно создать им определенные условия.
В первую очередь, это развивающая среда. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева. Поэтому в возрастных группах мы большое внимание уделяем предметно – пространственной среде. Ведь дошкольная группа – это среда обитания ребенка, в которой он находится большую часть времени и может реализовать свои интересы.
Поэтому, насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности: в познании, в движении и в общении. Отсутствие жесткого зонирования в игровой комнате открывает широкие возможности детям для разнообразного и творческого использования игрового материала в свободной игровой деятельности.
На практике мы убедились: Дети чувствуют себя комфортнее и увереннее, когда занятия и свободная деятельность проходят за столами, соединенные в общий большой стол (посадочные места детьми не закрепляются).
Разнообразные виды театра, познавательная литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, игротека « Говори правильно, рассказывай понятно, разговаривай вежливо», - книжки самоделки, коллажи, познавательные альбомы являются важными составляющими развивающей речевой среды в группе.
Вторым условием- для развития навыков эффективного общения является широкая речевая практика. Дети должны иметь возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми младше и старше себя. Для детей важно общение и со взрослыми. Но это общение не должно замыкаться на тех, кто работает в детском саду. Поэтому частыми гостями детей являются артисты детских театров, военнослужащие, выпускники детского сада прошлых лет, учителя школы.
Третьим условием эффективного общения является детское речевое творчество, его поддержка и развитие.
Необходимо создавать условия, помогающие детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью. Это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей в форме творческой мастерской.
Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно – образовательного процесса: каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Педагогу для этого нужно
- Не мешать ребенку творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию, довериться ребенку в минуты творческого поиска, который сам чувствует и знает, что ему нужно
- Самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
Для творческой мастерской характерны психологическая свобода и безопасность, разумная дозволенность, игра спонтанность. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской, дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: в игру, общение, предметную деятельность.
Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысит самооценку.
Наши дети сочиняют сказки, сказочные истории, составляют загадки, пробуют свои силы в составлении рифмованных текстов К. И. Чуковский писал о маленьких детях как о «природных лингвистах». Например, загадки придуманные родителями с детьми:
- Это что за дом? Много деток в нем: все играют и поют вместе весело живут. (детский сад)
- Много окон и дверей, полны горницы детей. (дет. сад)
- Утром рано я встаю, с мамой в садик я иду. Кто приветствует нас там? Кто спешит на встречу нам? (воспитатели)
- Без рук, без ног по столу ползает (тесто)
Такая творческая деятельность формирует у дошкольников любознательность, чуткость к слову.
В процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей, а это помогает им стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Любая совместная, продуктивная деятельность детей дает возможность формировать у них положительное отношение к сверстникам, партнерам по играм. Непринужденное общение, в свою очередь, способствует развитию детского коллектива. Все это является прямым подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться – в счастье купаться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закаливание детского организма как необходимое условие полноценного физического воспитания детей.
Cистема работы по закаливанию в ДОУ...
Мастер – класс для педагогов "Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника"
мастер класс...
Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника
Мастер - класс для педагогов...
Мастер - класс для педагогов "Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника"
Мастер - класс...
Детское речевое творчество как условие полноценного общения
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её (деятельность) и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...
Консультация "Детское речевое творчество - условие полноценного общения"
Уважаемые, родители!Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать ребенку задания на придумывание сказок, рассказов, загадок....
Детское речевое творчество как условие полноценного общения
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности ...