Консультация: детское речевое творчество, как условие полноценного общения.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Горлова Татьяна Ивановна

Данная консультация предназначена для развития у детей индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей? Как ребенка умеющего уже говорить, научить разговаривать? Вопрос актуальный. Это не одно и тоже.

Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребенок должен обладать определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.

Разговаривать – беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребенка, тем сильнее его стремление к общению с окружающими людьми.
Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Чтобы такие навыки у детей вырабатывались, Нужно создать им
определенные условия.

В первую очередь, это развивающая среда. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева. Поэтому в возрастных группах мы большое  внимание уделяем предметно – пространственной среде. Ведь дошкольная группа – это среда обитания ребенка, в которой он находится большую часть времени и может реализовать свои интересы.
Поэтому, насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности: в познании, в движении и в общении. Отсутствие жесткого зонирования в игровой комнате открывает широкие возможности детям для разнообразного и творческого использования игрового материала в свободной игровой деятельности.
На практике мы убедились: Дети чувствуют себя комфортнее и увереннее, когда занятия и свободная деятельность проходят за столами, соединенные в общий большой стол (посадочные места детьми не закрепляются).

Разнообразные виды театра, познавательная литература, иллюстрации, картины, дидактические игры, игротека « Говори правильно, рассказывай понятно, разговаривай вежливо», - книжки самоделки, коллажи, познавательные альбомы являются важными составляющими развивающей речевой среды в группе.

Вторым условием- для развития навыков эффективного общения является широкая речевая практика. Дети должны иметь возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми младше и старше себя. Для детей важно общение и со взрослыми. Но это общение не должно замыкаться на тех, кто работает в детском саду. Поэтому частыми гостями детей являются артисты детских театров, военнослужащие, выпускники детского сада прошлых лет, учителя школы.

Третьим условием эффективного общения является детское речевое творчество, его поддержка и развитие.
Необходимо создавать условия, помогающие детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью. Это прежде всего совместная деятельность взрослых и детей в форме творческой мастерской.

Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно – образовательного процесса: каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Педагогу для этого нужно

  1. Не мешать ребенку творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию, довериться ребенку в минуты творческого поиска, который сам чувствует и знает, что ему нужно
  2. Самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Для творческой мастерской характерны психологическая свобода и безопасность, разумная дозволенность,  игра спонтанность. Даже самый застенчивый ребенок  находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

Опыт творческой деятельности, приобретенный в мастерской, дети трансформируют в разные формы своей жизнедеятельности: в игру, общение, предметную деятельность.

Коллективная творческая деятельность помогает ребенку быть более открытым и свободным в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться,  развить чувство ответственности, собственной значимости, повысит самооценку.

Наши дети сочиняют сказки, сказочные истории, составляют загадки, пробуют свои силы в составлении рифмованных текстов К. И. Чуковский писал о маленьких детях как о «природных лингвистах». Например, загадки придуманные родителями с детьми:

  1. Это что за дом? Много деток в нем: все играют и поют вместе весело живут. (детский сад)
  2. Много окон и дверей, полны горницы детей. (дет. сад)
  3. Утром рано я встаю, с мамой в садик я иду. Кто приветствует нас там? Кто спешит на встречу нам? (воспитатели)
  4. Без рук, без ног по столу ползает (тесто)

Такая творческая деятельность формирует у дошкольников любознательность, чуткость к слову.

В процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей, а это помогает им стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Любая совместная, продуктивная деятельность детей дает возможность формировать у них положительное отношение к сверстникам, партнерам по играм. Непринужденное общение, в свою очередь, способствует развитию детского коллектива. Все это является прямым подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться – в счастье купаться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское речевое творчество как условие полноценного общения

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её (деятельность) и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...

Детское речевое творчество как условие полноценного общения

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности ...

Мастер – класс для педагогов «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника»

Активизировать знания педагогов по теме: «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника»....

Мастер – класс для педагогов «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника»

Мы знаем, что существуют разные  формы работы по развитию речи, но Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие не...