Мастер - класс для педагогов "Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника"
материал по развитию речи

Шатохина Алена Владимировна

Мастер - класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_rmo.docx75.74 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

Мастер – класс для педагогов

Формирование детского речевого творчества как условие

полноценного развития

связной речи дошкольника

Подготовила воспитатель: Шатохина А.В

Белый Яр, 2021г

Цель мастер – класса:

  • Активизировать знания педагогов по теме: «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника».

Задачи:

  1. Обеспечить оптимальные условия для обмена опытом, заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях.
  2. Повышать профессиональное мастерство педагогов в работе над образовательной областью «Речевое развитие».

Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер – класса «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника». Мы знаем, что существуют разные  формы работы по развитию речи, но Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном  процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством  (сюжетной картиной, игрушкой, книгой,природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

Сегодня мы будем работать под девизом: «Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами». Е.И. Тихеева.

Давайте окунемся в историю первобытного общества. Что использовал первобытный человек для общения? (жесты). Речь как форма общения появилась гораздо позже. Люди изъяснялись с помощью жестов, движений головы, ног, тела. Затем в речи появились отдельные звуки, возгласы, крики, т.е. первичная речь. Прошло много лет, пока человек овладел речью в том виде, в котором она существует сейчас. Поначалу движения пальцев, кистей были неуклюжими, но постепенно с появлением промыслов люди научились выполнять более тонкую, сложную работу. Речь становилась более четкой, образной. Потребность в общении вместе с развитием моторики стали факторами формирования речи.

Дошкольный возраст имеет важное развитие в становлении личности ребенка. Именно в этом возрасте формируются все психические процессы. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, происходит умственное развитие, а значит, и развитие речи. Речь не дается ребенку от рождения. Необходимо время, чтобы ребенок овладел речью. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. А развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. К сожалению, речь современных детей не отличается, полнотой, образностью, наличием синонимов и сравнений.

На ладони есть множество биологических точек, воздействуя на которые можно влиять на работу органов человека. Может, вы знаете, где на ладонях находятся точки, отвечающие за работу головного мозга? (на больших пальцах). Необходимо одинаково развивать функции правой и левой руки.

Из практики работы мы знаем, что, чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше у ребенка речь, тем более подготовленным он пойдет в школу. У такого ребенка лучше развито логическое мышление, интеллектуальные способности, память, внимание. Учебный процесс в школе предполагает свободное владение ребенком связной речью.

Речь формируется в деятельности, в игре. Вы часто используете в работе пальчиковые игры. Для чего? (Эти игры развивают мозг, мелкую моторику, стимулируют речевые центры, развивают воображение).

С какого возраста можно использовать пальчиковые игры? (с раннего возраста). Давайте и мы сейчас поиграем.

1.Пальчиковые игры

Игра «Кот»

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,

На печи калачи

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей

Всё быстрей, быстрей, быстрей

Рук приятель не жалей!

Ход немного замедляем

Видно к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише

И мотор уже не слышим!

Игра с мячиками:

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же другой рукой).

Пальчиковая игра «Сапожки»

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

Раз, два, три, четыре, пять, очень весело гулять

2.Зашумленные картинки

Ёще одним из средств  для  развития  грамматической  речи являются зашумленные картинки, использование которых помогает развивать не только зрительное восприятие, но и обогащать словарь, совершенствовать звукопроизношение,

Зашумленные (или зашумованные) картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, геометрических фигур или животных. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/18/s_5a898d3568e85/835868_3.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/18/s_5a898d3568e85/835868_4.jpeg

Речь – это первый и единственный способ познания! Нет речи – нет познания!

Дети страдающие различными речевыми нарушениями глубоко переживают свои проблемы. Становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников. Тормозится общее развитие ребёнка.

Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой  и как можно раньше.

Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения). Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

1.Покатай карандаш

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатить по столу круглый карандаш.

2. Снежинки летят 

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки). Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят» «бабочки летят».

Сейчас я предлагаю Вам артикуляционные упражнения, хочу заметить, что, когда дети уже знают упражнение, можно использовать сопровождающее стихотворение.

Упражнения для губ

1.«Улыбка»Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку

Упражнения для губ и щек

1.Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Сказка «Малыш»

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он  у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка.  Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «Заборчик» из зубов.

«Заборчик»: возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

«Чистим зубы»: а теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите  за нижними зубами (влево, вправо).

«Месим тесто»: а теперь  блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

«Блинчики»: а вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

«Сердитая кошка»: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети — вы  умненькие и старательные. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: детское речевое творчество, как условие полноценного общения.

Данная консультация предназначена для развития у детей индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности....

Мастер-класс для педагогов доу детский сад "снежинка" "Мнемотехника-как средство развития связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных....

Детское речевое творчество как условие полноценного общения

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её (деятельность) и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...

Детское речевое творчество как условие полноценного общения

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности ...