Мастер - класс для педагогов " Использование схем и знаковых моделей в развитии связной речи дошкольников".
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Рукосуева Валентина Алексеевна

Мастер- класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie-_grammotnost.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

     МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ И ЗНАКОВЫХ МОДЕЛЕЙ

В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Рукосуева В.А.

Цель: оказание практической помощи педагогам в развитии речи дошкольников, используя схемы и знаковые модели.

Задачи:

-создать творческую атмосферу;

-познакомить и обучить внедрению опорных сигналов и опорных конспектов, на основе  технологии интенсификации обучения средствами знаковых и схемных моделей, для развития связной речи дошкольников.

Материалы: мультимедийное оборудование, листы бумаги А4, фломастеры, маркер для доски, столы и стулья.

Ход мероприятия:

Подготовительно-организационная часть

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Анализ диагностических данных показал, что особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой - оформление контекстного высказывания. Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Предлагаю вам познакомиться с внедрением опорных сигналов и опорных конспектов, на основе  технологии интенсификации обучения средствами знаковых и схемных моделей. Эту технологию разработал и воплотил на практике педагог-новатор В.Ф. Шаталов. Суть данной технологии заключается не в зубрежки, а в понимании изучаемого материала, его воспроизведении с помощью опорных конспектов.

Что такое опорный сигнал?

Опорный сигнал – это ассоциативный символ.

Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов, как из кирпичиков.  

Основная часть

Участникам предлагается образовать круг и выбрать карточки, на которых изображено «рукопожатие», «наклон» и «нос». Объяснить участвующим, что означают эти знаки. Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «рукопожатие» пожимают руку, «наклон» кланяются, «нос» трутся носами.        

- Вы, все знатоки своего дела. Отгадайте загадку:

Крыльев нет, 
А быстро летаю, 
Сам меня выпустишь — 
Да потом не изловишь. 
(Слово)

Слово можно увидеть и потрогать с помощью ассоциаций. Ребенку не понятно, что такое слово, если его нельзя увидеть или хотя бы потрогать, а моих играх - со словом играем, можем увидеть его с помощью цвета и даже потрогать, опираясь на ассоциации.

Что же такое ассоциации?

Сегодня быть эрудированным человеком очень просто, обращаясь к интернету. Ассоциации - это связь между предметами и явлениями в основе которых – сходство по определенному признаку.

Поиграем в игру «Ассоциации». Отвечайте быстро можно вместе, хором. Что приходит в голову на слово: овощ, дикое животное, русский поэт, часть тела.  

Почему дети соединили: цыпленка и солнце, петуха и будильник? Сложнее: холодильник и будильник?

Таким образом, в основе формирования ассоциативных связей, могут лежать разные критерии: цвет, форма, величина, материал, части, действия.

Чтобы вам было легче понять, что такое опорный конспект, и каким образом используются в нем опорные сигналы, предлагаю сочинить сказку по опорному конспекту.

Чтобы определить какую сказку будем сочинять, кто будет главным героем, хочу загадать вам загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

Как вы думаете, о ком будет наша сказка? (О кошке, рисуется символ, обозначающий кошку – круг с усами, по середине листа)

Сказка наша будет некрасивая, если мы не придумаем имя кошке. (Мурка)

Какая кошка была? (красивая, добрая, улыбчивая и т.д. Красивая – обозначение цветок, улыбчивая – улыбка и т.д. Знаки рисуются вокруг символа кошки)

Чем занималась Мурка? (Мяукала, умывалась, заботилась о котятах, ловила мышей)

Где она жила? (на лугу, в домике сказочном)

С кем дружила?

Однажды… Что случилось?

Как помочь Мурке?

Что для этого нужно сделать?

Чем все закончилось?

Какое название можно придумать для нашей сказки?

А теперь попробуйте ее рассказать, используя нарисованную схему.

Таким образом, видя перед собой опору, ребенок легко может воспроизвести сказку.

Заключительное задание – «Составь самостоятельно опорный конспект».

(Всем участникам раздаются карточки, на которых написан всем известный текст, например, это могут быть стихотворения А. Л. Барто «Игрушки». Участники «кодируют» данный текст, а остальные должны его расшифровать, следуя каждому символу)

Рефлексия

Сейчас мы с вами попробуем составить синквейн на слово «мастер-класс», используя опорные сигналы. Кто не знает, что такое синквейн, это французское слово, в переводе означает «стихотворение из 5 слов».

Перед вами алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать. По этому алгоритму зарисовываем сигналы, для составления синквейна.

Мастер-класс

Полезный, интересный

Учит, сближает, развивает

Дело-мастера боится

Праздник!

Работая на основе системы применения знаковых и схемных моделей обучения, можно сделать вывод, что она:

  • помогает развивать все виды связной речи и логическое мышление детей дошкольного возраста;
  • повышает общую речевую грамотность;
  • помогает ребенку вырабатывать желание самостоятельно работать, составлять творческие опорные конспекты.

Перспективность данного опыта – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

Мастер - класс для педагогов "Использование схем-карточек в развитиеречи дошкольников"

Связная речь занимает важное место в ощении ребенка со сверстниками и взрослыми. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Дошкольник лишен возможности , запис...

Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. - знакомство с игровой развивающей технологией В.В....

Мастер - класс для педагогов "Использование многофункционального пособия "Затейники", как средство развития психомоторных функций дошкольника"

Пособие способствует повышению профессиональной компетенции педагогов и является эффективным средством в решении различных образовательных задач. Если вы окунетесь в мир игр, применяя это пособие...

Использование наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников

Использование наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников...

Использование наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников

Использование наглядных моделей в развитии связной речи дошкольников...