Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника
методическая разработка

Кияшко Любовь Васильевна

Мастер - класс для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование детского речевого творчества как условие

полноценного развития

связной речи дошкольника»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_1.png

Подготовили: воспитатели

Кияшко Л.В.

Кухарчук М.А.

2020год

Цель:

  1. Активизировать знания педагогов по теме: «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника».
  2. Обеспечить оптимальные условия для обмена опытом, заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях.
  3. Повышение профессионального мастерства педагогов в работе над образовательной областью «Речевое развитие».

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е.Щукина

Уважаемые коллеги! Тема нашей встречи: «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника». Мы обсудим, какие формы работы, методы и приемы можно использовать для развития детского речевого творчества дошкольников.

Сегодня мы будем работать под девизом: «Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами». Е.И. Тихеева.

Давайте окунемся в историю первобытного общества. Что использовал первобытный человек для общения? (жесты). Речь как форма общения появилась гораздо позже. Люди изъяснялись с помощью жестов, движений головы, ног, тела. Затем в речи появились отдельные звуки, возгласы, крики, т.е. первичная речь. Прошло много лет, пока человек овладел речью в том виде, в котором она существует сейчас. Поначалу движения пальцев, кистей были неуклюжими, но постепенно с появлением промыслов люди научились выполнять более тонкую, сложную работу. Речь становилась более четкой, образной. Потребность в общении вместе с развитием моторики стали факторами формирования речи.

Дошкольный возраст имеет важное развитие в становлении личности ребенка. Именно в этом возрасте формируются все психические процессы. Речь не является исключением, ведь ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, происходит умственное развитие, а значит, и развитие речи. Речь не дается ребенку от рождения. Необходимо время, чтобы ребенок овладел речью. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. А развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. К сожалению, речь современных детей не отличается, полнотой, образностью, наличием синонимов и сравнений.

Философ И.Кант сказал, что «Рука – это вышедший наружу мозг».

На ладони есть множество биологических точек, воздействуя на которые можно влиять на работу органов человека. Может, вы знаете, где на ладонях находятся точки, отвечающие за работу головного мозга? (на больших пальцах). Необходимо одинаково развивать функции правой и левой руки.

Из практики работы мы знаем, что, чем лучше развита мелкая моторика рук, тем лучше у ребенка речь, тем более подготовленным он пойдет в школу. У такого ребенка лучше развито логическое мышление, интеллектуальные способности, память, внимание. Учебный процесс в школе предполагает свободное владение ребенком связной речью.

В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», М.Монтессори дает напутствие педагогам: «Готовить глаз к видению, руку – к действию, душу – к чувствованию».

Речь формируется в деятельности, в игре. Вы часто используете в работе пальчиковые игры. Для чего? (Эти игры развивают мозг, мелкую моторику, стимулируют речевые центры, развивают воображение).

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные это: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры-конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

С какого возраста можно использовать пальчиковые игры? (с раннего возраста). Давайте и мы сейчас поиграем.

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Между пальцами зажат,

Карандаш ужасно рад,

Вы его качайте, братцы,

Очень любит он качаться.

Игра с шишками:

Для этого мы используем шишки. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем шишку по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(гладим шишкою ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем шишку).

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же другой рукой).

 «Бусинки-горошки»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Катать по столу горошины

(бусины) указательным пальцем,

средним, безымянным и мизинцем.

Можно использовать макароны (нанизывать на нитку, как бусы), крупу и пуговицы для сортировки, бельевые прищепки (не очень тугие), ленты и нитки для сматывания, прием рисования крупой, различными семечками, пуговицами, камешками, выкладывание изображений палочками и спичками и др. Каштаны, орехи и шишки можно также использовать для самомассажа. Эти несложные приемы будут интересны ребенку и смогут его надолго увлечь.

Артикуляционная гимнастика способствует формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика может быть в стихах и в прозе. Давайте проверим ваши знания.

Тестирование по теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
1. Артикуляционная гимнастика – это
а) гимнастика любых мышц языка;
б) совокупность движений языка и губ;
в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
3.Цель артикуляционной гимнастики:
а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков; 
б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.
4.Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:
а) лёжа;
б) стоя;
в) сидя.
5. Статические упражнения направлены 
а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
б) на координацию движений органов артикуляции.
6.Динамические упражнения направлены 
а) на увеличение силы голоса;
б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
7.Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять 
а) 2-3 раза;
б) 10-15 раз;
в) 1 раз.
8. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать 
а) подробно;
б) поэтапно;
в) конкретно.

Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи (звукопризношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве.

«Достаточный запас слов» - что это означает? (Чем больше ребенок сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, тем лучше он будет он понимать речь других людей).

Поскольку речь усваивается только по подражанию, то и развитие словарного запаса у детей находится в теснейшей зависимости от ближайшего речевого окружения, от количества и качества употребляемых в присутствии ребенка слов. Очень частое явление, когда дети слушают, но не слышат, смотрят, но не видят. Поэтому необходимо формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Запомните золотое правило: «Нельзя говорить в пространство!»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Зашумленные картинки

Зашумленные (или зашумованные) картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, геометрических фигур или животных. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку.

Придумайте вопросы к картинкам.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_2.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_3.jpeg

 https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_4.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_5.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_8.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_6.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_7.jpeg

 https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_10.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_9.png  https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_11.jpeg

Игра «Кузовок»

Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок, грибок, коробок и т.д.

Игра «Укрась слово»

Задание: к предмету на картинке подобрать как можно больше прилагательных. (снежинка, елка, кошка, клубника, солнце)

Зачем существуют слова? Чтобы помогать людям выражать свои мысли. Слова сами по себе не могут выразить законченную мысль. Для этого нужно составить предложение.

Развитие речи дошкольников через речевые игры с движением, на основе фольклора

Потешки, прибаутки задают весёлое настроение, развивают речь детей, звукопроизношение. А, если ещё добавить к словам прибаутки движение, то дети с удовольствием включаются в игру.

Я предлагаю несколько таких речевых игр с движением.

1. Кот на печку пошёл (ходьба на месте)

Горшок каши нашёл. (руки перед собой полукругом)

На печи калачи, (пальчиками показываем круглые калачи)

Как огонь горячи. (боимся обжечься)

Пряники пекутся, (показываем как делаем пряники руками)

Коту в лапки не даются. (прячем руки за спину)

2. Идёт лисичка по мосту, (ходьба на месте)

Несёт вязанку хворосту. (показываем, что за плечами вязанка)

- Зачем ей хворост? (пожимаем плечами)

- Печь топить. (изображаем, как кладём в печь)

- Зачем ей печь? (пожимаем плечами)

- Обед варить. (помешиваем в кастрюле кашу)

- Зачем обед? (пожимаем плечами)

- Гостей кормить. (руки перед собой, как будто что-то подаём)

- А гости кто? (пожимаем плечами)

- Медведь с женой, (показываем движением, переваливаяь с боку на бок)

- Да ёж, да кот, (показываем иголки и ушки)

- да мы с тобой. (показываем на гостей и на себя)

3. Скок-поскок, (подскоки)

Сколочу мосток. (показываем молоточек)

Серебром замощу, (посыпаем пальчиками серебро)

Всех ребят пущу. (руками зазываем гостей)

4. Тук-тук молотком (молоточек кулаками)

Я себе построю дом. (показываем «брёвнышко на брёвнышко»)

Крыша какая? (показываем крышу над головой)

Вот какая!

Окна какие? (показываем руками окошко)

Вот какие!

Тук-тук, целый день. (молоточек кулаками)

Домик строить мне не лень. (показываем крышу над головой)

Позовём мы в дом гостей, (зазываем руками)

Вместе будет веселей! (хлопки в ладоши)

Таким образом, у детей происходит расширение кругозора (знакомство с народным творчеством, развитие речи, звукопроизношения и умения сочетать слова и движение.

Беседа: «Ярмарка слов».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка - ярмарка слов. На ней продавались разные слова - кому какие нужны.

Слов было много, и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады призывали покупателей:

- Кому, кому иглы?

Иглы нужны многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елкам и, конечно, портным.

Нашло своих покупателей слово «язык». За ним выстроилась большая очередь из людей, животных, птиц. Даже очагу понадобилось это слово, какой же костер без языка пламени?

Слово «нос» был нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек.

Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. За ним сразу выстроилась большая очередь, в конце которой тоже был хвост.

-А вот шляпы! Кому шляпы? - Кричали продавцы.

К ним подбегали женщины, ведь шляпы - неотъемлемая часть их туалета.

Когда женские шляпы были распроданы, к продавцу неуклюже, подпрыгивая на одной ноге, приковыляли грибы и гвозди. Им тоже достались шляпы: грибам - хрупкие, разноцветные, гвоздям-прочные и железные.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/28/s_5a96fdcc819b0/845587_12.png


СИНКВЕЙН – НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Слово синквейн (англ. Cinquain ) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, в началеXX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Правила составления дидактического синквейна:

1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.);

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать , можно выделить символами.

  1. Предмет (тема) – одно слово – сущ-е.
  2. Два прилагательных по теме.
  3. Три глагола по теме.
  4.  Предложение по теме.
  5.  Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Например,

  1. Кто? Собака
  2. Какая? Мохнатая, большая
  3. Что делает? Спит, играет, лает
  4. Предложение. Мне нравится играть с собакой
  5. Ассоциация. Друг

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предметы», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Далее, когда ребенок поймет правила игры, можно переходить на более сложную информацию, которая требует не только знаний, но и умение делать выводы, искать взаимосвязи, описывать явления природы, составлять синквейны о профессиях и качествах людей. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Дети в игровой форме с удовольствием учатся составлять дидактические синквейны. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Этот метод не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию познавательно-речевых способностей у детей. Конечно же, умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определенной подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Это означает, что автор синквейна должен обладать знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам.

Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно-образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейа позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов. Они могут посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам. Например:

Для закрепления изученной лексической темы.

  1. Береза.
  2. Тонкая, белоствольная.
  3. Растет, зеленеет, радует.
  4. Береза – символ России.
  5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1.Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слоги.

5. Речь.

Во время непосредственно-образовательной деятельности по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

  1. Заяц.
  2. Белый, пушистый.
  3. Прячется, боится, прыгает.
  4. Заяц меняет шубу зимой.
  5. Дикое животное.

Синквейн несет определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить:

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребенка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать ребенком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни...

Таким образом, Синквейн для дошкольников – это:

  • Средство творческого самовыражения;
  • Игровой способ обогащения словарного запаса;
  • Подготовка к краткому пересказу;
  • Владение понятием: слово-предмет (живой-неживой), слово-действие, слово-признак;
  • Умение выделять главную мысль, формировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
  • Увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.


Игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец:

Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

  • «Рукавичка» от лица рукавички

Задание для группы №2.

  • «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

Творческий конкурс.

  • Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минут
  • Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»
  • Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

Друдлы как средство развития образного мышления дошкольников

Дошкольное детство - это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающим миром.

Образное мышление является доминирующим среди остальных видов мышления у детей дошкольного возраста и представляет собой процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная от зрительного и заканчивая осязательными и звуковыми. Основная особенность образного мышления- решение ребенком жизненных задач не только в ходе практических действий с предметами, но и в уме с опорой на образы- представления об этих предметах.  Развитие образного мышления включает в себя использование различных головоломок, дидактических игр, задачек на смекалку. На основе образного мышления у дошколят формируется интеллект, развивается умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках.

Мы расскажем Вам о технике развития образного мышления - друдлы.

Друдлы - это графические загадки-головоломкиОни представляют собой черно – белые  незаконченные картинки , смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Вы можете  дорисовать ее вживую или в своем воображении. Задача детей придумать как можно больше ответов, что изображено на рисунке. Целей игры может быть много:

- максимальное количество придуманных ответов каждым из игроков

- смешной вариант

-самый оригинальный нестандартный ответ

 Суть игры в друдлы заключается в том, что детям предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения.

Предлагаю и Вам сыграть в эту игру.

Посмотрите пож-та. На картинку. Что вы видите?

Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Данная техника способствует  развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности воспитанников  и учит мыслить не стандартно. Друдлы можно использовать воспитателям на занятиях по изобразительной деятельности по замыслу.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е.Щукина

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника» Выполнили: Кияшко Л.В. Кухарчук М.А.

Слайд 2

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток и восклицать: «О, как же ты красива!» Е.Щукина Цель: - Активизировать знания педагогов по теме: «Формирование детского речевого творчества как условие полноценного развития связной речи дошкольника». - Обеспечить оптимальные условия для обмена опытом, заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях. - Повышение профессионального мастерства педагогов в работе над образовательной областью «Речевое развитие».

Слайд 3

Речь формируется в деятельности, в игре. Вы часто используете в работе пальчиковые игры. Для чего? Эти игры развивают мозг, мелкую моторику, стимулируют речевые центры, развивают воображение. Формы работы по развитию мелкой моторики рук: Традиционные : пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминка); игры – конструкторы, мозаика, шнуровка и т.д.; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое-шершавое», «чудесный мешочек» и т.д. Нетрадиционные : самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, шишками, карандашами ; пальчиковые игры с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Слайд 4

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями « Бусинки-горошки» Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки.

Слайд 5

Игра с шишками: Колобок рукой катаю. Взад, вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Колобок я разожму и другой рукой начну. Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт.

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика способствует формированию точных, чётких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Тестирование по теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». 1 . Артикуляционная гимнастика – это а) гимнастика любых мышц языка; б) совокупность движений языка и губ; в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд 7

2.Цель артикуляционной гимнастики: а ) Выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. б) выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребёнка. 3. Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять: а) 2-3 раза. б) 10 – 15 раз. в) 1 раз.

Слайд 8

4. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют: а) Лёжа. б) Стоя. в) Сидя . 5. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать: а) Подробно. б) Поэтапно. в) Конкретно.

Слайд 9

Зашумленные картинки Зашумленные (или зашумованные ) картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, геометрических фигур или животных. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить пальцем или фломастером или копировать через кальку .

Слайд 14

Игра «Кузовок» Дидактическая задача : Развить слуховое внимание, активизировать словарь, мышление, развивать сообразительность. Игровые правила : В кузовок можно класть только те слова, которые оканчиваются на – ок . Например: замок, платок, чулок, шнурок, листок, комок и т.д. Игра «Укрась слово» Задание: к предмету на картинке подобрать как можно больше прилагательных.

Слайд 15

Развитие речи дошкольников через речевые игры с движением на основе фольклора Потешки , прибаутки задают весёлое настроение, развивают речь детей, звукопроизношение. А если ещё добавить к словам прибаутки движение, то дети с удовольствием включаются в игру. Кот на печку пошел ( ходьба на месте ). Горшок каши нашел( руки перед собой полукругом ). На печи калачи, ( пальчиками показывают круглые калачи ) Как огонь горячи ( боимся обжечься ). Пряники пекутся, ( показываем как делать пряники руками ) Коту в лапки не даются ( прячем руки за спину ).

Слайд 16

Беседа: «Ярмарка слов» В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались разные слова – кому какие нужны. Слов было много и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады призывали покупателей. - Кому, кому иглы? Иглы нужны многим: ежам , дикобразам, ершам, кактусам, ёлкам и, конечно, портным. Нашло своих покупателей слово «язык». За ним выстроилась большая очередь из людей, животных и птиц. Даже очагу понадобилось это слово, какой же костер без языка пламени? - А вот шляпы! Кому шляпы? – кричали продавцы. К ним подбегали женщины, ведь шляпы неотъемлемая часть их туалета. Когда женские шляпы были распроданы, к продавцу неуклюже, подпрыгивая на одной ноге, приковыляли грибы и гвозди.

Слайд 17

Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода « Синквейн » позволяет решить сразу несколько важнейших задач: -придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; -закрепляет знания о частях речи, о предложении; -значительно активизирует словарный запас; -совершенствует навык использования в речи синонимов; -активизирует мыслительную деятельность; -совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; -стимулирует развитие творческого потенциала.

Слайд 18

Цели синквейна - Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна . - Обогащать словарный запас детей. - Учить детей определять грамматическую основу предложения. - Развивать языковое чутьё, фразовую речь, ассоциативное мышление. Задачи синквейна - Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память. - Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи, чувства короткой фразой. - Обогащение словарного запаса слов. - Обогащения понятийного понятия. - Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму. - Умение анализировать. - Развитие эстетики и культуры речи. - Развитие гибкого нестандартного мышления у детей.

Слайд 19

Правила составления дидактического синквейна : 1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т.д.); 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна , слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка - три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное. Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. 1. Предмет (тема) – одно слово – сущ -е. 2. Два прилагательных по теме. 3. Три глагола по теме. 4 . Предложение по теме. 5 . Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Слайд 20

Береза. Тонкая, белоствольная. Растет, зеленеет, радует. Береза – символ России. Дерево. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. 1. Звуки речи. 2. Гласные, согласные. 3. Слышим, произносим, выделяем. 4. Звуки складываются в слоги. 5. Речь. Во время непосредственно-образовательной деятельности по развитию связной речи: используя слова из синквейна , придумать рассказ. Заяц. Белый, пушистый. Прячется, боится, прыгает. Заяц меняет шубу зимой. Дикое животное.

Слайд 21

Друдлы Друдлы - это графические загадки-головоломки. Они представляют собой черно – белые незаконченные картинки , смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Вы можете дорисовать ее вживую или в своем воображении. Задача детей придумать как можно больше ответов, что изображено на рисунке. Целей игры может быть много: - максимальное количество придуманных ответов каждым из игроков - смешной вариант -самый оригинальный нестандартный ответ

Слайд 22

Друдлы

Слайд 25

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток и восклицать: «О, как же ты красива!» Е.Щукина Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: детское речевое творчество, как условие полноценного общения.

Данная консультация предназначена для развития у детей индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности....

Мастер-класс для педагогов доу детский сад "снежинка" "Мнемотехника-как средство развития связной речи дошкольников"

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных....

Детское речевое творчество как условие полноценного общения

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её (деятельность) и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...

Детское речевое творчество как условие полноценного общения

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности ...