Детское речевое творчество как условие полноценного общения
статья по развитию речи

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её (деятельность) и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности узнать действительность, тем полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, следовательно, и его личность в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskoe_rechevoe_tvorchestvo_kak_uslovie_obshcheniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ведерникова Е.Л.,

воспитатель

МБДОУ ДС № 369г. Челябинска

Детское речевое творчество как условие полноценного общения

Во ФГОС дошкольного образования говорится: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её (деятельность) и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности узнать действительность, тем полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, следовательно, и его личность в целом.

Говорить – это значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами, а разговаривать – беседовать, вести разговор, общаться. Следовательно, ребёнок должен:

- овладеть определённым запасом слов;

- активно пользоваться им;

- уметь строить высказывания;

- формулировать свою мысль;

- понимать речь окружающих;

- уметь слушать и быть внимательным.

Старшие дошкольники болезненно ощущают имеющийся у них недостаток речи, становятся застенчивыми, замкнутыми, раздражительными, проявляют агрессию по отношению  к сверстникам и взрослым.

Дошкольный возраст – это возраст интенсивного формирования речи, благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения и речевого творчества.

Одним из условий развития речевого творчества и навыка эффективного общения является развивающая предметно обогащённая пространственная  речевая среда. Исходя из того,  что «в пустых стенах ребёнок не заговорит»  (Е. И. Тихеева):

 - насыщение группового пространства, должно удовлетворять детей в потребности в познании, движении и общении;

- все игровые материалы должны находиться в доступном для детей месте;

 - расширение границ группового пространства за счёт других помещений откроет для детей широкие возможности разнообразного и творческого использования материала;

- использование разнообразных видов театра, художественной литературы, картин, дидактических игр, аудио- и видеотек, картотек художественного слова, книжек-самоделок, познавательных альбомов расширит кругозор детей.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослого и зависит от достаточной речевой практики. Поэтому, следующим условием развития творческой речи ребенка является организация речевой практики, которая даст ему возможность  проявить себя, активизировать речевое подражание и речевое творчество, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание, а так же находить способы общения. Под речевой практикой подразумевается:

- разговор с ребенком во время всех видов деятельности, таких как одевание, раздевание, игра, прогулка, совместная деятельность и т.д. Необходимо говорить о том, что вы делаете, видите, что делает ребёнок, что делают другие люди и что видит сам ребёнок;

    -  организация праздников, развлечений совместно с другими группами;

    - театрализованная деятельность, выставки, походы в гости, шефство над малышами, обмен подарками и сюрпризами;

     - приглашение гостей в детский сад: артистов театра, военнослужащих, ветеранов, учителей, выпускников для общения.

Следующим условием развития творческой речи ребенка является развитие детского речевого творчества.  Это означает создание условий для овладения детьми творческой деятельностью. Одной из форм овладения этой деятельностью может стать создание творческой мастерской. Творческая мастерская – это демократическая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая предоставляет каждому ребёнку возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

Особенностями работы творческой мастерской являются:

- идея – это творческое начало;

- импровизационный характер работы в мастерской;

- игровой стиль поведения всех участников, в том числе и педагога;

- партнёрские отношения: взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок;

- атмосфера эмоционального подъёма;

- отсутствие детального планирования и выстраивания перспективы;

- открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал;

- быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка;

- умение педагога не мешать ребёнку творить, а быть рядом с ним, принять и понять его позицию, а также доверять ребёнку в минуты творческого поиска и бережно относиться к результатам детского творческого  труда.

Такая формы работы актуальна и своевременна, т.к. в ней дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею, содержание деятельности, способы достижения цели: реализуют свои интересы через собственную инициативу.

Целю работы творческой мастерской должно быть руководство к деятельности, а не строгое методическое указание.

Для творческой мастерской характерны следующие принципы:

- психологическая свобода и безопасность для ребёнка;

- разумная дозволенность;

- игра;

- спонтанность и проявление своей индивидуальности.

Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку:

- быть более открытым и свободным в общении;

- самоутвердиться и самореализоваться, то есть повысить самооценку;

- развить чувство ответственности, собственной значимости;

- трансформировать приобретённый опыт в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную  деятельность.

Детскому «особому языковому чутью» поддаётся практически любой жанр. Поэтому виды работы в творческой мастерской могут быть  разнообразны:

- сочинение сказок и сказочных историй;

- составление загадок;

- составление рифмованных текстов;

- придумывание названий к картинам, иллюстрациям, сказкам;

- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

- оживление иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;

- ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т.д.

  Работа в творческой мастерской воспитывает у дошкольников любознательность, чуткость к слову. Имея опыт творческой работы со словом, дети начинают широко использовать лексическое богатство языка в повседневном общении, у них появляется грамматическая чуткость, развивается бережное отношение к родной речи.

Таким образом, в процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей. Любая совместная продуктивная деятельность детей формирует у них положительное отношение к сверстникам, партнёрам по играм. Непринуждённое общение способствует развитию детского коллектива. Всё вышесказанное подтверждает народную мудрость: «Уметь общаться – в счастье купаться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: детское речевое творчество, как условие полноценного общения.

Данная консультация предназначена для развития у детей индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности....

Консультация "Детское речевое творчество - условие полноценного общения"

Уважаемые, родители!Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать ребенку задания на придумывание сказок, рассказов, загадок....

Детское речевое творчество как условие полноценного общения

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности ...