Консультация "Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях"
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей "Как  играть с детьми раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы для родителей18.86 КБ
Файл konsultacija_dlja_roditelej.docx62.16 КБ

Предварительный просмотр:

Как играть с детьми раннего возраста

 

 Игра занимает очень большое место в жизни ребёнка. Очень часто родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что этим доставят детям больше удовольствия и будут способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Безусловно, дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками или со взрослыми. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой.

 Великий педагог А.Макаренко сказал: «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

         Что же даёт ребёнку игра? Да практически всё: удовольствие; знакомство с нормами и правилами жизни; общение со сверстниками; возможность выражать свои эмоции; возможность выбирать свои игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, песню); внутреннюю свободу (играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу).

 

Давайте рассмотрим игры, которые необходимы

для развития детей раннего возраста.

 

Сенсорные игры

 

         Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища». Очень полезны детям игры с водой. Сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку? Наполнить бутылку до половины – она будет плавать. Налить бутылку доверху – она будет тонуть. «Фонтан» из бутылки. Кидаем в воду всё подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки) и смотрим – тонет – не тонет, вылавливаем игрушки, «дождь» из губки. Познакомьте ребёнка с разной температурой: холодно-тепло-горячо, со льдом (растворяется - не растворяется; тает - не тает). Пересыпайте песок, стройте из него замки. Очень хорошо способствуют развитию мелкой моторики игры с тестом. Они расслабляют ребёнка, снимают эмоциональное напряжение. Предложите детям несколько комочков теста, пусть он их помнёт пальчиками, ладошкой, украсьте лепёшку теста горохом, фасолью, слепите колобок, можно нанизать шарики из теста на палочку или карандаш.

 

Моторные игры (бег, прыжки, лазание).

 

 Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться. К моторным играм также относятся пальчиковые игры и гимнастика (делайте с ребёнком упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, карандашами; «танцуйте» пальцами, хлопайте в ладоши; занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, счётными палочками; попробуйте технику рисования пальцам, добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа; давайте детям лущить горох и чистить арахис).

 

 Языковые игры

 

 Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же фразу. Попробуйте, вместо того, чтобы злиться, лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов. Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра. Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий. Например:

 Плечи, коленки, носки, голова,

 Носики, ушки, рот и глаза.

 Расширяйте словарь детей с помощью игр (каких ты знаешь животных, птиц; кто как передвигается; кто, где живёт и т.п.)

 

Ролевые игры

 

Они начинают привлекать детей ближе к 2 годам. Дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых может позволить родителям узнать, как воспринимают их дети. Учите детей играть с куклами (укладываем, кормим, одеваем на прогулку, делаем зарядку, лечим), инсценируйте простые сказки с помощью игрушек, масок, кукольного или пальчикового театра.

           Обязательно играйте с детьми! То, как взрослый играет с ребёнком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на его эмоциональное развитие, способности к учёбе и умение приспосабливаться к взрослой жизни. Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях.

                       H:\Ирины документы\Новая папка\фото ивановойНовая папка\Рисунок4.jpg

 

 Уважаемые родители! Мы предлагаем материал, который поможет вам развить предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях. К нам обращаются родители с вопросами о том, с какого возраста можно заниматься рисованием с детьми, как организовать уголок изодеятельности дома. Поэтому постараюсь ответить на самые часто встречающиеся вопросы.

 На основании исследований педагогов психологов (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина и др.) можно утверждать, что изобразительная деятельность возникает уже на втором году жизни и носит манипуляционный характер. В поле зрения ребенка попадают предметы художественного назначения (карандаши, фломастеры, ручки, бумага). Ребенок начинает интересоваться способами действия с ними. До 1,5 лет ребенок не испытывает потребности рисовать, поэтому он действует с предметами неосознанно, а как бы опробуя материал. Ребенка привлекают движение карандаша, ручки по листу бумаги и – самое главное – появление следов. Для него это открытие: вот чистый лист – и вдруг ленточки строк, линии, штрихи.

 Взрослый должен обеспечить ребенка подобными материалами, чтобы они привлекали его внимание. Без участия взрослого ребенок не может овладеть способами использования изобразительных материалов. Заменить приемы действия с ними ребенку помогают изобразительная деятельность взрослого (через наблюдение) или самостоятельное открытие. После того, как ребенок уяснил особенности работы с карандашом или фломастером, он продолжает покрывать бумагу различными линиями и штрихами, стремясь повторить действие, но еще не замечая, что у него получается изображение предмета. Взрослый человек должен обратить внимание ребенка на характер оставляемых им следов и на разнообразие этих линий. Примерно к двум годам ребенок, т. е. его рука приспосабливается к действию с изобразительными материалами, его движения становятся более твердыми и уверенными, т. е. закладываются основы зрительно – двигательной координации. Характер линий в этот период становится боле организованным, в результате получаются непрерывные спирали, мотки, увеличивается в размере и занимающие весь лист. Постепенно в рисунке исчезает хаотическое нагромождение линий, и все чаще возникают боле четкие графические изображения.

 Взрослый должен помочь ребенку увидеть в его каракулях какое – то изображение. С этой целью предлагается рассматривание картинок и иллюстраций. Взрослый может рисовать и лепить на глазах у ребенка любое, получившееся изображение желательно соотносить с реальным предметом.

 Благодаря совместным действиям взрослого и ребенка процесс подражания приобретает все боле “содержательный” характер. Если взрослый помогает ребенку в нарисованном узнавать знакомый предмет, он эмоционально откликается: улыбается, смеется, хлопает в ладоши, показывает рисунок всем членам семьи.

 Цвет – основное выразительное средство.

 Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашом. Яркое пятно краски вызывает у малыша радость и восхищение. Нарисовав темно – синей краской большое пятно, ребенок говорит: “Туча. Идет дождик”.

 У детей раннего возраста необходимо формировать предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в рисунке. В чем специфик обучения ребенка раннего возраста изобразительной деятельности? В первую очередь это наблюдение за окружающей действительностью, рассматривание иллюстраций, предметов декоративно – прикладного искусства, народных игрушек и т. п. Однако надо помнить, что произведения искусства должны быть доступными понимания ребенка, как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Возникновению образа в рисунках детей раннего возраста способствует определенная последовательность творческих заданий, в основе которых овладение изобразительно – выразительными средствами, доступными малышам.

Задание по двигательному ритму (для детей двух лет) направлены на передачу явлений действительности контрастом цветных пятен: «Светит солнышко», «Мой флажок, как огонек», «Яркие фонарики», «Зажжем огни на елке», «Горят огоньки в домах», «Праздничный салют», и т. д. Благодаря цвету, рисунок становится ярче, интереснее, живее.

 Задание по линейному контуру направлены на передачу форм окружающих предметов: «Травка в поле поднялась», «Цветы растут», «Рыбки плавают», «Шарики летят», «Колобок – румяный бок», «Мой веселый, звонкий мяч» и т. п.

Знакомя ребенка с предметами и явлениями действительности, взрослый должен способствовать вовлечению в этот процесс как можно большего числа различных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных). Это поможет малышу лучше запомнить и воспринимать окружающие.

 Малыш только начинает рисовать, и взрослому необходимо вызвать у него интерес к этой деятельности. Для этого следует постепенно знакомить его с различными художественными материалами: красками, гуашью, цветной бумагой, карандашами. Надо учить ребенка правильно держать карандаш, кисть в правой руке, аккуратно пользоваться водой и красками. Сначала дайте ребенку гуашь, обратите его внимание на разнообразие цветов. Пусть он возьмет одну краску и на альбомном листе что – нибудь нарисует. Малыш эмоционально реагирует на яркие цвета красок, рисует пятна, линии в разных направлениях.

         Постепенно от простых действий кистью ребенок перейдет к узнаванию того, что получилось: “цветок”, “солнышко”, “мячик”, “дорожка” и т. д. Когда малыш рисует, надо пояснить все его действия («рисуем красками», «карандашами на бумаге»). Он узнает, как интересно рисовать, поэтому стремится повторять линии, круги, пятна, штрихи. В процессе руководства рисованием эта деятельность приобретает образный характер, если взрослый обращает внимание на возникающие в рисунке изображения. С этой целью он проводит занятия, на которых ребенок имеет возможность увидеть процесс создания рисунка определенного содержания. Например, на большом листе бумаге взрослый рисует красками гуаши разного цвета понятные ребенку образы: солнышко, травку, цветы, жуков, птичку и т. д. Эти образы можно создавать не только красками, но и фломастерами, цветными карандашами.

В начале обучения рисованию основное внимание следует обратить на координацию движения рук. Правильно держать карандаш, кисть в правой руке – уже большой труд для малыша. Поэтому во время  обучения рисованию важно показать, как надо держать кисть, набирать краску и оставлять на бумаге пятна, мазки. Впоследствии можно начать осваивать круговые движения - рисовать краской линии, которые вызывают ассоциации с “дорожками”, и спросите: “Кто пробежал по этой дорожке? ”. Дождитесь ответа или подскажите: «Киска, собачка, девочка».

При обучении детей раннего возраста важен метод совместных действий взрослого и ребенка – “Сотворчество”. Родителям рекомендуется, занимаясь с ребенком, находить различные формы совместных действий.

Формы совместной деятельности изодеятельностью требуют от взрослого внимания и подготовки, так как надо не только позаботиться о том, чтобы ребенку было интересно, но и воспитывать у него желание самому участвовать в процессе совместной деятельности. Тогда ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее. Например, перед тем, как предложить малышу нарисовать краской, следует обратить его внимание на ее цвет, на мягкий ворс кисти. Затем показать, как взять краску, осторожно сделать 2 – 3 мазка на листе бумаге. Ребенок, подражая, сам начнет рисовать. Помогите узнать в этих неуверенных мазках “первые снежинки”, полюбуйтесь вместе с ребенком “снегопадом”. Для создания общей картины можно заранее нарисовать на листе бумаге удивительной формы несколько деревьев, елочек, и постепенно вводить ребенка в “образ” снежной зимы: "Наступила зима и все покрыла белым снегом: и деревья, и елочки, кусты. Нарисуем, как снежок падает на землю, на деревья”. У ребенка возникает желание нарисовать в сотворчестве не отдельные “листочки, снежинки, огоньки, а образы “листопада, дождя, метели, огней салюта” и т. п. В процессе выполнения таких заданий обогащается восприятие окружающего мира: ребенок учится многие характерные детали – звук весенней капели, цвет осенних листьев, яркие лучи солнца и т. д.

 Овладев способами самостоятельных действий, малыш может применять их на других занятиях.

 Маленьких детей особенно увлекает изобразительная деятельность в необычных условиях. Во время прогулки можно нарисовать палочкой на земле или снегу домик и предложить ребенку “войти” в него (или поехать в нарисованной машине). Летом с помощью разнообразных форм малыш может печатать на песке рыбок, лошадок, цветы и т. д.

Для развития изобразительной деятельности в раннем возрасте необходимы определенные условия:

  • доступные по содержанию творческие задания;
  •  использование различных художественно – изобразительных материалов (карандашей, красок и т. п.);
  •  обучение изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать);
  • развитие самостоятельных действий в процессе рисования.

 Несколько заданий по рисованию с детьми второго года жизни (для родителей).

 1. РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ

    Нарисуйте разноцветные круги или наклейте их, вырезав из разноцветной бумаги. Предложите ребенку “привязать” ниточки к шарикам. Если он захочет сам нарисовать и раскрасить шарики, способствуйте проявлению его самостоятельности. Обратите внимание ребенка на цвета шариков – красный, желтый, зеленый, синий.

 2. ДОЖДИК

   Нарисуйте или способом аппликации наклейте силуэт тучи. Покажите ее малышу и скажите: “Пошел сильный дождь”. Пусть он рисует частые штрихи. После ваших слов: “Дождик кончается”, - ребенок оставляет на бумаге редкие штрихи. Чередуйте фразы. В конце скажите: “Дождик кончился – на земле появились лужи”, - малыш рисует очертания овальной формы.

 3. ПОКОРМИ ПТИЧКУ

    На листе бумаги наклейте изображение птички. Предложите ребенку “покормить” ее. Пусть он наносит штрихи, точки, изображая зернышки. Сопровождайте его действия стихами: “Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышки я дам”.

 4. УКРАСЬ ПЛАТОЧЕК

    Вырежьте из цветной бумаги несколько квадратов – “Платочков”. Предложите ребенку украсить их полосками (слева – направо, сверху – вниз и т. п.) и мазками. Полюбуйтесь узорами: “Вот какие красивые получились платочки! ”, Для рисования возьмите гуашь или фломастеры (карандашами рисовать на цветном фоне очень сложно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях.

Изобразительная деятельность возникает уже на втором году жизни и носит манипуляционный характер. В поле зрения ребенка попадают предметы художественного назначения (карандаши, фломастеры, ручки, бума...

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей  первой группы раннего возраста на тему:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  в домашних условиях»...

Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях.

Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста...

Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях.

Уважаемые родители! Мы предлагаем материал, который поможет вам развить предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях. К нам обращаются родители с вопросам...

Предпосылки изобразительного творчества у детей раннего возраста в домашних условиях.

На основании исследований педагогов психологов можно утверждать, что изобразительная деятельность возникает уже на втором году жизни и носит манипуляционный характер. В поле зрения ребенка попад...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...