Консультация «Организация работы по формированию основ патриотического воспитания детей в ДОУ»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В консультации описана работа детского сада по направлениям патриотического воспитания дошкольников. Приведены примеры форм работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44

Консультация

«Организация работы по формированию основ патриотического воспитания детей в ДОУ»

Составила:

старший воспитатель Зарубина Е.Ю.

Саров 2020

  1. Актуальность.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

На современном этапе в организации деятельности педагогического коллектива ДОУ одной из наиболее актуальных является проблема приобщения ребенка к общечеловеческим и отечественным ценностям, становление дошкольника как личности, формирование его гражданской позиции, патриотических чувств, усвоение национальных традиций и социокультурных норм.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, а ведь в ней ребенок получает первые уроки нравственности, гражданственности, закладываются его жизненные позиции.

  1. Нормативно-правовая основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Востребованность комплексной и всесторонней работы по патриотическому воспитанию дошкольников получила юридическое оформление в ряде правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ

- Стратегическая общегосударственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 годы» от 30 декабря 2015 года №1493, которая включает пять тематических блоков,  при этом отмечается необходимость сохранения приоритетного внимания к воспитанию детей и молодёжи. Основной целью формирования патриотизма является духовное пробуждение народа и становление единого гражданского общества.

- Национальная доктрина образования на 2000-2025гг. в РФ от 4 октября 2000 г. N 751

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.  

ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами:

  • Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.
  • Образовательная область «Познавательное развитие» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.
  • Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны.
  • Область «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.
  • Область «Художественно-эстетическое развитие» способствует формированию эстетических чувств на основе знакомства детей с культурой своего народа, родной природы.

  1. Программы по патриотическому воспитанию

В связи с актуальностью данной проблемы в России было создано значительное количество программ, направленных на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников:

  • «Наследие» М.Ю.Новицкой

Программа «Наследие» — парциальная программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой. Цель П. — введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается как отечественная культура в многонациональной России, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих. Программа состоит из следующих блоков: «Круг событий», «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения».

  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей.

  • «Мы живем в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой         

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

  • «Маленькие россияне» под ред.Т.И.Оверчук

Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе приобщения к национальной культуре.

Таким образом, обзор ряда программ нравственно – патриотического воспитания демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание данной проблемы, необходимости ее решения.

  1. Понятие «патриотизм», «нравственность»

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной эмоциональностью и восприимчивостью к социальным воздействиям. Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность и патриотизм.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возрастаопределяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающихлюдей, представителей живой природы, наличие у ребенка таких качеств, каксострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частьюокружающего мира. Под патриотическим воспитанием детей понимается взаимодействие взрослого и детей

в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и  формированиев ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокамнациональной и региональной культуры, природе родного края, воспитаниеэмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности кокружающим.

  1. Цель, задачи

Цель нравственно-патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Задачи:

  • воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города, края, страны;
  • учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению;
  • воспитывать уважение к труду разных профессий;
  • развивать у дошкольников интерес к родному городу, краю, стране, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
  • развивать интерес к традициям родного города,  края, страны, соблюдать их и сохранять, способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях и событиях, социальных акциях;
  • формировать бережное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать;
  • знакомить с символикой родного города, края, российского государства, ее значением для народа и страны в целом;
  • расширять представления детей о регионах страны, ее больших городах;
  • развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны, воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании;
  • способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям;
  • дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.

  1. Система работы

Патриотическое воспитание - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином.

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике. Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду — это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей должна иметь свою систему и последовательность. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему.Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

6.1 Направления работы

В ДОУ разработаны перспективные планы по ознакомлению детей с родным городом, куда включены также и некоторые разделы по знакомству детей с народными промыслами Нижегородской области. 1 раз в неделю предусмотрено проведение организованной совместной деятельности по данной теме. В тоже время патриотическое воспитание охватывает более широкий пласт знаний. Кроме того, следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерныкратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому вопросы патриотического воспитания дошкольников необходимо включать регулярно  в план работы, соблюдая при этом принцип интеграции.Неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

В целом работу по нравственно-патриотическому воспитанию можно подразделить на темы.Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.

Родной город, родной край. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, его природе, о городских зданиях и учреждениях, его достопримечательностях, об истории возникновения, видах транспорта, трудовой деятельностилюдей,промышленности,деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Дети должны знать, на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. Вместе с тем, здесь также встает вопрос о необходимости сообщения детям информации об их улице: ее названии, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с территорией, на которой находится детский сад, - можно пройти пешком или надо ехать. Дети дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музей, театры и проч.

Необходимо познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой города. Ребят можно познакомить с историей храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

Расширяются представления детей о значимости труда взрослых, их вклад в развитие экономики страны.

Родная страна.Дети получают географические сведения о территории России: месторасположении, размерах, особенностях природы. Дети знакомятся с государственными символами, их значением, узнают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Рассказывают где и когда они могут их увидеть.Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Прежде всего необходимо вспомнить тех людей, которые прославили нашу страну - художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, философов, врачей (выбор зависит от воспитателя). Необходимо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с «характером» русского народа (творческие способности, умелость, напевность, гостеприимство, доброжелательность, отзывчивость, умение защищать свою Родину), личностнымикачествами знаменитых людей.

Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой детям даются общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире, а также о разнообразии природных богатств (природных ресурсах) родного края, страны.Детей учат бережно и экономно расходовать их. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на красоте, богатстве, на ее особенностях. Главная цель - пробудить в детских сердцах любовь к родной стране с ее богатой и разнообразной природой.

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На этих занятиях дети знакомятся с бытом русского народа, устным народным творчеством, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством, музыкой. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни. Детям дается представление о культуре некоторых других народов.

6.2 Средства

 Нравственно-патриотическое воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

  • Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное

искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

  • Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она

способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенкауверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. При этом следует использовать разные средства, например музыкальное и художественное искусство. 

  • Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная

деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

  • Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой

живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

         Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем).

  1. Формы работы

 Большая роль в реализации работы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т.к. воспитание чувств - процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине.

Основными формами организации детей являются:

- организованная деятельность (в рамках проведения ООД «Мой город, моя улица», «Моя страна», «Космос», и др.);

- совместная деятельность;

- работа в рамках тематической недели;

- природоохранная деятельность;

-участие в конкурсном движении, фестивалях, акциях;

- организация мини-музеев;

- проектная деятельность;

7.1Всовместную деятельность следует регулярно включать:

- игровые упражнения типа «Из разных названий стран определи нашу страну», «Поищем нашу страну на карте, глобусе», «Как написать адрес на конверте» и другие.

- дидактические игры  («Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?», «Собери из частей целое», «Назови достопримечательность города», «Составь герб города», «Кто больше назовет стран», «Из какой страны гости», «Чья это сказка», «Из какой страны эта игрушка»),

- подвижные игры (народные подвижные игры «Горелки», «Заря-зареница», «Птицелов» и т.д.). Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Подвижная игра вызывает в детях желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление кпобеде. Участвуя в народных играх, дети впитывают любовь к Родине, к традициям и обычаям  своего народа, уважение к  культурам других национальностей.

- сюжетно-ролевые (Семья, «Парикмахерская», «Шофёры», «Магазин», «Поликлиника»), способствуют осознанию ребёнком себя как личности, своей принадлежности к социальному окружению, способствуют развитию эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, дают возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности  и профессий.

- беседы с рассматриванием фотографий, тематических альбомов, картин и иллюстраций о родном городе, городах России, животных родного края, природе, знаменитых людях и т.д. способствуют обогащению представлений детей освоем окружении;

- просмотр презентаций, видеофильмов позволяет обогатить и визуализировать информацию о тех социальных явлениях, которые не все дети могут увидеть и прочувствовать в действительности;

- изобразительная деятельность (иллюстрирование своего города, края, страны, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, декоративной росписью, зарисовки к календарным праздникам и т.д.)способствует выражению собственных чувств к окружающему миру;

- прослушивание литературных произведений, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение  потешек, закличек, песен ит.д.Художественная литература неиссякаемый источник формирования у дошкольников любви к своей родине. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

- чтение книг, энциклопедий,  стихотворений на подходящие темыоказывает огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка. Она знакомит детей с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой, героическими подвигами русского народа;

- наблюдения; экскурсии, позволяющие познакомить дошкольников непосредственно с окружающей его действительностью (экскурсии по достопримечательностям города,  по аллее  в парковой зоне)

- трудовая деятельность,

-праздники, развлечения, досуги. Праздники и досуги, формирующие у дошкольников любовь к народным традициям «Осенины», «Новый год», «Масленица», «Святки», «Праздник прилёта птиц», способствуют становлению активной патриотической позиции детей.Досуги, посвященные знаменательным датам (День космонавтики и др.), знакомят детей с историей прошлого и настоящего России.

Отдельные темы следует приурочить к конкретным событиям, праздникам, например, 4 ноября – в День народного единства обратить внимание детей на толерантное отношение к людям разных национальностей, о недопустимости насилия и уважении ко всем людям, 12 декабря – в  день Конституции провести беседу о  Декларации  прав ребенка; в апреле, знакомя детей с космосом, обратить внимание детей на достижения наших великих людей.

7.2 Проектная деятельность.

Большую популярность в дошкольном образовании в настоящее время приобрел метод проектов. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности, как одного из методов развивающего обучения, способствует развитию креативности педагогов, повышению профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ. Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть проектный.Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности. Примерные темы для проектов «История моей семьи», «Широка страна моя родная» (природа России), «А я иду шагаю по Москве» и др.

7.3 ИКТ

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий формирует новую картину современного мира, в котором медиа становится главным источником познания, средством общения, способом творческой самореализации.Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения детей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным.

7.4 Минимузеи

Детский музей – это целая система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия. Идеи для создания мини-музея в группе: «Народные промыслы Нижегородской области», «История предметов быта», «Одежда народов России», «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.;

  1. Развивающая предметно-пространственная среда.

Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании играет созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда. В группе рекомендуется оформить  зону нравственно-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране.Основные задачи данной зоны:всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств.

Примерная модель развивающей предметно – пространственной среды по нравственно – патриотическому воспитанию:

- семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Моя семья - моя гордость», «Герб моей семьи», «Генеалогическое  древо», семейные газеты «Путешествуем всей семьей», «Семейные традиции» и т.д.;

- тематические альбомы: «Наш детский сад», «Моя группа»;

- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки»,карта г.Сарова;

- тематическая папка «Мой край», карта и символика Нижегородской области, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края;

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента РФ; иллюстрации и фотографии с видами родной страны, столицы и некоторых крупных городов, достопримечательностей, климатических зон/пейзажей России;

- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской»,   «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;

- альбомы: «Старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;

- традиции, обычаи родного края, других регионов России (описания, иллюстрации);

- картотеки стихов, рассказов, произведений о родном городе, крае, Россиио  семье, детском саде, о стране, произведения художественной литературы разных народов  и устного народного творчества (сказки (русские народные и других народностей), былины, предания и т.д.);

- иллюстрации народных промыслов, произведения

- дидактические игры по краеведению(кубики «Мой город», разрезные картинки «Узнай памятник», игра – бродилка «Путешествие по Сарову», лото «»;

- подборка музыкальных произведений песен;

- презентации, диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России и т.д.;

- календарь знаменательных событий и праздников (г.Саров, Нижегородская область, Россия)

- минимузеи;

- макеты (Красная площадь, саровская колокольня и др.).

       Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе,  расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

  1. Работа с семьей

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В работе с родителями используем разнообразные формы:

  • наглядно-информационные формы    знакомят  родителей с условиями,

содержанием и методами патриотического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Это стенды с информацией патриотического содержания, брошюры, агитационные листы, родительская почта, размещение информации на сайте детского сада и на личных сайтах педагогов.

  • познавательные формы призваны  повысить ответственность семьи за

нравственно-патриотическое воспитание,   обогатить педагогические знания родителей. К познавательным формам относятся консультации, круглый стол, мастер-классы, проблемные семинары, патриотические акции.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельныхпредприятий и учреждений,городских мероприятий и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Можно предложить родителям провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) и т.д.

Одной из групповых традиций может стать организация семейных клубов, в план заседаний которогоможно включитьтворческие мастерские (создание «Генеалогического дерева», фотовыставки «Мы - помощники для бабушки и дедушки», выпуск  газеты «Наше хобби», коллажа «Маршрут выходного дня» и т.д.), работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также проведение традиционныхрусских праздников и обрядов, рождественских балов, праздника русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

В приемной группы можно оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям детей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного семейного опыта.

  1. Взаимодействие с социумом

Эффективная работа по патриотическому воспитанию невозможна без сотрудничества  с учреждениями и организациями города. Посещение городского музея, музея народной игрушки, выставочного зала и т.д., где часто организуются тематические выставки, а также спортивных мероприятий способствует формированию любви и уважения к родному краю, чувства гордости за его жителей.

Вывод: хочется верить, что проводимая целенаправленная и систематическая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников поможет воспитанникам стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мозговой штурм "Необходимость формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"

Данный мозговой штурм поможет старшему воспитателю в работе с педагогами по повышению профессиональной компетентности....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...

Проект по патриотическому воспитанию Формирование основ патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с детства»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения....